Сокровища «Фрау Марии. Кому достанутся сокровища фрау марии Европейские сокровища для российской императрицы

Российско-финский гуманитарный проект осуществляется при поддержке первых лиц государства.

Планируется, что уже в этом году состоятся подводные обследования, которые покажут, какие именно ценности и в каком количестве сохранились за более чем 200 лет нахождения под водой.
Цена вопроса - 1 миллиард “зеленых”. Пока что самые большие сокровища (на сумму в полмиллиарда долларов) на корабле, затонувшем в Средние века в Атлантическом океане, обнаружили американские кладоискатели.

В пенале из лосиной кожи

Вокруг двухмачтовой шхуны с сокровищами на очень кругленькую сумму кипят нешуточные страсти: кому же достанется драгоценный груз с корабля, затонувшего за пределами России, но с грузом, который был выкуплен Екатериной II? Эти произведения искусства предназначались для Эрмитажа. А в результате - почти два с половиной века пролежали на дне морском. Финны тянут одеяло с сокровищами на себя: у них в чести закон о древностях. Но за сундуки с драгоценностями платили из казны Российской империи.

Но вернемся на несколько веков назад. 11 ноября 1771 года. Чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправляет на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля “Фрау Мария”. На его борту и находились закупленные в Голландии картины, бронзовые скульп­туры, серебряные и золотые украшения. “Фрау Мария” попала в шторм и затонула у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Суоми). Согласно архивам, парусник перевозил около 60 бочек с сокровищами. Гневу Екатерины не было предела: операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянет с помощью. Между Екатериной Великой и Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III подъем парусника так и не состоялся. А потом “Фрау Мария” таинственно исчезла с места крушения. Обнаружили “корабль-призрак” через много лет.

После исчезновения “Фрау Марии” с места крушения российский царский двор перестал интересоваться судьбой драгоценного груза. А уж после того, как пальнула “Аврора” и Зимний дворец оккупировали матросы в бескозырках, вопрос о судьбе голландки, под завязку набитой сокровищами для Российской империи, полностью ушел с повестки дня. И, наверное, о бедной “Фрау Марии” забыли бы на веки вечные, если бы летом 1999 года группа финских ныряльщиков не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину, которая при ближайшем знакомстве и оказалась “Фрау Марией”! Этим известием заинтересовались и в России. Кто именно? Благотворительный фонд “Спасение национальных культурно-исторических ценностей”.

Кстати, перед тем, как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться. На борту “Фрау” может быть около 300 картин.

*1500 фарфоровых трубок *

Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей “Фрау” несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. По своему исполнению они очень похожи на изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.
Благотворительный фонд Артема Тарасова начал свое собственное расследование гибели и обнаружения двухмачтовой бригантины “Фрау Мария”. Для начала Тарасов сам отправился в Амстердам и начал искать архивные документы. Месяц кропотливых поисков принес сногсшибательные результаты. В архивах музея Рубенса нашли то, что искали, - документы, датированные июлем 1771 г., когда на аукционе в Амстердаме был закуплен драгоценный груз по распоряжению Ее Императорского Величества. Выяснили и маршрут “Фрау Марии” - она отчалила из Амстердама и плыла вдоль берега. Капитаном корабля был Рейнуд Лоренс. Заходила “Фрау Мария” в каждый порт - в Дании, Германии, Швеции. Груз на паруснике значился как “дипломатическая почта”. Выйдя из порта города Турку, “Фрау Мария” попала в шторм. Парусник начал тонуть, и корабельная команда принялась спасать хоть что-то. Люди прыгали в воду с золотыми монетами в руках… Есть сведения, что один из моряков сумел забрать с борта тонущей “Фрау Марии” 6 картин.
Были ли это полотна Абрахама Сторка? Якоба де Вита? Или же с “Фрау Марии” в неизвестном направлении уплыли полотна Рембрандта Харменса ван Рейна?

Найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые скупали картины для Екатерины II, не удалось. Но имена четырех покупателей все-таки установили. И это позволило определить, что все вместе они выкупили 27 картин выдающихся голландских художников XIV–XVII веков.

Показали большой кукиш

Согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 года). По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии.

Потомки семьи Романовых не могут претендовать на владение сокровищами “Фрау Марии”. Согласно известным актам, собственность Екатерины II в приснопамятном 1917 г. перешла во владение РСФСР.
Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 г., вправе предъявить свои претензии на груз парусника “Фрау Мария”.

