Каджурахо - храмы любви и секса. Храмы Кхаджурахо (Индия, Кхаджурахо) Комплекс кхаджурахо в индии

за последние пару десятилетий выросла небольшая туристическая деревня Кхаджурахо, окружающая храмовый комплекс, популярный своей неоднозначной архитектурой и неразгаданным до сих пор культурным предназначением.

Так кто же и зачем построил храмовый комплекс Кхаджурахо, почему он был так удален от основных городов, и какой смысл был вложен в знаменитые эротические барельефы, покрывающие стены 85 храмов?

Храмы Кхаджурахо в джунглях Индии

По древней индийской легенде, храмы Кхаджурахо были построены во искупление любовного греха. Молодая красавица Хемавати из касты брахманов была так хороша собой, что бог луны Чандра полюбил ее и спустился на землю, чтобы предаться страсти. Когда девушка забеременела, от нее отвернулись все родственники, ведь добрачная связь ложилась тенью на всю семью, и божественный возлюбленный велел ей удалиться в глухую деревушку и там родить и вырастить сына, пообещав ему трон. Хемавати поступила так, как он велел, и назвала родившегося мальчика Чандраварман. Он был необычайно красив и силен, а в день его шестнадцатилетия отец сделал его царем, повелев построить 85 храмов, которые были призваны искупить грех матери. Деревня, в которой родился новый царь, разрослась и стала его столицей, а сам он прославился как великий воин и мудрый правитель.

Увы, реальная история храмового комплекса не так возвышенна. В IX-XI веках город, построенный династией Чандела, подвергался непрерывным нападениям — за право обладания столицей сражались и правители других государств, и обычные разбойники. К XIII веку династия вымерла, а сам город был позабыт, лишь изредка навещаемый местными жителями и уж точно неизвестный европейцам, пришедшим в страну спустя несколько веков. Заново открыт он был лишь в 1838-м, именно в этом году британский инженер, путешествующий по Индии , наткнулся на величественный комплекс храмов, скрытых густым лесом.

С момента повторного обнаружения храмов и до начала XX века о них практически никому не было известно, а в путеводителях они не упоминались по этическим соображениям. Многие ученые, попадавшие сюда, будучи ревностными католиками, настаивали если не на сносе, то на закрытии храмов для посещения.

Храм Кандарья-Махадева

Из 85 до наших дней сохранилось лишь 20 храмов, но и они способны восхитить толерантных туристов и повергнуть в шок тех, кто пуритански воспринимает искусство. Все храмы, особенно максимально сохранившийся Кандарья-Махадева, покрыты сплошным орнаментом, изображающим божеств, людей, животных и влюбленные пары.

Цель постройки храмов, посвященных многочисленным индийским богам, не сохранилась в истории (кроме той, что описана в легенде), а относительно назначения барельефов мнения ученых разделились.

Несмотря на то, что шире всего в мире известны эротические орнаменты Кхаджурахо, они составляют лишь десятую часть от всех скульптур. Стены храмов, построенные из розоватого песчаника, изображают повседневную жизнь богов, которых можно отличить по коронам и украшениям из бриллиантов, их верных спутниц — апсар (небесных дев), совершающих утренний туалет, танцующих или соблазняющих очередного аскета и людей, молящихся в храмах.

Особенно невероятно смотрится храм Кандарья-Махадева на рассвете, когда камень стен окрашивается в розовый, и фигуры на стенах оживают.

Кстати, сами храмы огромны снаружи, но невероятно тесны внутри, ведь они не рассчитаны на служение большого количества людей — лишь жрецы и правители могли попадать внутрь, верующие же должны были оставаться снаружи, а барельефы храма как раз служили проверкой тем, кто не смог отринуть все земное.

Еще одной версией о назначении храмов, к которой склоняется большинство, является гипотеза о том, что на стенах храма изображена вся Камасутра, призванная обучить любви и продемонстрировать ее значение в мире.

Интересно и то, что все барельефы эротического содержания удалены от изображений богов на солидное расстояние.

Экскурсия в храмовый комплекс Кхаджурахо

Побывать в Кхаджурахо непросто, ведь этот храмовый комплекс малоизвестен и удален от основных туристических маршрутов, поэтому проще всего заказать сюда экскурсию, которые стартуют из Дели ежедневно в 8:00 и стоят 140-160 $ с человека. Также храмовый комплекс Кхаджурахо включен в тур по Золотому треугольнику Индии .

Если же вам понравилось в этой части страны, то за 10-15 $ в сутки вы можете снять номер в туристическом поселке Кхаджурахо и ходить к храмам хоть каждый день.

Чужеземный образ жизни либо шокирует и раздражает, либо помогает взглянуть на мир шире и понять что-то простое, но очень важное. Храм Каджурахо в Индии – не исключение, он даёт возможность посмотреть на привычную жизнь под другим углом.

В Индии все выглядит ярче и немного по-другому. Вместо улиц с тротуарами и светофорами – узкие лабиринты, где, случайно свернув не туда, на полтора часа становишься участником квеста «найди выход». Вместо такси с шашечками – худой велорикша, заменяющий собой все лошадиные силы. Вместо номера с горячей водой ищешь номер с холодной.

Если в расписании указано, что поезд прибывает на 20 минут раньше, на самом деле он опаздывает на 23 часа 40 минут. Чудеса в Индии на каждом шагу. И если не искать то, чего и дома достаточно, она может приятно удивить. Путешествие по Индии помогает в это по-настоящему поверить.

Храм любви Кхаджурахо

Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, — , стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.


Фото скульптур на стенах Кхаджурахо

Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО . Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.

Достопримечательности сегодня

Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

Традиции и современность

Индийцы не только живут бок о бок с традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.

Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые на каменных ступенях.

Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.

К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.

Вопросы, не получившие ответов

Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.

Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.

Куда исчезло окружавшее храмы царство?

Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.

Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.

Религиозный центр династии Чанделла

Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.

Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.

Храмы, затерявшиеся во времени

На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.

В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.

Прекрасная Хемавати

История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.

Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.

Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.

Откуда появились храмы Кхаджурахо?

История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.

Шедевры безымянных зодчих

Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.

Загадки древних технологий

Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.

Наружный вид храмов

Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.

Устройство внутренних помещений храмов

Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.

Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.

Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.

Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».

Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости

Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.

Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.

Каджурахо находится немного в стороне от «Золотого треугольника» Индии. Кроме меня, из нашей небольшой группы в 5 человек туда никто не поехал. И экскурсия проводилась для меня одного.

Утро, когда я должен был смотреть Каджурахо, выдалось прохладным и туманным.

Первым делом меня привезли к западной группе храмов. Я купил билет за 500 рупий (билет действителен для посещения всех групп храмов), вошёл на огороженную территорию, и минут сорок ходил по храмам в сопровождении гида, слушая его объяснения.

Гид Виджай, хоть и русскоговорящий, но русский язык в его интерпретации не сильно велик и совсем не могуч. Однако без его объяснений я бы многое не понял, а, главное, не заметил бы. Потом он оставил меня одного, и я ещё часа 2 бродил по комплексу храмов, с интересом их осматривая. Народу было немного: несколько европейцев, молодой кореец и группа индийцев.

С утра было туманно, но постепенно дымка рассеялась, и под конец стало даже проглядывать солнышко.

Впечатлений от храмов Каджурахо много. Необычна форма храмов. Они напоминают какие-то фантастические грибы. В западной группе их, наверное, больше десятка. Не могу сказать точно, потому что я и не считал. Да и не знаю я, как считать постройки, стоящие на одном основании: один это храм или несколько.

До того, как я побывал в Каджурахо, мне было непонятно, как устроены индийские храмы. Думал, как же индийцы делали такие высокие своды. Оказалось, что самая большая и высокая часть храма, шикхара, символизирующая райскую гору Меру, целиком сложена из камня. А пространство внутри совсем маленькое.

Внутреннее помещение украшено рельефами, там стоят скульптуры богов и колонны своеобразной формы. И часто установлен лингам, которому индуисты молятся. Индийские женщины, которые посещали храмы параллельно со мной, зайдя в храм, посвящённый богине Парвати, жене Шивы, пали на колени и благоговейно повторяли: «ПАрвати, ПАрвати». Хотя храмы вроде бы являются музеями и не действуют.

Храмы украшены своеобразными узорами. Многие покрыты сотнями и тысячами изваяний, религиозного, военного, бытового и эротического характера. Религиозные изваяния изображают каких-то неведомых мне индийских богов и богинь. На военных — солдаты маршируют, лошади скачут. Трубы трубят, барабаны бьют. На бытовых — женщины рассматривают себя в зеркало, вытаскивают занозы, подкрашивают губы. Работа мелкая, филигранная, но, на мой дилетантский взгляд, сильно уступает греческой скульптуре.

женщина справа одета в тонкие штанишки, типа лосин

гид сказал, что эта группа изображает школу кама-сутры

Но этих изваяний из камня столько, что диву даёшься. Сколько же времени и сил потратили древние жители этих мест на сооружение этих храмов! Хотя строились храмы в течение продолжительного времени: с 8 по 12 века при династии Чандела.

Династия эта по каким-то причинам захирела, город и святилища были заброшены, и, как обычно бывает в Индии, заросли джунглями. Спасибо английским колониальным инженерам, которые в 1830 году охотились в этих местах и обнаружили в лесу развалины. Они были потрясены забытым городом и, благодаря их открытию, храмы стали очищать от деревьев и земли и восстанавливать.Хотя реставрация кое-где проведена халтурно, такое впечатление, что некоторым «фигуркам» не нашли место и пристроили куда попало.

Больше всего англичан поразили не храмы и даже не их размеры, а эротическая скульптура. Она и сейчас, в наше либеральное время, даже и после сексуальной революции, смущает. А как же были возмущены англичане того пуританского века! Британские учёные стали писать о моральном разложении индийского общества, что, по мнению некоторых, и привело к завоеванию Индии сначала мусульманами, а потом британцами.

женщина закрыла лицо ладонями, ей стыдно, пояснил гид

Так ли, нет ли, не знаю, но действия, запечатленные в «фигурках» (как называл их Виджай), мягко говоря, удивляют. Всем мыслимые и немыслимые сексуальные позы изображены без всякого стеснения. Виджай объясняет это просто: местный раджа много воевал, ему нужны были солдаты. Вот он и повелел изобразить, как нужно делать этих солдат в большом количестве. Но чем тогда объяснить сцену, в которой женщина спаривается с собакой (как прокомментировал Виджай: «мужчины ушли на войну»).

Ну, а воин вдали от жены утешается с лошадью. Правда, на картинке с собакой женщину потом судят. То есть, это нельзя.

Так или иначе, нравы древних индийцев, судя по картинкам, были, ну, очень вольные.

И ведь изображено всё это на храмах, куда ходили, да и сейчас ходят молиться. И не только взрослые, но и дети. Может, в отсутствии ханжеских предрассудков дети росли с правильным взглядом на мир, мораль и место секса в жизни? Непонятно.

Но факт есть факт, эти изображения сделаны не в современном порнографическом журнале, а в древности и на стенах священных храмов.

В общем, впечатление от западной группы храмов двойственное. Храмы замечательны, оформление красивое, но содержание спорное.

После посещения музейных храмов гид сводил меня в расположенный рядом, за забором, действующий храм. Ничем особым он мне не запомнился.

Восточная группа храмов

После посещения западной группы храмов меня отвезли в восточную. Храмов там гораздо меньше. Она находится под управлением джайнистов, которые и переделали сохранившиеся храмы под свои нужды. А, может, эти храмы и раньше принадлежали этой вере. В статье в википедии, посвящённой Каджурахо, сказано, что там 3 храма принадлежат джайнистам, три – индуистам. Я различий не заметил.

джайнистские пророки

Сохранилось там немного. Это в основном фундаменты или часть стен. Остальное – новодел. Это сразу видно, новое специально сделано из светлого материала, а старые мастера делали свои храмы из тёмного камня.

индийская горгулья

Стены старых построек покрыты фигурками, очень похожими на те, что я уже видел в западной группе. Только эротических изображений тут почти не было.

Лишь один храм целиком старинный.

Жрец сопроводил меня внутрь этого храма. От тёмного, освещаемого только фонариком, пространства осталось впечатление магической таинственности. Да ещё крыса (или какой-то похожий зверёк) при нашем появлении убежала по статуям куда-то вверх и скрылась. Настоящий индийский храм.

Есть ещё южная группа храмов, но туда меня не возили.

После посещения храмов меня привезли в непременную мастерскую, где современные мастера изготовляют копии храмовых «фигурок» или что-то подобное для продажи туристам. Я сразу сказал, что покупать ничего не буду. Но посещения всё равно не избежал.

Порадовала скульптура «бога» в чёрных очках. Кого-то он мне напомнил.

Я в Индии искал, в первую очередь, подлинной индийской архитектуры, без внешних влияний, и ждал от неё очарования невероятного. Как в своё время я был очарован , который хоть и в Камбодже, но тоже индуистский.

И Каджурахо меня не разочаровал. Было, как в описаниях: монументальные древние индийские храмы, эротическая скульптура, иллюстрирующая кама-сутру, и даже больше. Около Каджурахо мне за отдельную плату даже показали каньон и кусочек джунглей. Я остался очень доволен этой экскурсией в некогда затерянное, но теперь всемирно известное место.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -


Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Читайте также: