Словосочетание «бесплатное образование» давно уже превратилось в юмористическое выражение. В новых социально-экономических условиях, в которых наша страна живет с 1991 года, право учиться существует, однако никто не гарантирует, что такие услуги будут предоставляться полностью бесплатно.
Рассмотрим вопрос о праве на такое обучение в вузе.
Итак, есть ли надежда у современных выпускников школ?
Безусловно, такая надежда есть. Многие из выпускников этого года и еще следующих годов будут учиться на бюджетных местах, получать долгожданную стипендию. Многие, но далеко не все.
Ведь полностью бесплатное образование РФ предусмотрено только в школах, да и то там существуют платные дополнительные образовательные услуги. В колледжах и вузах же учиться бесплатно также возможно, но далеко не все желающие оказываются на таких местах.
Если у вас есть льгота (вы инвалид, сирота, сын или дочь Героя России), то вам попасть вуз на бюджетное место легче, но если вы не входите в число льготников, все становится гораздо сложнее, и вы поступаете на общих основаниях.
А поступить в вузе на бюджетное место на общих основаниях очень и очень трудно.
Но обо всем поподробнее.
Все про бюджетные места в вузах
Каждый год Министерство образования определяет количество бюджетных мест в нашей страны. Как известно, такие места предполагают, что абитуриент, поступивший в вуз, будет получать свое образование совершенно безвозмездно (то есть, не вкладывая в него свои личные средства), а также само государство будет платить ему еще небольшое материальное поощрение (проще говоря, стипендию).
Однако в случае, если абитуриент не наберет достаточно баллов для поступления на бюджетное место, он может учиться на платном отделении, внося каждый семестр за свое обучение в вузе определенную плату (естественно, что никакой стипендии он при этом не будет получать).
Вот, казалось бы, бюджетные места в вузах - это и есть настоящее бесплатное образование. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Ведь тогда наша система образования была бы просто идеальной, а это далеко не так.
Количество бюджетных мест
Количество бюджетных мест рассчитывается по количеству выпускников школ. Равно оно приблизительно половине от всех одиннадцатиклассников страны, которые выходят из стен средней школы.
При этом далеко не каждый второй выпускник школы в итоге поступает на бюджетное место в вуз, потому что кроме вчерашних школьников есть еще выпускники колледжей, а также выпускники прошлых лет. В итоге по всей стране конкурс на бюджетные места составляет в среднем 4-5 человек на одно место. На какие-то специальности конкурс меньше, на другие он в разы больше и доходит до 20-30 человек на одно бюджетное место.
Все зависит от престижности той или иной специальности.
Поэтому при такой «арифметике» получить бесплатное образование в вузе становится гораздо сложнее.
Количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях
Следует отметить, что количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях, как правило, отличается. На очные отделения вузы распределяют большее количество мест, на заочное отделение - меньшее.
Бывает и такое, что заочное образование бесплатно получить вообще невозможно. Специальности в вузах есть, но они полностью переведены на платную основу.
Единственно, что можно посоветовать абитуриенту, это собирать как можно больше полезной информации. Уже весной всегда известно точное количество бюджетных мест. У всех вузов есть свои сайты, где всегда можно найти страничку для абитуриентов. План приема всегда вывешивается на этой странице.
Отсюда совет - если хотите получить бесплатное образование, приложите все усилия для достижения своей цели. Узнайте заранее количество бюджетных мест по тому или иному образовательному профилю и рассчитайте свои силы.
На какие специальности можно поступить бесплатно?
Существует достаточно большое количество специальностей в вузах, которые считаются непрестижными, поэтому конкурс на них небольшой.
Тенденции, конечно, со временем изменяются, но в целом такие профессии всегда есть.
Например, в каждом пятом-шестом крупном университете есть учительские специальности, который предполагают обучение с присвоением квалификации «учитель русского языка». А есть другое отделение, закончив которое можно получить диплом уже не учителя, а филолога или журналиста. Конечно, более престижными считаются последние две профессии, поэтому и конкурс на бюджет на них больше.
То же самое можно сказать относительно других профессий: зоотехника, специалиста по социокультурной деятельности, библиотекаря и прочее. Здесь поступить на бюджетное место выпускнику школы со средним баллом ЕГЭ будет совсем нетрудно.
А вот, например, стать юристом или экономистом бесплатно будет гораздо труднее. А уж специалистом по международному праву - и подавно…
Что такое целевое место?
Впрочем, существует еще одна возможность бесплатно. Связана она с поступлением на так называемое «целевое» место.
О чем идет речь? О том, что между работодателем потенциального абитуриента и вузом заключается договор, согласно которому работодатель оплачивает обучение молодого студента, а потом он вправе требовать, чтобы специалист проработал у него определенное количество лет. Часто таким работодателем выступает само государство в лице министерств и ведомств, которые нуждаются в специалистах определенного рода подготовки.
Например, нужны для субъекта федерации врачи (их сейчас острая нехватка). На этот субъект выделяется квота в 30-70 целевых мест. и обучается наравне с остальными студентами, однако после получения диплома он обязан отработать несколько лет в государственных медицинских учреждениях того субъекта, благодаря которому он и получил свое целевое место.
В противном случае студент обязан возместить расходы государству по своему обучению в полном размере.
Можно ли получить бесплатно профессиональную переподготовку?
Некоторые молодые люди, уже имеющие высшее образование, со временем понимают, что профессия их не устраивает.
Но они уже один раз в своей жизни получили высшее образование бесплатно. У них возникает потребность пройти профессиональную переподготовку с заниматься новым видом профессиональной деятельности.
Возможно ли такое? Да, возможно, однако если бюджетные места в вузах все-таки пока еще сохранились, то дополнительное профессиональное образование предлагается исключительно как платный вид образовательной услуги. Поэтому у такого человека, по сути дела, два пути решения его проблемы.
Первое решение: оплачивать свое обучение самостоятельно.
Второе решение: попробовать, чтобы оплатил работодатель.
На самом деле есть такие случаи, когда работодатели заинтересованы в том, чтобы повысить уровень профессионального мастерства своих работников и даже дать им возможность получить право заниматься новым видом профессиональной деятельности.
Этим и можно воспользоваться, чтобы получить диплом о профессиональной переподготовке бесплатно.
Можно ли получить второе высшее образование без оплаты?
К сожалению, по закону об образовании нашей страны второе бесплатное образование в вузе получить невозможно. Государство гарантирует только получение одного образования. Сразу оговоримся, что речь не идет о продолжении обучения, например, в магистратуре или аспирантуре.
Но дважды бесплатно отучиться на бакалавриате или дважды пробыть в магистратуре уже, увы, не получится. Это касается даже тех случаев, когда платным являлось получение и первого высшего образования.
Есть ли возможность перевестись с платного отделения на бесплатное?
Многие студенты, которые поступают на платные отделения вузов, жалея свои материальные средства, а иногда просто не имея их в достаточном количестве, стремятся перевестись с платного отделения на бесплатное.
Таким образом, они хотят получить высшее образование бесплатно, только начиная не с 1 курса, а чуть повыше.
Возможно ли такое?
В целом это возможно, однако здесь есть определенные нюансы, которые нужно знать.
Во-первых, бюджетное место студент-платник может получить, только если в вузе есть вакантные бюджетные места. Проще говоря, если кто-то из студентов-бюджетников был отчислен. Далее необходимо, чтобы его перевод был согласован с куратором группы, деканом факультета. Многие вузы прописывают правила перевода с платного отделения на бюджет, указывая, что такой студент-кандидат на бюджетное место должен быть отличником или хорошистом, должен показывать себя с лучшей стороны, о нем положительно должны отзываться его преподаватели и т. п.
Если было получено среднее образование бесплатно, можно ли поступить в вуз на бюджет?
Да, такая процедура возможна. Средне-специальное и средне-профессиональное образование не помешают молодому человеку продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Более того, выпускники колледжей сегодня имеют возможность, которой лишены выпускники школ: они могут поступать вузы без ЕГЭ, сдавая только приемные экзамены.
Более того, практика показывает, что такие абитуриенты получают более высокие баллы на вступительных экзаменах, чем выпускники школ, поэтому у них больше шансов получить бюджетное место.
Что может помочь абитуриенту получить бюджетное место?
Ну, во-первых, хорошие знаний в области тех наук, которые ему придется изучать. Высокий ЕГЭ для современного выпускника школы - это «настоящий билет» не только на бюджетное место, но и в престижный вуз.
Во-вторых, абитуриенту нужно проявить настоящую смекалку, изучить внимательно все те специальности, которые предлагаются в вузах, узнать, какой конкурс на этих специальностях и т. д.
В-третьих, абитуриент должен хорошо знать свои права. Сейчас нередко члены приемных комиссий с подачи руководителей вузов отказываются принимать документы на бюджетное обучение по надуманным причинам. Делается это для того, чтобы не допустить к бюджетному обучению «людей с улицы». Поэтому сам абитуриент и его родители должны твердо знать все свои права и уметь отстаивать их.
Существуют ли иные возможности добиться бюджетного места?
В основном все пути к бюджетному месту были нами перечислены выше. Существует, правда, еще несколько способов. Например, есть бесплатные конкурсы министерства образования. Призом за победу в них часто становится право на бюджетное место в том или ином вузе. Также в редких случаях вуз может принять перспективного студента не на бюджетное место, а на место, которое он сам будет финансировать из своих внутренних средств.
Таким образом, в целом все зависит от воли самих руководителей вузов и ответственного секретаря приемной комиссии.
Какие выводы можно сделать?
На основе вышесказанного можно заключить, что получить образование бесплатно в современных условиях возможно. Однако для этого необходимо приложить немало усилий. Нужно и иметь высокие показатели в учебе, уметь ориентироваться на современном рынке труда, грамотно выбирать подходящую специальность и подходящий вуз.
По сути дела, сегодня, несмотря на значительные достижения прогресса, человеку, мечтающему о знаниях и ученой степени, также трудно доказать свою состоятельность, как во времена М. В. Ломоносова. Что только не пережил русский гений, чтобы получить должную степень образования: и лишения, и голод, и холод. Между тем, он тоже учился за казенный счет, то есть, говоря современным языком, занимал бюджетное место.
Его пример доказывает, что тот, кто хочется учиться, сможет получить высшее образование бесплатно. Поэтому все в наших руках: наши успехи, и наши поражения. Нужно просто смело идти вперед и ничего не бояться.
Исследование качества приема в российские университеты НИУ «Высшая школа экономики» и Минобрнауки России вместе с МИА «Россия сегодня» проводят уже пять лет, с 2011 года. В основе исследования лежит анализ информации, представленной на сайтах высших учебных заведений, который сверяется с данными отчетов вузов в Минобрнауки. При необходимости проводится сверка данных с приемными комиссиями вузов.
Результаты исследования (часто их называют мониторингом качества приема) широко используются в первую очередь абитуриентами, принимающими решение о выборе вуза и образовательной программы, а также самими вузами для анализа своего положения на рынке высшего образования. Минобрнауки России и руководство российских регионов опираются на результаты мониторинга при оценке работы вузов и выработке образовательной политики.
По традиции первая часть исследования — итоги зачисления на бюджетные места — представляется министром образования и науки России и ректором ВШЭ в начале сентября. В октябре публикуется вторая часть исследования, которая включает анализ платного приема (количество зачисленных, средний балл и стоимость обучения), а также его сопоставление с качеством и размерами бюджетного набора.
Мониторинг включает только очное обучение, а также только те вузы, прием в которые определяется конкурсом ЕГЭ и олимпиадами. В мониторинге не участвуют творческие вузы и вузы силовых ведомств.
Общие наблюдения
- Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные места, как правило, на 5-6 баллов выше средних баллов ЕГЭ зачисленных на платные места — такое соотношение сохраняется на протяжении всего мониторинга.
- По общей численности поступающих на 1-й курс бюджетный набор приблизительно в два раза превышает платный.
Рис. 1. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места и общая численность первокурсников, 2011-2016
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места | 63,6 | 63,5 | 67,2 | 64,3 | 65,7 | 66,6 |
зачислено на бюджетные места, чел. | 286 621 | 302 656 | 299 822 | 281 583 | 288 154 | 275 566 |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места | 57,5 | 56,6 | 61,9 | 57,3 | 60,3 | 60,8 |
зачислено на платные места, чел. | 99 131 | 151 581 | 158 335 | 148 393 | 136 386 | 154 293 |
- Больше всего абитуриентов поступают в классические университеты и технические вузы.
Рис. 2. Распределение первокурсников по вузам разных профилей, 2016
- В целом по России наиболее высокие средние баллы ЕГЭ абитуриентов демонстрируют медицинские вузы. Слабых абитуриентов больше в технических, педагогических и аграрных вузах.
Рис. 3. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места, по вузам разных профилей, 2011-2015
Таблица 1. Топ-20 вузов с наиболее высокими средними баллами ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, 2011-2015
Популярные направления подготовки
То, насколько та или иная профессия притягательна в глазах абитуриентов и их семей, можно косвенным образом оценить, сравнивая 1) доли победителей и призеров олимпиад среди зачисленных на разные направления подготовки (так как эта группа абитуриентов наиболее свободна в выборе вуза) и 2) доли зачисленных на платные места (так как эта группа абитуриентов выбирает, куда вложить собственные средства).
Абсолютным лидером остается направление «Международные отношения»: доля «олимпиадников» в нем достигает 13% (и это самая большая доля среди всех направлений) , а зачисленные на платные места составляют три четверти всего набора.
В целом по доле платного приема социальные и гуманитарные направления подготовки заметно опережают технические.
Таблица 2. Группы направлений подготовки с самым большим (более 70%) и самым малым (менее 5%) платным набором
Группа направлений | Зачислено в 2015 г. всего, чел. | Из них зачислено на платные места, % | |
большой | 3973 | 77,9 | |
Экономика | 35526 | 77,7 | |
Международные отношения | 4063 | 77,4 | |
6339 | 76,7 | ||
Юриспруденция | 23129 | 73,1 | |
малый | 3782 | 4,8 | |
Сельское и рыбное хозяйство | 16656 | 4,7 | |
Технологические машины и оборудование | 7578 | 4,6 | |
География | 2319 | 4,4 | |
9429 | 4,4 | ||
Управление водным транспортом | 1050 | 3,9 | |
Полиграфия и упаковка | 332 | 3,6 | |
Лесное дело | 3067 | 3,4 | |
Технологии легкой промышленности | 807 | 2,4 | |
Вооружение | 719 | 1,9 | |
Металлургия | 1492 | 1,9 | |
Материалы | 1839 | 1,5 | |
Морская техника | 1772 | 1,4 | |
Почвоведение | 297 | 1,0 |
Эти же направления подготовки выбирают для себя и льготные категории поступающих: наиболее велика их доля (от 7 до 8,5%) на направлениях «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Менеджмент».
Таблица 3. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля абитуриентов с особыми правами превышает 7%, 2015 г.
По доле олимпиадников состав направлений-лидеров менее однороден: наряду с гуманитариями заметные позиции занимают физика, математика и химия.
Таблица 4. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля победителей и призеров олимпиад превышает 4%, 2015 г.
Группа направлений | Доля олимпиадников, % | |
Международные отношения | 4063 | 13,38 |
Физика | 5240 | 7,28 |
Востоковедение и африканистика | 1310 | 6,85 |
Теория искусств | 438 | 6,67 |
Дизайн | 2801 | 6,48 |
7735 | 5,35 | |
Реклама и связи с общественностью | 3973 | 5,01 |
Математика | 10463 | 4,93 |
Ядерные физика и технологии | 1201 | 4,59 |
Экономика | 35526 | 4,51 |
Химия | 3144 | 4,25 |
Потребности предприятий и организаций, региональных и муниципальных органов власти, выраженные в профиле целевого набора, фокусируются на базовых для общества профессиях: медики, педагоги, юристы и технари-специалисты в сфере транспорта.
Таблица 5. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля «целевиков» превышает 15%, 2015 г.
Группа направлений | Зачислено на бюджетные и платные места всего, чел. | Доля «целевиков», % |
Здравоохранение | 41310 | 50,12 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 3782 | 44,59 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 1712 | 28,90 |
Вооружение | 719 | 23,26 |
Транспортные средства | 13315 | 21,86 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 9429 | 19,59 |
Юриспруденция | 23129 | 19,44 |
Педагогическое образование | 27978 | 16,78 |
Нефтегазовое дело | 3194 | 16,47 |
Машиностроение | 2286 | 16,22 |
Морская техника | 1772 | 15,28 |
Сильные и слабые направления подготовки
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на бюджет 2015 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2015 | Зачислено на бюджет 2014 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2014 | Зачислено на бюджет 2013 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2013 | Зачислено на бюджет 2012 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2012 | Зачислено на бюджет 2011 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2011 |
Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН | 1 | 59 | 95,5 | ||||||||||||
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 436 | 94,7 | 416 | 93,8 | 450 | 96,5 | 463 | 93,7 | 448 | 93,7 | |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 890 | 93,8 | 926 | 92,7 | 944 | 93,6 | 867 | 91,2 | 854 | 90 | |
4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1989 | 91,5 | 1873 | 91,4 | 2102 | 94,2 | 1596 | 93,4 | 1721 | 90 | |
5 | 9 | 4 | 6 | 8 | 208 | 89,4 | 187 | 85,5 | 185 | 90,6 | 171 | 86,8 | 175 | 84,4 | |
6 | 4 | 7 | 9 | 9 | 2340 | 88,1 | 2365 | 88 | 2640 | 89 | 2915 | 84,2 | 2887 | 82,6 | |
7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 3848 | 87,1 | 3919 | 86,3 | 3998 | 89,3 | 3829 | 86,6 | 3912 | 85,6 | |
8 | 10 | 16 | 37 | 36 | 475 | 86,3 | 607 | 84,8 | 865 | 85 | 1249 | 77,2 | 1215 | 76,9 | |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва | 9 | 8 | 17 | 11 | 13 | 611 | 85,6 | 640 | 86 | 575 | 85 | 561 | 83,3 | 511 | 81,1 |
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва | 10 | 11 | 8 | 8 | 5 | 75 | 85,6 | 46 | 83,5 | 42 | 87,6 | 42 | 85,7 | 40 | 89 |
11 | 15 | 21 | 14 | 34 | 529 | 84,6 | 621 | 82,8 | 697 | 84,4 | 444 | 82 | 474 | 77,8 | |
Самарский государственный экономический университет | 12 | 28 | 67 | 65 | 50 | 204 | 84 | 212 | 79,2 | 259 | 77,9 | 219 | 74,3 | 218 | 75,1 |
13 | 5 | 5 | 12 | 19 | 620 | 83,2 | 565 | 87,8 | 592 | 90,1 | 573 | 82,9 | 592 | 80,7 | |
14 | 6 | 9 | 4 | 4 | 1034 | 83 | 1032 | 87,3 | 1398 | 87,4 | 628 | 91,1 | 582 | 89,4 | |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики | 15 | 12 | 26 | 15 | 20 | 1122 | 82,7 | 1173 | 83 | 1282 | 83,6 | 1372 | 81,9 | 1377 | 80,2 |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | 16 | 19 | 14 | 13 | 25 | 177 | 82,7 | 181 | 80,7 | 167 | 85,3 | 167 | 82,5 | 169 | 79,1 |
17 | 18 | 13 | 29 | 29 | 576 | 82,6 | 449 | 81 | 540 | 85,3 | 510 | 79,2 | 554 | 78,5 | |
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна | 18 | 34 | 48 | 49 | 71 | 481 | 82,5 | 441 | 78 | 385 | 80,9 | 409 | 75,7 | 500 | 72,5 |
Российская академия правосудия, г. Москва | 19 | 20 | 20 | 5 | 6 | 83 | 82,5 | 91 | 80,4 | 102 | 84,5 | 87 | 87,8 | 78 | 86 |
20 | 14 | 11 | 10 | 17 | 866 | 82,3 | 1142 | 82,8 | 1146 | 85,6 | 926 | 83,3 | 850 | 80,9 | |
21 | 16 | 12 | 20 | 10 | 943 | 82 | 930 | 82,7 | 895 | 85,4 | 791 | 81,3 | 760 | 82 | |
Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова | 22 | 25 | 10 | 26 | 16 | 1262 | 81,8 | 1392 | 79,6 | 1351 | 86,1 | 1084 | 80,2 | 990 | 80,9 |
24 | 13 | 28 | 27 | 58 | 1341 | 81,2 | 1024 | 83 | 1056 | 83,3 | 932 | 79,7 | 1084 | 74,2 | |
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет | 25 | 24 | 24 | 18 | 21 | 430 | 81 | 455 | 79,7 | 445 | 83,7 | 445 | 81,5 | 439 | 80 |
30 | 31 | 15 | 17 | 14 | 425 | 80 | 420 | 78,5 | 366 | 85,1 | 375 | 81,9 | 392 | 81,1 | |
Санкт-Петербургский государственный экономический университет | 31 | 42 | 40 | 25 | 18 | 772 | 79,7 | 1035 | 76,7 | 696 | 81,5 | 702 | 80,4 | 678 | 80,9 |
36 | 17 | 18 | 31 | 15 | 367 | 79,3 | 359 | 81,4 | 345 | 85 | 341 | 78,5 | 334 | 81,1 | |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана | 42 | 52 | 27 | 22 | 11 | 3088 | 78,5 | 2968 | 75,5 | 2824 | 83,3 | 2520 | 81,1 | 2756 | 81,3 |
Литературный институт им. А.М. Горького, г. Москва | 49 | 21 | 33 | 19 | 22 | 91 | 77,5 | 91 | 80 | 82 | 82,6 | 71 | 81,4 | 71 | 79,5 |
58 | 26 | 19 | 34 | 12 | 635 | 75,8 | 592 | 79,4 | 452 | 84,7 | 474 | 77,9 | 350 | 81,3 | |
Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала | 131 | 94 | 29 | 16 | 23 | 485 | 69,9 | 486 | 71,2 | 485 | 83 | 467 | 81,9 | 484 | 79,4 |
Таблица 9. ТОП-20 вузов по качеству платного приема (2011-2015)
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на платные места 2015 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2015 | Зачислено на платные места 2014 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2014 | Зачислено на платные места 2013 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2013 | Зачислено на платные места 2012 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2012 | Зачислено на платные места 2011 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2011 |
Московский физико-технический институт | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 149 | 82,5 | 74 | 78,9 | 119 | 80,9 | 113 | 77,7 | 60 | 76,1 |
Московский государственный институт международных отношений | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 645 | 81,3 | 716 | 78,9 | 748 | 84,9 | 597 | 79,4 | 538 | 78,8 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 1965 | 79,3 | 914 | 77,8 | 1577 | 81,1 | 1145 | 77,9 | 889 | 75,8 |
Санкт-Петербургский государственный университет | 4 | 5 | 9 | 13 | 13 | 774 | 77,3 | 890 | 75 | 1266 | 76,3 | 1298 | 69 | 972 | 68,1 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва | 5 | 9 | 32 | 53 | 62 | 305 | 76 | 66 | 71,8 | 353 | 69,7 | 340 | 61,7 | 251 | 60,8 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 1807 | 74,3 | 1431 | 72,4 | 1352 | 78,3 | 1450 | 73,5 | 1339 | 72,7 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург | 7 | 8 | 14 | 12 | 19 | 498 | 74,3 | 300 | 72 | 108 | 73,7 | 88 | 69,1 | 51 | 66,3 |
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова | 8 | 7 | 6 | 6 | 33 | 415 | 72,6 | 253 | 72,2 | 345 | 77,6 | 195 | 71,9 | 222 | 63,3 |
Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва | 9 | 12 | 8 | 10 | 20 | 347 | 72,5 | 373 | 69,1 | 362 | 76,5 | 371 | 69,2 | 227 | 66,2 |
Московский институт электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики» | 10 | 10 | 17 | 28 | 91 | 63 | 71,1 | 12 | 70,4 | 35 | 72,8 | 28 | 64,6 | 24 | 58,2 |
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва | 11 | 60 | 45 | 42 | 72 | 533 | 70,7 | 367 | 61,6 | 623 | 67,7 | 481 | 62,7 | 214 | 59,3 |
Московский архитектурный институт (государственная академия) | 12 | 113 | 101 | 161 | 134 | 70,6 | 129 | 62,5 | 98 | 57,4 | 97 | 55,5 | |||
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва | 13 | 34 | 37 | 39 | 30 | 705 | 70,4 | 1445 | 63,9 | 1211 | 69,3 | 955 | 62,9 | 725 | 63,4 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 14 | 11 | 28 | 19 | 311 | 501 | 70,4 | 557 | 69,5 | 605 | 71 | 705 | 66,2 | ||
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина | 15 | 26 | 20 | 22 | 32 | 269 | 70,2 | 406 | 65,8 | 498 | 71,9 | 420 | 65,2 | 327 | 63,3 |
Казанский государственный медицинский университет | 16 | 15 | 12 | 7 | 41 | 405 | 69,9 | 266 | 68,2 | 371 | 74,3 | 152 | 71,3 | 268 | 62,4 |
Тверской государственный медицинский университет | 17 | 29 | 15 | 21 | 46 | 180 | 69,9 | 166 | 64,3 | 190 | 73,7 | 188 | 65,6 | 144 | 62 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Нижний Новгород | 18 | 18 | 22 | 57 | 29 | 58 | 69,9 | 57 | 67,5 | 146 | 71,5 | 91 | 61,4 | 103 | 63,8 |
Российская таможенная академия, г. Люберцы | 19 | 99 | 67 | 37 | 45 | 168 | 69,3 | 236 | 59,3 | 249 | 66 | 193 | 63,4 | 96 | 62,1 |
Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар | 20 | 22 | 16 | 16 | 12 | 562 | 69,1 | 588 | 66,8 | 650 | 73,5 | 530 | 67,3 | 319 | 68,4 |
вузы, входившие в Топ-20 в 2011-2014 гг. | |||||||||||||||
Московский государственный лингвистический университет | 22 | 4 | 11 | 11 | 15 | 198 | 68,9 | 18 | 75,2 | 110 | 74,6 | 206 | 69,1 | 91 | 67,5 |
Южный федеральный университет | 26 | 20 | 31 | 96 | 75 | 187 | 68 | 45 | 67,4 | 310 | 70 | 1026 | 58 | 276 | 59 |
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург | 28 | 49 | 21 | 18 | 84 | 270 | 67,6 | 286 | 62,8 | 292 | 71,9 | 261 | 66,5 | 279 | 58,6 |
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения | 29 | 62 | 76 | 103 | 11 | 596 | 67,2 | 683 | 61,4 | 592 | 64,7 | 547 | 57,3 | 375 | 69 |
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко | 30 | 13 | 10 | 8 | 8 | 382 | 67,1 | 368 | 68,8 | 398 | 75,6 | 449 | 69,3 | 542 | 70,5 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва | 32 | 19 | 29 | 9 | 10 | 1301 | 66,8 | 985 | 67,4 | 785 | 70,5 | 545 | 69,3 | 532 | 69,2 |
Московский государственный медико-стоматологический университет | 43 | 14 | 19 | 334 | 7 | 400 | 65,8 | 531 | 68,4 | 542 | 71,9 | 92 | 72,4 | ||
Ижевская государственная медицинская академия | 58 | 40 | 50 | 66 | 2 | 171 | 64 | 110 | 63,5 | 141 | 67,1 | 183 | 60,1 | 146 | 79,3 |
Ростовский государственный медицинский университет | 62 | 46 | 5 | 5 | 21 | 463 | 63,6 | 328 | 63 | 245 | 77,7 | 190 | 72,5 | 169 | 65,7 |
Московский государственный университет печати | 72 | 41 | 18 | 20 | 53 | 472 | 62,6 | 260 | 63,3 | 256 | 72,1 | 249 | 66,1 | 249 | 61,4 |
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова | 78 | 16 | 70 | 71 | 51 | 108 | 62,5 | 111 | 68,1 | 190 | 65,8 | 344 | 59,8 | 80 | 61,5 |
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) | 85 | 17 | 251 | 221 | 288 | 428 | 62,1 | 226 | 68 | 1003 | 57,1 | 845 | 53,3 | 510 | |
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва | 87 | 63 | 47 | 26 | 16 | 466 | 62 | 556 | 61,4 | 559 | 67,5 | 527 | 64,7 | 402 | 66,9 |
Южно-Российский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону | 112 | 78 | 65 | 51 | 17 | 322 | 61,2 | 369 | 60,5 | 371 | 66 | 357 | 61,9 | 371 | 66,9 |
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ | 118 | 58 | 7 | 14 | 1 | 88 | 61 | 89 | 61,8 | 127 | 76,6 | 97 | 67,8 | 99 | 81,5 |
Ставропольский государственный медицинский университет | 119 | 108 | 13 | 17 | 14 | 321 | 60,8 | 338 | 59 | 335 | 74,1 | 318 | 66,5 | 253 | 67,9 |
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Екатеринбург | 131 | 112 | 30 | 15 | 22 | 295 | 60,1 | 103 | 58,8 | 72 | 70,5 | 90 | 67,8 | 23 | 65,6 |
Самарский государственный медицинский университет | 134 | 27 | 41 | 33 | 9 | 265 | 60 | 240 | 64,6 | 206 | 68,4 | 278 | 63,8 | 255 | 69,9 |
Тольяттинский государственный университет | 173 | 158 | 239 | 267 | 18 | 466 | 58,1 | 494 | 56,2 | 505 | 57,5 | 515 | 51,8 | 439 | 66,8 |
Структура подготовки и платный прием
Можно выделить пять групп направлений по соотношению платного и бюджетного приема студентов.
Первая группа , наиболее многочисленная (28 направлений из 66) — платный прием незначителен, менее 10% от бюджетного. В том числе в эту группу входят шесть направлений из десяти, имеющих наибольший бюджетный прием: «сельское хозяйство», «транспорт», «энергетика», «математика», «электроника» и «экология». То, что на этих направлениям практически отсутствуют платные студенты, отражает в первую очередь традиционное «перепроизводство» кадров на бюджетных местах.
Вторая группа — платный прием есть, но невелик: от 10 до 35% бюджетного. Таких направлений 11 из 66, самые крупные — «педагогика» и «строительство». Как правило, абитуриенты этих направлений рассматривают свои перспективы будущего трудоустройства как хорошие, однако не рассчитывают на быструю карьеру.
Третья группа — платный прием от 36 до 80% бюджетного, примерно соответствует доле платного приема в системе высшего образования в целом. Это, можно сказать, оптимальное сочетание: платные студенты приносят вузу ощутимый дополнительный доход, при этом вуз не очень сильно от них зависит и может, соответственно, проводить достаточно принципиальную политику контроля качества. В эту группу входят 13 направлений, самое крупное — «здравоохранение», где на 25 тысяч бюджетных первокурсников пришлось 17 тысяч платников. Абитуриенты, зачисленные на образовательные программы по этим направлениям, имеют выраженные карьерные ожидания и настроены на достаточно высокие доходы в будущем.
Четвертая группа — платный прием составляет от 81 до 150% бюджетного. Платный набор для вузов этой группы почти так же важен, как и бюджетный, но последний все остается «опорным звеном» в экономике вуза и формировании его кадровой политики (абсолютное большинство преподавателей — на бюджетных ставках и только получают доплаты за счет платного набора). Таких направлений всего пять: «дизайн», «бизнес-информатика» и «сфера обслуживания», а также имеющие небольшой набор «издательское дело» и «теория искусств».
Наконец, пятая группа включает девять направлений, платный прием на которые более чем в два раза (а часто и в три или четыре) превосходит бюджетный. Здесь, как правило, совсем другая экономика: часть преподавателей оформлена на «внебюджетных» ставках, а платные студенты определяют качество аудитории. Вуз вынужден ориентироваться именно на платных студентов в своей политике качества. Среди наиболее крупных направлений этой группы — «экономика», «юриспруденция», «менеджмент», «лингвистика и иностранные языки», «государственное и муниципальное управление», «реклама» и «международные отношения».
Таблица 10. Группы направлений с наибольшим бюджетным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Примечания | |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема; рост цен |
Информатика и вычислительная техника | 18,5 / 17 | 2,5 / 2,6 | 13% | |
Сельское хозяйство | 16 / 16 | 0,8 / 1,3 | 5% | |
Строительство | 13,5 / 13,5 | 2,9 / 2,2 | 21% | Рост цен |
Транспортные средства | 12,5 / 12 | 0,8 / 0,6 | 6% | |
Энергетика | 11,5 / 11,5 | 0,8 / 0,5 | 7% | |
Математика | 9,5 / 9,1 | 0,8 / 0,7 | 8% | Рост цен и качества платного приема |
Электроника, радиотехника и связь | 9 / 8,7 | 0,4 / 0,3 | 5% | Небольшое снижение цен |
Экология | 8,5 / 8 | 0,8 / 1,1 | 9% | Рост цен |
Таблица 11. Группы направлений с наибольшим платным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Доля платного приема относительного бюджетного | Примечания |
Экономика | 7,9 / 8,9 | 28 / 33,5 | 356% | Единственное крупное направление, где снизились контрольные цифры бюджетного приема. Рост качества платного приема приокращении количества |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Юриспруденция | 5,7 / 5,3 | 16,5 / 15 | 289% | Рост бюджетного и платного приема |
Менеджмент | 7,7 / 7,4 | 14 / 20 | 179% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цены |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема, рост цен |
Лингвистика и иностранные языки | 2,9 / 2,8 | 5,2 / 4 | 181% | Рост качества бюджетного приема; резкий рост численности платного приема при резком росте цен |
Государственное и муниципальное управление | 1,5 / 1,5 | 4,9 / 8 | 331% | |
Сфера обслуживания | 3,9 / 3,8 | 4,4 / 5,6 | 113% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цен |
Реклама и связи с общественностью | 0,9 / 0,7 | 3,3 / 3,3 | 378% | |
Международные отношения | 0,9 / 1,0 | 3,2 / 2,9 | 348% |
Можно увидеть, что перечень самых крупных бюджетных направлений и перечень самых крупных платных направлений пересекаются только в двух случаях: по «здравоохранению» и «педагогике». Это результат того, что Минобрнауки за последние несколько лет в 1,5-2 раза сократило бюджетный прием на три наиболее популярных платных группы — «экономику», «юриспруденцию» и «менеджмент». Сокращение отражает в том числе политику вытеснения откровенно слабых образовательных программ, реализуемых непрофильными вузами, не имеющими достаточного кадрового потенциала. Такая политика началась с «обрезания» бюджетного приема, но затрагивает и платный: целый ряд вузов в последнее время сворачивает соответствующие программы.
Традиционно платный прием проводится в первую очередь на социально-экономические и гуманитарные направления, а также медицинские. Если в структуре бюджетного приема они занимают 27%, то в структуре платного — порядка 87%. Естественные науки (направления классических университетов) занимают около 14% в бюджетном приеме, тогда как в платном наборе их доля немногим превышает 2%. На долю технических наук и технологий приходится свыше 40% бюджетного набора и лишь 10% платного. Такая структура в целом воспроизводится на протяжении всего периода наблюдений (2011-2015) с вариациями в пределах 3-5%. См. табл. 10.
Таблица 12. Структура бюджетного и платного приема в разрезе по отраслям знания, 2011-2015
Бюджетный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 6,5 | 6,7 | 6,4 | 6,4 | 6,0 | |
гуманитарные науки, % | 7,8 | 7,7 | 8,0 | 7,6 | 8,0 | |
естественные науки, % | 14,1 | 13,8 | 13,8 | 14,0 | 14,5 | |
медицинские науки, % | 8,6 | 8,5 | 7,3 | 6,9 | 7,1 | |
педагогические науки, % | 10,6 | 11,2 | 11,5 | 11,8 | 11,1 | |
социальные науки, % | 10,5 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 13,4 | |
технические науки, % | 41,9 | 41,1 | 41,0 | 40,3 | 40,0 | |
Всего зачислено человек | 288 808 | 282 474 | 307 046 | 314 752 | 301 327 | |
Платный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 0,6 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | |
гуманитарные науки, % | 22,9 | 18,6 | 18,5 | 16,9 | 19,2 | |
естественные науки, % | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 3,3 | 2,7 | |
медицинские науки, % | 12,3 | 11,0 | 11,2 | 9,9 | 11,2 | |
педагогические науки, % | 6,1 | 4,7 | 4,6 | 4,6 | 3,9 | |
социальные науки, % | 45,1 | 53,8 | 53,1 | 53,0 | 52,3 | |
технические науки, % | 10,7 | 8,3 | 8,7 | 11,3 | 9,8 | |
Всего зачислено человек | 135 524 | 147 660 | 157 878 | 153 389 | 99 620* |
Сравнение качества бюджетного и платного приема — 2015
Традиционно платное образование выбирается более слабыми студентами, и здесь порог задают — или не задают — сами вузы.
Больше половины «троечников» (средний балл ЕГЭ ниже 56) на платное обучение набрали в 2015 году 150 вузов из 412, вошедших в рейтинг (36%). Это значительное улучшение ситуации — в прошлом году их было 198, почти половина (48%).
Таблица 13. Распределение вузов по качеству бюджетного и платного приема
Основная масса студентов, самостоятельно оплачивающих свое очное образование, — это уже не «троечники». Это «хорошисты». С чем связан такой сдвиг? Можно сделать два предположения. Первое — студенты 2015 года в целом несколько лучше сдали ЕГЭ. Второе — произошла поляризация как между вузами, так и внутри групп направлений. В популярные вузы студенты готовы поступать и на платную форму, в то время аутсайдерам остаются самые слабые абитуриенты, в том числе на бюджетную форму.
На диаграммах ниже сопоставляется качество бюджетного набора с качеством платного набора. По оси У отложен средний балл платного набора, по оси Х - средний балл бюджетного набора. Цвет "горохов" отражает качество платного набора: зеленые - средний балл выше 70, белые - средний балл ниже 70 и выше 56, красные - средний балл ниже 56. В классических университетах вузы с "отличным" бюджетным приемом (средний балл выше 70) на платные места чаще всего набирают абитуриентов-"хорошистов" (средний балл 56-70). В технических вузах, где по группе в целом больше "хорошистов", до половины платного набора - "троечники" (средний балл ниже 56), однако видно, что "троечники" - как правило, вузы с не крупным набором.
Абитуриенты и их семьи стали лучше различать качество образовательных программ, их вклад (а также вклад бренда вуза) в человеческий капитал студентов. В 2015 г. году МОН РФ впервые обнародовал данные о среднем заработке и профессиональном трудоустройстве выпускников вузов. Если раньше информация о том, что выпускники топовых вузов зарабатывают в среднем в 1,5 раза больше, чем выпускники других вузов по тому же направлению, обсуждалась на уровне отдельных кейсов, мнений и слухов (формируя, тем не менее, общественное мнение), то теперь эту тенденцию можно считать доказанной.
Идет изменение структуры государственного задания — расширение инженерных направлений, дальнейшее сокращение социально-экономических (за счет экономики и бизнес-информатики). Предполагается, что население предъявляет достаточный платежеспособный спрос на программы социально-экономических и гуманитарных направлений, что позволяет обходиться без увеличения бюджетной поддержки.
Многие вузы, не получавшие госзадания на реализацию популярных образовательных программ (экономику, менеджмент и др.), продолжали прием абитуриентов на них уже полностью на внебюджетной основе. Это потребовало кадрового и информационного обеспечения программ, которое у вузов в такой ситуации значительно ослабло. Результат налицо: платный набор в этих вузах сокращается, в иных случаях опускаясь до уровня, критического для дальнейшего продолжения таких программ.
В зоне риска здесь вузы, набирающие на платные программы, не подкрепленные бюджетным набором по соответствующему направлению, менее 30 студентов. Ведь, во-первых, платный студент, как правило, подготовлен слабее, чем поступивший на бюджетное место, и потому больше рискует оказаться в числе неуспевающих. Во-вторых, такой студент может прекратить обучение не только вследствие неуспеваемости, но и по причинам финансового характера. Уже на третьем курсе от первоначально набранных платных студентов может остаться менее половины, и поступающих от них средств будет недостаточно даже для оплаты необходимых преподавателей.
2015 год может стать рубежным примерно для 60% ныне действующих сугубо внебюджетных программ по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция» и другим социально-экономическим и гуманитарным направлениям: в 2016 году эти программы могут прекратить новый набор (в 2015 году они набрали менее 30 человек).
Динамика качества приема, 2011-2015
Самое высокое качество бюджетного набора стабильно сохраняется в медицинских и социально-экономических вузах, причем в последних за период с 2011 по 2015 г. "зеленая зона" (средний балл выше 70) заметно расширилась. Аграрные вузы остаются в основном в "красной зоне" (средний балл ЕГЭ по вузу ниже 56). Среди классических университетов и технических вузов пропорции вузов-"отличников", "хорошистов" и "троечников" примерно одинаковы и держатся без особенных изменений. Заметно повысилось качество бюджетного приема в педагогических вузах.
В платном наборе в целом сохраняются такие же пропорции, хотя и с определенным сдвигом к более низким баллам.
Ценовые стратегии вузов в условиях экономического спада
Среди вузов, предлагающих платные программы в 2015 г., 47% по сравнению с 2014 г. повысили цены, 36% сохранили их неизменными в номинальном выражении, 17% сочли необходимым снизить цены (в качестве значимых мы рассматривали изменения более 5 тыс. рублей в год). При этом 14 вузов повысили среднюю по вузу стоимость обучения на 50-100 тыс. рублей в год; 39 вузов — на 20-50 тыс. рублей в год; 124 вуза — на 5-20 тыс. рублей в год; 137 вузов никак не изменили стоимость или же изменили ее незначительно (в пределах 5 тыс. рублей), 58 вузов снизили стоимость обучения на 5-20 тыс. рублей, а 8 вузов — на 20-50 тыс. рублей.
При этом модели поведения — распределение вузов на группы повышающих и снижающих цены — разнятся по направлениям. подготовки: в отношении социально-экономических и гуманитарных программ, с одной стороны, и технических программ, с другой, вузы чаще придерживаются разных стратегий. Среди технических направлений заметно выше доля программ, снизивших стоимость обучения в 2015 г. Среди социально-экономических программ преобладает доля тех, кто повысил стоимость обучения относительно незначительно (5-20 тыс. руб.).
Так, по направлению «экономика» платный набор в 2015 году вели 305 вузов, из них 30 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 95 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 18 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. По направлению «юриспруденция» платный набор в 2015 году вели 181 вуз, из них 26 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 63 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 6 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. При этом по направлению «информатика и вычислительная техника» более трети вузов понизили цены более чем на 5 тыс. рублей, а по направлению «энергетика и энергетическое машиностроение» таких вузов почти половина.
Таблица 14. Изменение стоимости обучения по направлениям подготовки, 2014-2015 гг.
Каковы различия в ценовой политике столичных и регинальных вузов? Разброс цен среди
дорогих образовательных программ значительно
выше, чем среди программ умеренной стоимости. При этом пропорции дорогих и недорогих программ по разным направлениям подготовки примерно одинаковы. Можно выделить три стратегии ценовой политики вузов: единая стоимость для всех образовательных программ (спрос определяется качеством программы и репутацией вуза); ценовая дифференциация программ; сегментирование программ на популярные и непопулярные.
Сильные вузы, что ожидаемо, устанавливают высокие минимальные баллы. В «десятке» сильнейших вузов по качеству бюджетного приема средний минимальный балл составляет 61,3 пункта (в расчете на один предмет по всем вузам) — против 34,2 по порогам Рособрнадзора. Самые высокие баллы среди вузов-лидеров установили МФТИ, МИФИ, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Самые низкие — МГИМО и МГУ им. Ломоносова (прочем, это никак не повлияло на высокое качество приема в эти вузы). А вот среди 74 вузов из «красной» зоны (средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в них ниже 56) ни один не установил минимальный порог выше уровня, предложенного Рособрнадзором.
Только 15% вузов используют минимальные баллы в качестве реального инструмента отбора абитуриентов.
Вузы, установившие самые высокие проходные баллы в 2015 г.:
- Балтийский федеральный ун-т им. И. Канта
- Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва
- Гос. институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва
- Гос. ун-т управления, г. Москва
- Кубанский гос. ун-т, г. Краснодар
- Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
- Московский гос. гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова
- Московский ин-т электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики»
- Московский физико-технический институт
- Нац. иссл. Томский политехнический ун-т
- Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики», г. Москва
- Нац. иссл. ядерный ун-т «МИФИ», г. Москва
- Новосибирский Нац. иссл. гос. ун-т
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова
- Самарский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский Нац. иссл. ун-т информационных технологий, механики и оптики
- Смоленский гос. ун-т
- Тверской гос. ун-т
- Уральский федеральный ун-т им. Б.Н. Ельцина
- Южный федеральный ун-т
Направления подготовки, на которые вузы чаще устанавливают высокие проходные баллы.
Статистика вузов России говорит о приверженности иностранцев к получению образования в РФ. Граждан других привлекает:
- качество высшего образования . Несмотря на некоторые недочеты российских вузов, традиции гуманитарного и технического образования держат высокую планку;
- статистика бюджетных мест в вузах предполагает наличие льгот для иностранцев , что позволяет им учиться бесплатно.
- финансовая доступность (низкая цена образования). Как показывает статистика вузов России, стоимость обучения в университетах с высоким мировым рейтингом ниже, чем получение образования в очень среднем университете США.
- стоимость проживания гораздо доступнее , чем в странах Европы или США.
Сравнительная стоимость обучения в российском и американском университете:
Стоимость обучения за семестр, руб. | Проживание в студгородке, руб. | Проживание в частном секторе без питания, руб. | Примечание | |
Юго-Восточный университет. Штат Луизиана, город Хамон | 199 000 | 121 000 – 211 000 | 206 000 | Любой курс |
Новосибирский государственный университет | 75 000 | 900 | 15 000 | Представлена стоимость обучения по специальностям: Менеджмент; Медицина; Математика; Направления, которые являются самыми дорогими в НГУ |
55 000 | ||||
45 000 |
НГУ считается одним из самых лучших университетов России. Он имеет высокий рейтинг среди университетов в мире. Российские вузы отличаются высокой доступностью образования. Каждое учебное заведение дает возможность поступить «на бюджет».
Если в 1990 году иностранцами были интересны инженерно-технические специальности, то есть котировался Строительный вуз, то в современном образовании процент студентов обучающихся инженерно-техническим специальностям упал в 2,5 раза. Интерес для иностранных граждан представляет теперь Театральный вуз, а для жителей ближнего зарубежья престижным считается Таможенный вуз.
Проблемы коррупции в вузах
Еще в советские времена, поступление в вузы связывали с «кумовством», «блатом» или большими деньгами. Но тогда возможности официального платного образования не существовало, и учитывались реальные знания, полученные порой с педагогами из конкретного вуза. Абитуриент, даже имеющий какие-то «выходы», вынужден был проходить предварительную подготовку с преподавательским составом конкретного вуза.
Уровень подготовки был достаточно высок, поэтому абитуриент поступал в институт, вооруженный отличными от других выпускников школ, знаниями. При некоторой усидчивости и доступности программы обучения, студент мог успешно завершить свое образование. Особенно это относилось к гуманитарным факультетам МГУ, где преподавательский состав мог донести материал в столь доступной форме, что даже студент, обладающий средними показателями, вполне справлялся с материалом.
Как только появилось платное образование, возникла . Статистика утверждает, что большинство платных вузов вообще не проводили предварительных испытаний для приема в институт. Каждое высшее учебное заведение именовало себя университетом, имело аккредитацию, но нередко, не давало достойного образования по предлагаемой специальности.
Сегодня вузы заинтересованы в количестве поступивших на платной основе, поэтому проявляют «снисходительность» при приеме, что порой приводит к тому, что студент «вылетает» уже в зимнюю сессию. Родители, заплатившие за учебу порой не понимают, что их «чадо» еще обязано учиться.
Когда ссылаются на пример образования в европейских вузах, где принимают всех, хочется обратить внимание, что эти «все» представляют другой процентный состав от учащихся в школе. Если в российских школах все поступившие получают образование, то в европейских вузах происходит отсев в процессе учебы.
Поступив в университет, и проучившись там положенный срок, некоторые студенты в Европе не получают дипломы, провалив выходные испытания. В России же все ученики оканчивают школу, а если молодой человек попадает в институт и доходит до госэкзаменов, то получение диплома ему гарантировано, вне зависимости от его реальных знаний.
Проблемы трудоустройства по окончании вузов
На рисунке представлено соотношение абитуриентов, подавших заявки в государственные вузы и поступивших на обучение. В 2009 году статистика поступающих в вузы и статистика студентов в вузах соотносится как 2:1.
Приоритетными для поступления были государственные вузы:
Как видно на диаграмме, в 2009 году поступление в вузы статистика зафиксировала в соотношении 81% – для государственных вузов и их филиалов, и 19% – для негосударственных вузов.
В советское время не было сложности с трудоустройством после окончания вуза. Тогда имело место распределение, то есть обязательная работа выпускника в течение трех лет в том регионе, где требовались специалисты. Однако студент никогда не знал «в какую глушь его зашлют».
Современное образование не берет на себя обязанности распределения выпускников, поэтому молодые специалисты вынуждены сами трудоустраиваться. Возникают следующие проблемы:
- руководители предприятий людей без опыта, то есть бывших студентов;
- в кризисные времена на предприятиях проходят сокращения, и потребность в сотрудниках уменьшается;
- выпускников не устраивает уровень зарплаты, а работодателей уровень квалификации;
- несоответствие выпускаемых специальностей запросам рынка. Специальности, которым отдают предпочтение выпускники, статистика вузов России фиксирует в непроизводственных сферах, в то время как в большей части регионов востребованные вакансии находятся в сфере производства.
Ежегодно молодежь выбирает престижные профессии (финансы, бухгалтерский учет, управление на предприятии, экономика), которые «штампуются» вузами увеличенным темпом. В 1913 году в городе Югра статистика трудоустройства выпускников вузов по этим специальностям показала 2,5% безработных молодых специалистов.
Несмотря на высокую потребность в медицинских работниках и педагогах и достаточно массовый выпуск таких специалистов, большой процент занимают выпускники, работающие не по специальности. К ним относятся:
- 60% медиков и педагогов;
- 50% инженеров;
- 30–40%% экономистов и юристов.
Тенденции 2016 года
Статистика вузов России демонстрирует снижение их количества. Если в 2014 году было 2486 заведений, то в 2016 осталось 1450. Эта тенденция будет продолжаться. Существующая статистика трудоустройства выпускников вузов 2016 заставляет задуматься о перспективах получения хорошей должности по окончании вуза:
- выпускники не готовы к реалиям быстроменяющегося рынка, как правило, они малоценны для работодателя в силу отсутствия опыта;
- кризис диктует жесткие правила, высокая конкуренция задает стрессовые нагрузки и требует от сотрудника определенных личностных качеств, которые еще недоступны молодому человеку;
- сам выпускник, нередко, задает высокие требования к зарплате. 50% бывших студентов отказываются от подходящего места из-за низкой ставки.
2016 год отмечен тем, что желающих поступить в вуз после школы стало меньше. Специалисты связывают эту тенденцию с:
- ухудшением экономической ситуации (не каждый родитель в состоянии оплатить ребенку учебу);
- серьезным сокращением бюджетных мест в вузах;
- усложнением ЕГЭ (введение второго, более серьезного теста по математике, требующегося для поступления в специализированные вузы);
- возможностью избежать сдачи в случае поступления в техникум, а в дальнейшем – в институт.
Статистика поступления в вузы 2016 имеет склонность к увеличению числа школьников, поступивших в техникум или колледж, по сравнению с вузом. Результаты опросов родителей учеников о выборе места учебы после школы (%):
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Техникум, колледж | 8 | 11 | 19 | 22 | 21 | 21 | 23 |
Институт, университет | 80 | 65 | 58 | 56 | 55 | 55 | 48 |
Работа | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Решение еще не принято | 6 | 15 | 17 | 12 | 17 | 17 | 21 |
Возникло затруднение с ответом | 4 | 7 | 5 | 8 | 6 | 6 | 7 |
Возможность попадания абитуриентов на бюджетные места зависит от их количества в институте, численности льготников, поступающих в текущем году и проходного бала. В 2016 году на 10% было сокращено количество бюджетных мест. Статистика вузов Москвы наглядно демонстрирует проходной бал на бюджетные места в некоторых вузах.
Самый высокий проходной бал был в институте Школа студии им. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова – 276. Второе место занял МГИМО – 268 баллов. Третье МГУ – 265 баллов.
Перспективы развития высших учебных заведений
Развитие высших учебных заведений движется к своему максимальному сближению со сферой экономики. Происходит сокращение количества вузов, в том числе и путем их слияния. Количество студентов снизится в 2018–2019 гг до 4295,4 тыс. человек. Что является минимумом за прошедшие годы, а подъем планируется к 2029–2030 годам.
Ежегодное сокращение количества вузов основывается на проверках конкретных организаций. Регулярно рассматривается ежегодный отчет о работе вуза. По статистике он должен выделяться среди остальных достойными показателями.
При рассмотрении перспектив учебных заведений изучается статистика выпускников вузов по специальностям, статистика образования в вузах, статистика зарплат вузов. Последние данные очень неутешительны. Высокие зарплаты получают только ректоры и деканы. Ставки кандидатов наук минимальны (около 9000 руб.), путем разных начислений за преподавательскую деятельность и дополнительные часы, зарплата может достичь 25000 руб.
Большое значение для адаптации выпускников к потребностям народного хозяйства имеет степень использования интерактивных технологий в вузе. Статистика вузов России подтверждает пользу таких интерактивных методов обучения как:
- мозговой штурм;
- деловой стол;
- ролевые игры;
- ситуационный анализ.
Создание федеральных университетов преследует цель достигнуть высокого уровня образовательного процесса на фоне новых технологически и научно-исследовательских разработок. Сегодня существует 10 таких университетов.
29 высших учебных заведений получили статус Национального исследовательского университета. Это связано с созданием базы конкурентоспособных университетов, поддерживающихся государством, проводящих научно-технические разработки и создающие кадры для потребностей российской экономики.
Роль экономического образования
Сегодня международные финансовые институты, в которых принимает участие Россия, требуют присутствия на местах квалифицированных кадров. Как показывает статистика экономических вузов, востребованность образования у абитуриентов только растет.
Самое известное высшее учебное заведение – Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Хороших специалистов в этой области дают МГУ, МГИМО и другие финансовые институты. Появившиеся в последние годы социально-экономические институты (МСЭИ, СЭИ) также призваны служить пополнением рядов сотрудников банков и других организаций, которые кратко можно назвать «специализированные кредитно-финансовые институты».
Мировые рейтинги
Статистика количества вузов за рубежом сегодня не представляет особого интереса. Главное, за что бьются мировые университеты – рейтинг. Первые строчки рейтинга (17 позиций) занимают учебные заведения США и Великобритании.
Российским вузам последнее время удалось заявить о себе в мировом рейтинге. Мало, кто за последнее время, смог выставить в рейтинг такое количество вузов в мире. Статистика вузов России за 2016 год показывает, что всего в топ-800 вошло 13 российских заведений, а МГУ поднялся на 161 место.
Сколько вузов расположено в соседних с Россией странах? Количество высших учебных заведений:
В этом году выпускникам школ будет проще поступить в вузы.
Для будущих первокурсников увеличено количество бюджетных мест в бакалавриате и специалитете. Если в этом учебном году (2017-2018) вузы получили 298 тысяч мест для бакалавров и 70 для специалистов, то в 2018-2019 году бакалавриат получит 315 тысяч мест, а специалитет - 75тысяч. Магистратуре выделено 208 тысяч бюджетных мест, это на 3 тысячи больше, чем годом раньше.
Самое большое число бесплатных мест на бюджете получат педагогические факультеты и педвузы, IT-направления, сельскохозяйственные и медицинские вузы. На каких специальностях будет меньше всего бюджетных мест? "Сестринское дело", "Оружие и системы вооружения", "Искусствознание", "Теология", "Сценические искусства и литературное творчество".
Министерство продолжает поддерживать инженерию, уделяя особое внимание IT-технологиям, добыче полезных ископаемых, производству авиационной и ракетно-космической техники, легкой промышленности, нанотехнологиям и управлению техническими системами, - подчеркнула министр образования и науки Ольга Васильева на инвестиционном форуме в Сочи.
По ее словам, на программы педобразования в этом году будет принято 45 тысяч человек.
Особенность последних лет - интерес к сельскохозяйственным и ветеринарным специальностям. Ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. Скрябина Федор Василевич рассказал "РГ", что особенно привлекают выпускников школ новые направления, связанные с генетикой, геномикой, биотехнологиями.
На факультете зоотехнологии и агробизнеса появилась новая специальность - нутриогеномика, где изучаются молекулярные механизмы воздействия корма на изменение генов животных. В академии создана лаборатория молекулярной генетики и геномики птиц, которая отвечает европейским стандартам, - пояснил ректор.
В бакалавриате появилось новое направление "товароведение ветеринарных и биологических препаратов", предлагается модуль "скорняжное дело". Выпускники академии получают знания, которые позволяют им работать в области генной инженерии, создания трансгенных организмов с новыми свойствами, контроля за изменением наследственности у животных. Это востребованные сегодня направления. Как и исследования по созданию иммунобиологических препаратов - вакцин и сывороток, общих для человека и животных.
В одной из крупных компаний по продаже удобрений, пестицидов и семян уточнили, что им нужны агрономы широкого профиля, специалисты по обслуживанию и ремонту техники, в том числе - роботов. Зарплата с каждым обговаривается индивидуально. Нужны зоотехники. Им предлагают 25-30 тысяч рублей в месяц. Есть предложения, например, в Смоленской области, на 70 тысяч рублей плюс служебное жилье. На крупном Брянском мясоперерабатывающем предприятии очень ждут ветеринарных фельдшеров и врачей, зооинженеров, инженеров участка по приготовлению кормов.
Вузы предлагают новые программы: "Интернет вещей и киберфизические системы", "Спортивная дипломатия", "Медиевистика"
Информация для будущих учителей: в бакалавриате Московского государственного педуниверситета (МПГУ) открываются два новых подразделения - Институт международного образования и Высшая школа образования. Какие программы будут самыми востребованными в этом году в вузе?
Во-первых, все программы, связанные с инклюзивным образованием. Например, начальное образование и специальная педагогика; дошкольное образование и специальная педагогика; русский язык и инклюзивное образование; тифлопедагогика и другие. Во-вторых, программы, связанные с семейными ценностями, в числе которых семейное воспитание, психология детско-родительских отношений, - рассказала "РГ" начальник управления по организации приема в МПГУ Ольга Князева.
Инфографика "РГ" / Михаил Шипов / Ирина Ивойлова
Как и раньше, охотно идут абитуриенты на иностранные языки, в том числе, на китайский. Будет продолжаться набор на программу "Фундаментальная физика (на английском языке)".
В 2017 году мы приняли 84 тысячи заявлений на все формы обучения, из них на педагогическое образование - три с половиной тысячи заявлений. В этом году, думаю, будет не меньше, - уверена Ольга Князева.
Московский городской педуниверситет в этом году предлагает около 200 программ бакалавриата и магистратуры. По словам проректора Дмитрий Аграната, самый большой конкурс обычно бывает на программах, связанных с иностранными языками. Вырос конкурс на историю, математику. Очень востребованы педагогические специальности с двумя профилями подготовки. На них в этом году выделено 254 бюджетных места.
Кроме традиционных направлений, университет предлагает, например, специальность "Организация работы с молодежью", "Адаптивная физкультура", "Социально-культурная деятельность". Будущим первокурсникам надо знать: с этого года на многих программах вуза студенты сами смогут выбирать модули для изучения. Например, будущий политолог может выбрать экономический или психологический модули. Таких занятий по выбору у студента может быть до 30 процентов.
Какие учителя больше всего нужны в школах? Филологи - преподаватели русского и иностранных языки, математики, физкультуры, начальных классов.
Новые программы в магистратурах ВУЗов:
"Интернет вещей и киберфизические системы" - ВШЭ
"Медиевистика" - ВШЭ
"Языки и культура Африки" - СПбГУ
"Городская недвижимость и развитие территорий" - СПбГУ
"Спортивная дипломатия" - МГИМО
"Отраслевой маркетинг товаров и услуг" - МГИМО
"Международное гуманитарное сотрудничество и внешние связи регионов" - МГИМО
Инфографика "РГ" / Михаил Шипов / Ирина Ивойлова
Между тем
Студенты назвали самые лучшие и самые худшие вузы. Среди лидеров - МИФИ, Юридический университет им. Кутафина и МГИМО.
Стали известны итоги исследования вузов, основанные на мнениях студентов и их отзывах в Интернете (так называемые интернет-сливы). Больше всего положительных отзывов получили МИФИ, Московский государственный юридический университет им. Кутафина, МГИМО, СПбГУ, РАНХиГС, РЭУ им.Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина, Финансовый университет при Правительстве, МГЛУ, ЛЭТИ.
Больше всего отрицательных отзывов от студентов получили МАИ, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, УрФУ им. Ельцина.
Итак, что больше всего нравится студентам в их вузе? Профессионализм, заинтересованность преподавателей, насыщенная студенческая жизнь, хорошее общежитие, оправданные ожидания от вуза, хорошая практика, высокая репутация вуза и позиции в рейтинге. К слову, в новый рейтинг "Три миссии университета" в топ-200 попали 13 российских вузов. В том числе есть и те, которые студенты назвали лучшими.
А вот из-за чего вуз получает негативные отзывы от студентов: скучные, бесполезные лекции, слабые студенты, коррупция, проблемы с общежитием, некомпетентность сотрудников деканата.
Что больше всего волнует студентов? На первом месте - профессионализм и заинтересованность преподавателей, на втором - качество лекций, семинаров, наличие мастер-классов, практик, на третьем - студенческая жизнь и атмосфера в вузе, на четвертом - качество и комфорт в общежитии, на пятом - расположение вуза. На последних позициях (18, 19 и 20-е места) - столовые, стипендии и цена учебы.