Кстати, между Министерством античности Финляндии и группой ныряльщиков, которые обнаружили “Фрау”, началась самая настоящая грызня. Министерские чиновники запретили ныряльщикам вообще приближаться к “Фрау Марии”. Поисковики проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Ныряльщикам показали большой кукиш.

Однако юридическая база, на основе которой принималось решение, что “Фрау Мария” полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми. И ныряльщики решили действовать по-своему. Они нашли спонсора - жителя Монако Къелля Эдвалла (он, кстати, друг Жака-Ива Кусто, профессионал по подъему кораблей). Эдвалл готов участвовать в операции по подъему “Фрау Марии”, но на российские деньги.

“Фрау Мария” стоит на дне в вертикальном положении. Парусник находится на глубине 41 м, размещается на грунте, и его корпус только на 1,5 м заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, очевидно, обусловлено тяжелым грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие каких-либо течений. И еще в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана “Фрау”, настолько высока, что попытка одного из финских ныряльщиков вбить гвоздь в обшивку не удалась. Гвоздь согнулся…

P.S. Российская и финская стороны обсуждают еще и план открытия совместного музея сокровищ “Фрау Марии” или в российском Выборге, или в финской Лаппеенранте. Об этом пишет финская печать. А газета “Хювудстадсбладет” сообщает, что Министерство культуры России поддерживает идею поднять “Фрау Марию” и превратить парусник в плавучий музей.

Но прежде, чем пустить музей по волнам, неплохо бы для начала достать сокровища “Фрау Марии”. Причем без промедления.
Пока Финляндия упорно твердит, что парусник находится под неусыпным наблюдением, на него поставлены специальные датчики реагирования. Но есть сведения, что наблюдения никакого нет. Как нет и датчиков. А вот точные координаты “Фрау Марии” и ее подводных сокровищ уже опубликованы в открытой печати! Это факт.
Надежда Попова

Уникальный груз потерпевшего крушение в 1771 году судна "Фрау Мария" стал предметом спора России, Финляндии, Швеции и Голландии.

Чья же ты Фрау Мария?

Предыстория такова. Императрица Екатерина II для пополнения коллекции Эрмитажа, Царского Села и Зимнего дворца закупила в Амстердаме на аукционе саксонские фарфоровые изделия и посуду, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгоценных металлов, и кроме того, несколько сотен полотен фламандских живописцев – как считают специалисты, среди них вполне могут быть и картины Рембрандта. Чья же ты Фрау Мария?

Осенней ночью 1771 года сильный шторм настиг голландский двухмачтовый парусник у Аландских островов в Балтийском море в территориальных водах Швеции (ныне – Финляндии), где судно и обрело свое последнее пристанище.

Три года Россия безуспешно искала затонувший корабль. Три года Екатерина II снаряжала экспедиции для поиска утраченных сокровищ. По крайней мере, это свидетельствует об уверенности императрицы в том, что ценный груз не пострадал – как говорят специалисты, груз подобного рода мог быть герметично упакован в свинцовые колбы и залит воском.

Президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов говорит, что "обычно это были пеналы из кожи, их засовывали в бочки, закатывали бочки герметично и заливали расплавленным воском". Если это так, то стоимость находящихся под водой сокровищ может достигать по сегодняшним меркам 2 миллиардов евро, что, несомненно, станет одной из ценнейших подводных находок в мире.

Лишь в 1999 году финским водолазам удалось обнаружить судно на глубине 41 метр в 11 километрах от острова Юрмо. Сейчас это место отмечено буйками и тщательнейшим образом охраняется от черных археологов. Три года назад к решению вопроса подключились МИД России и Росохранкультура..

Сам подъем корабля в принципе не составляет никакой сложности, так как он лежит на небольшой глубине, однако весь вопрос в том, кому принадлежит ценный груз.

В Финляндии существует закон, что если корабль и его груз будут находиться на ее территории сто лет, то страна будет иметь на них полное право. Столетие же Финляндии будет через 8 лет, но и сейчас финское правительство не дает разрешения на подъем судна, мотивируя это давностью срока. Однако российские эксперты не отступают и считают затонувшие сокровища российским национальным наследием. У Хельсинки на данный момент нет такой крупной суммы для проведения работ по подъему судна, и их основная задача – тянуть время до 2018 года.

Судьба судна Фрау Мария

Получается что, Голландский груз, отправленный для России, затонул у берегов Швеции и в настоящее время находится на территории Финляндии, которой сто лет еще нету.

Каких только сокровищ не скрывают воды морей и океанов! Вот и на дне Балтийского моря, недалеко от берегов Финляндии, лежит затонувший корабль. Говорят, в его трюмах покоится бесценный груз - картины, предметы роскоши, украшения стоимостью в миллиард евро. Но почему же драгоценный клад до сих пор сокрыт пучиной вод?

Мой дядя самых честных правил…
Всё дело в том, что на сокровища претендуют сразу несколько стран - Финляндия, Швеция, Россия и Нидерланды. А из-за того, что они никак не могут прийти к соглашению, клад, история которого сама по себе является невероятной и захватывающей, все ещё лежит на дне.

Итак. В конце XVIII века российский посол в Голландии граф Андрей Шувалов на балу познакомился с прелестной девицей по имени Аннабель. Граф влюбился в красавицу с первого взгляда, стал ухаживать за ней и в конце концов добился взаимности. Голубки проводили вместе почти все время, и в один из дней юная Аннабель познакомила своего кавалера с дядюшкой. Им оказался не кто иной, как известный голландский коллекционер живописи Геррит Браамкамп. Он с гордостью продемонстрировал русскому графу бесценные собрания полотен нидерландских и немецких художников. А заодно пожаловался на то, что стар и что сил заниматься любимым делом уже не осталось.

Увы, сударь, мой преклонный возраст не позволяет мне отдавать коллекционированию все силы, как в прежние годы. Впереди старость, а дело моё продолжить, знаете ли, некому. Вот и решил я продать свою коллекцию какому-нибудь ценителю искусства. Не повесе какому-то, а достойному человеку. Коллекция, на которую я потратил всю жизнь, должна попасть в руки истинного ценителя и большой души человека. Я хочу, чтобы о моем детище говорили, чтобы оно было овеяно славой… Впрочем, простите меня, старика, это уже нескромно.

Но чем же я, сударь, могу вам помочь?

Можете, друг мой, можете. Поговорите о моих сокровищах с вашей императрицей. Я слышал, что Екатерина II, будучи дамой весьма образованной, покровительствует искусству, да и сама является большим ценителем живописи и драгоценностей.. Как знать, может быть, её величество пожелает купить мою коллекцию…

Так и вышло. Осенью 1771 года граф Шувалов по распоряжению Екатерины выкупил у Геррита Браамкампа его сокровища. Коллекцию нужно было доставить в Санкт-Петербург - предполагалось, что она украсит Зимний дворец.

Страшный шторм
Для транспортировки ценного груза был выбран голландский двухмачтовый парусник «Фрау Мария». В его трюмы загрузили полотна знаменитых художников - Герарда Терборха, Хендрика ван Балена, Яна ван Гойена, Габриеля Метсю, Герарда Доу. А ещё «Фрау Мария» везла драгоценности, статуэтки из золота и серебра, богато украшенные рамы для картин, фарфоровые курительные трубки, кофе, сахар, дипломатическую почту.

«Фрау Марии» надлежало проследовать по водам Балтийского моря до Северной столицы, делая промежуточные остановки в портах Швеции. Командовал судном опытный капитан Рейнуд Лоренс.

9 октября судно сделало остановку в шведском порту Або (ныне финский город Турку), взяло на борт груз и отчалило. Но почти сразу же начался сильнейший шторм. Несмотря на все усилия моряков, волны и ветер сделали судно неуправляемым - у «Фрау Марии» были повреждены паруса и рулевое управление.
Волны бросили корабль на прибрежные скалы, и спустя несколько часов «Фрау Мария» затонула.

Команда практически не пострадала - на помощь морякам пришли финские рыбаки на своих лодках. Спасся и граф Шувалов - во время путешествия он проводил время с юной Аннабель, которую дядя отправил сопровождать сокровища. Но вот ценный груз ушёл на дно морское. Хотя капитан просил финнов спасти хотя бы ящики с картинами, сделать это не удалось: они были слишком большими и тяжёлыми (при погрузке на корабль пришлось даже разобрать часть обшивки).

Когда Екатерина Великая узнала о трагическом крушении парусника с драгоценностями, она пришла в неописуемую ярость. Влетело в первую очередь графу Шувалову. А тут ещё о его романе с юной Аннабель стало известно супруге вельможи, статс-даме Екатерине Салтыковой.

Императрица повелела срочно приступить к подъёму затонувшего корабля. Но ведь «Фрау Мария» находилась на территории Швеции! Шведский монарх Густав III стал чинить российской стороне всяческие препятствия. Безусловно, он захотел заполучить свой кусок пирога и мечтал о проценте от клада.

Потом же политическая обстановка в стране резко поменялась, и стало не до того. О «Фрау Марии» забыли до 1999 года.

Это - мне, это - тебе…
В июне 1999 года на затонувший корабль наткнулась команда ныряльщиков под руководством финского дайвера Райно Койвусаари. Райно всю свою жизнь искал «Фрау Марию». Примерные координаты места крушения судна были известны, и ныряльщик метр за метром кропотливо обследовал дно Балтийского моря, пока наконец не наткнулся на судно. Оно покоилось на глубине 41 метр между финскими островами Юрмо и Бургсте.

Дайверы из команды Койвусаари подняли на берег некоторые предметы с затонувшего судна - судовую печать, принадлежавшую капитану Рейнуду Лоренсу, фарфоровую курительную трубку, серебряную вазу и несколько монет. Все эти ценности перешли в собственность Финляндии.

Главные сокровища остались на дне - причём исследователи полагают, что картины и прочие драгоценности прекрасно сохранились. Дело в том, что при отправке из Голландии ценный груз упаковали в специальные тубусы из лосиной кожи, а те в свою очередь поместили в свинцовые контейнеры и герметично закупорили. Поэтому можно надеяться на то, что время и морская вода пощадили шедевры.

Кстати, в этом районе Балтики море удивительно чистое и почти нет грибка. Сама деревянная обшивка «Фрау Марии» сохранилась идеально. Один из финских дайверов попытался было вбить гвоздь в борт судна - так гвоздь согнулся!

Казалось бы, дело осталось за малым - поднять затонувший корабль на поверхность. Но тут-то и начались сложности. Теоретически груз «Фрау Марии» принадлежал России - ведь Екатерина II выкупила его у голландского коллекционера. Но корабль затонул на территории, которая в XVIII веке принадлежала Швеции, а сейчас находится под юрисдикцией Финляндии. Значит, эти две страны тоже претендуют на драгоценный клад. А ещё судьбой сокровищ интересуются Нидерланды - ведь корабль, который перевозил клад, принадлежал им.

Как бы то ни было, основные претенденты на «Фрау Марию» - Финляндия и Россия. Финны даже составили смету - согласно этому документу подъём судна на поверхность обойдётся в 80 миллионов евро. В эту внушительную сумму включена стоимость реставрации самого корабля: планируется, что он станет уникальным плавучим музеем. Если российская сторона согласится с этим проектом, «Фрау Мария» окажется на суше уже в ближайшее время. А пока место крушения охраняют от «чёрных ныряльщиков» финские пограничники. Ведь с тех пор, как координаты корабля были неосмотрительно опубликованы в прессе, появилось множество желающих завладеть сокровищами старого коллекционера, который так мечтал пристроить их в хорошие руки и овеять славой…

Похоже, его мечта всё-таки сбылась.

Святой Михаил
Балтика - настоящая копилка ценностей, ведь на её дне покоятся более 6 тысяч кораблей. Так, в 1953 году финские рыбаки обнаружили у острова Борете остов корабля. Сначала историки не заинтересовались находкой. Но в 1961 году за дело взялись шведские дайверы. Они предположили, что этот корабль - русский «Святой Михаил», следовавший в 1747 году из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом ценностей для русского императорского двора. В числе сокровищ был резной золочёный кабриолет для императрицы Елизаветы Петровны. Финны отдали затонувший корабль шведам, а потом локти кусали: в первый же день дайверы подняли 34 золотые французские табакерки. Кроме того, на корабле хранились золотые и серебряные часы французской и английской работы, образцы мейсенского фарфора, золотые накладки на мебель. Странно, но руководство СССР никаких прав на находки не предъявило, хотя могло бы - ведь юридически груз принадлежал России.

Наталья Косякина

Обнаружили на дне Балтийского моря обломки множества кораблей. В российских территориальных водах, а также в водах Финляндии, Швеции и Дании нашли более 15 якорей. В территориальных водах России были обнаружены два корабельных остова. В шведской части Балтики обнаружили 12 якорей. Два корабельных каркаса были найдены в Балтийском море у берегов Дании. В немецкой части Балтийского моря аквалангисты зафиксировали обломки трех кораблей. По данным археологов, на дне Балтийского моря лежит несколько тысяч кораблей, включая колесный фрегат "Гремящий" . Это парадный корабль, представляющий собой нечто вроде императорской яхты. Нашлась на этом огромном корабельном кладбище, причём, в отличном состоянии и бригантина"Фрау Мария", которая затонула в сильный шторм.

В ящиках из лосиной кожи

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года у берегов Швеции. Сегодня это территориальные воды Финляндии. Несколько лет назад группа финских дайверов по наводке обнаружила под водой судно, покрытое толстым слоем ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: это и есть двухмачтовый флейт «Фрау Мария», пропавший в бурю более двух столетий назад. Новостью сразу заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей». Именно этот фонд много лет подряд делал все возможное, чтобы "Фрау Мария" была бы поднята со дна Финского залива.

– Сегодня «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящики из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды. И сверху залили воском. Есть большая вероятность: полотна великих голландских мастеров прекрасно сохранились.

"Фрау Мария" взяла на борт разнообразный груз: цинк, сахар, ткани, сыр, одежду, а также предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, в том числе Хендрика ван Балена, Герарда Терборха, Яна ван Гоена, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу и других. Эти картины приобрел на аукционе в Амстердаме по личному указанию Екатерины II посол России в Голландии князь Голицын. Почему же бригантину до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этих сундуков с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд. евро. Спор продолжается.

"Раненая амазонка"

Но есть подозрения, что некогда крепкое судно начало рассыпаться под толщей воды. Не так давно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске - бывший немецкий Кранц - выбросило загадочную скульптуру: женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском взморье? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Если следовать архивам, бригантина вышла из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Команда пыталась спасти сокровища: матросы прыгали в воду с картинами в тубах. По некоторым данным, они спасли 8 полотен. Но дальнейшая судьба этих раритетов неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы установили. И это позволило определить: они выкупили 28 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту судна подтверждён, теперь можно было бы начинать операцию по подъёму "Фрау Марии". Но неожиданно возникли сложности.

Очередь за сокровищами

После того как стало известно, что на дне Балтики лежат ценности стоимостью в миллиарды евро, сразу же выстроилась большая очередь из охотников за богатствами "Фрау Марии". Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить дайверы, обнаружившие судно. Но финский суд им отказал. Следом о своих правах на сундуки с сокровищами заявила Швеция: воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали шведам. Но позже Стокгольм отказался от своих претензий. После Швеции в числе претендентов на сокровища оказалась Голландия. Ведь корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Груз наш, голландский! Однако российская сторона продемонстрировала документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила как за груз, так за зафрахтованное судно. А вот с претензиями Финляндии дело оказалось много серьёзнее. Согласно законодательству, затонувшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Министерства античности Финляндии.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже 8 лет. И шхуна все еще остается на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит.

Подъем корабля может быть осуществлен в течение двух месяцев. Эта операция сложна по многим факторам: плохая видимость на дне Финского залива, состояние корабля, пролежавшего на дне 246 лет, наносы песка и ила, необходимость консервации древесины до ее контакта с воздухом и так далее.

Исход экспедиции пока предсказать довольно трудно. Возможно, удастся поднять со дна моря весь корабль. Возможно, только груз или какую-то его часть. В любом случае вернуться в Эрмитаж коллекция Екатерины сможет только при условии, что Финляндия сама откажется от претензий на царские сокровища. Или России удастся отстоять свои права на них в международных судах. И то, и другое маловероятно. Поэтому, по всей видимости, Москва и Хельсинки будут договариваться о создании совместного музея «Фрау Мария». Музей уже предлагается открыть или в российском Выборге или в финской Котке. Подъём судна предполагалось начать еще в 2013 году, но Финляндия заявила, что в соответствии с разработанным поэтапным планом «Фрау Мария» будет поднята лишь в 2018 году. Ф инская сторона придумала проект, вроде бы учитывающий мнения всех заинтересованных сторон. Подъём будет совершаться таким образом, чтобы весь парусник остался в целости и сохранности. Предлагается спроектировать конструкцию из стали с понтонами, которая должна надеваться на судно сверху. Потом в ёмкости закачают воздух. На дне под судном пророют тоннели, сквозь них протянут стропы из искусственного волокна шириной 50 см. И прикрепят корабль, как в гамаке, к металлической конструкции. Но как будут решать ещё одну проблему: сохранить корабль на берегу? Хорошо известно: при взаимодействии корабля с воздухом его атакуют бактерии. И начнётся интенсивное разрушение шхуны. Российские ученые предложили весьма любопытное решение: переправить «Фрау Марию» на Северный полюс на год-два. Под действием мороза бактерии погибнут, и корпус будет спасён.

Операция оценивается в 100 млн. евро

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить 100 млн. евро. Это не так много, учитывая, во сколько оценены сундуки с сокровищами. Сегодня корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус на 2 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений. И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок.

И уже две известные компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году.

Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне, - говорит адвокат Александр Островский. - И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами.

Читайте также: