Эпоха дворцовых переворотов. Материал к историческому сочинению Дворцовые перевороты 18 в теория к егэ

15 Россия в 1725-1801 гг.

Эпоха дворцовых переворотов

После смерти Петра I в России началась эпоха дворцовых пере­воротов, когда власть переходила от одной дворянской группиров­ки к другой, не меняя природы самодержавия. Спор о правителе России часто решали гвардейские полки, от которых во многом зависело, кто будет занимать трон.

Пётр I скончался, не назначив преемника. Этот вопрос долж­ны были решать Сенат, Синод и генералитет. Знатные бояре, вер­ные традиционному обычаю престолонаследия, хотели видеть на престоле сына царевича Алексея, малолетнего Петра. Новая аристократия, выдвинувшаяся при Петре I, хотела провозгласить императрицей Екатерину, вдову Петра I. Выбор гвардейцев ока­зался решающим. Сенат был вынужден провозгласить Екатерину императрицей.

Вступившая на русский престол Екатерина I (1725-1727) бы­ла женщиной малообразованной, неспособной управлять огром­ной империей. Даже став императрицей, она не захотела учиться читать и писать. Тем не менее она пользовалась популярностью в армии у многих сторонников петровских преобразований. Фак­тическим правителем при Екатерине I стал сподвижник Петра I А. Д. Меншиков. Он проявил себя как талантливый, но алчный и беспринципный государственный деятель.

Регулярно заниматься государственными делами Екатерина I не могла, да и не хотела. Именно поэтому в феврале 1726 г. был образован новый высший правительственный орган власти - Верховный тайный совет. Формально он имел только лишь сове­щательный характер, но фактически решал все важнейшие госу­дарственные дела.

Верховный тайный совет отказался от некоторых преобразова­ний Петра I. Под предлогом сокращения расходов на государствен­ный аппарат был ликвидирован Главный магистрат. Городовые и губернские магистраты и ратуши стали возглавляться воеводами. Судебная и административная власть в губерниях была передана губернаторам, а в провинциях и уездах - воеводам. Подушная подать была уменьшена. Частично был пересмотрен таможенный тариф 1724 г. и снижены пошлины на ряд ввозимых товаров.

После смерти Екатерины I в 1727 г. на престол вступил, соглас­но её завещанию, Пётр II - 11-летний внук Петра I. Он правил в 1727-1730 гг. Стремясь укрепить своё влияние в государстве, Меншиков попытался женить царевича Петра на своей 15-летней дочери Марии. В мае 1727 г. было объявлено о помолвке. В качес­тве тестя императора Меншиков рассчитывал остаться фактиче­ским правителем страны.

За влияние на юного императора развернулась борьба между Меншиковым и князьями Долгорукими. Верховный тайный со­вет, который продолжал удерживать власть при Петре II, в сен­тябре 1727 г. принял решение арестовать Меншикова. Он был об­винён в государственной измене и хищении казны. Фактически это был ещё один дворцовый переворот. Лишённый чинов, званий и орденов, Меншиков был сослан со всей семьёй в Сибирь, в кре­пость Берёзов, где в 1729 г. скончался.

Состав Верховного тайного совета был изменён и превратился в правительственный орган, решающее слово в котором принадле­жало старой родовитой знати. В Совете теперь было 8 членов, в том числе четверо князей Долгоруких и двое князей Голицыных. Пётр II практически не принимал участия в делах управления государством. В январе 1728 г. императорский двор переехал из Санкт-Петербурга в Москву. Туда же были переведены некото­рые коллегии. Было остановлено строительство военно-морского флота.

Князья Долгорукие попытались закрепить своё влияние на Петра II, женив его на Екатерине, 17-летней дочери А. Г. Долгору­кого. Однако 18 января 1730 г. на 15-м году жизни, за несколько дней до своей свадьбы, Пётр II скоропостижно скончался. Он не оставил завещания. С его смертью пресеклась прямая мужская линия рода Романовых. Вопрос о наследнике престола предстоя­ло решить членам Верховного тайного совета.

После долгих консультаций, без участия членов других вы­сших учреждений, «верховники» пришли к выводу, что наибо­лее приемлемым для них кандидатом на престол является Анна Ивановна - средняя дочь Ивана V, сводного брата Петра I. До восшествия на престол она должна была подписать специальный документ - «кондиции» (условия).

Согласно «кондициям», она не могла без согласования с Вер­ховным тайным советом начинать и заканчивать войны, вводить новые налоги, назначать на военные должности выше полковни­ка, лишать дворян имущества и давать им земли. Командование гвардией переходило к Верховному тайному совету. Новая импе­ратрица должна была взять на себя обязательство не выходить замуж и не назначать наследника без разрешения «верховников». В случае нарушения «кондиций» Анна Ивановна лишалась рос­сийской короны.

После недолгих раздумий Анна Ивановна согласилась на всё, что от неё требовали, и подписала «кондиции». Оглашённые усло­вия её восшествия на престол вызвали недовольство многих дво­рян. Гвардия также не поддержала «верховников».

В Москве, куда Анна Ивановна прибыла для коронации, она встретилась с группой дворян, которая была готова противостоять Верховному тайному совету. Убедившись в поддержке не только этих дворян, но и гвардии, Анна Ивановна 25 февраля 1730 г. от­казалась от данных «верховникам» обещаний и объявила себя са­модержавной императрицей. Попытка аристократии ограничить самодержавную власть не удалась.

В марте 1730 г. Верховный тайный совет был упразднён, а его наиболее активные члены казнены или отправлены в ссылку. Господствующее положение при дворе занял фаворит императ­рицы Э. И. Бирон. Не занимая официальных государственных постов, Бирон пользовался безграничным доверием Анны Ива­новны. Он фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику России. Правительственный курс ему помогал опреде­лять А. И. Остерман, а решать все военные дела - фельдмаршал Б. К. Миних.

Анна Ивановна вынуждена была расширить права и привиле­гии дворянства. 17 марта 1731 г. она отменила Указ о единона­следии, введённый Петром I в 1714 г. Отныне всем дворянам была предоставлена полная свобода в наследовании поместий. Начиная с 1731 г. создаются кадетские корпуса, позволявшие дворянам становиться офицерами, минуя тяжёлую солдатскую службу. В марте 1731 г. была воссоздана Тайная канцелярия - орган поли­тического следствия и суда. Канцелярия была приравнена к кол­легии и выведена из-под контроля Сената. Всего в годы правле­ния Анны Ивановны по политическим мотивам было арестовано около 10 тысяч человек.

В октябре 1740 г. Анна Ивановна умерла. Своим преемником на российском престоле она назначила Ивана Антоновича, недав­но родившегося сына своей племянницы Анны Леопольдовны. Иван VI был правнуком царя Ивана V. Регентом при младенце- императоре до 18-летнего возраста был назначен Бирон. Он по­лучил право управлять всеми государственными делами - как внутренними, так и внешними.

Регентство Бирона продолжалось всего 3 недели. В ноябре 1740 г. произошёл очередной дворцовый переворот, которым ру­ководил фельдмаршал Б. К. Миних. Бирон был арестован и сослан в Сибирь. Регентшей при малолетнем сыне Иване VI стала Анна Леопольдовна. Провозглашённая правительницей, она фактиче­ски никакой роли в управлении государством не играла. Прави­тельство возглавил сначала Миних, а затем Остерман.

Правление Анны Леопольдовны оказалось недолгим. В ночь на 25 ноября 1741 г. был совершён ещё один дворцовый пере­ворот. Императрицей была провозглашена Елизавета Петровна, дочь Петра I.

Царствование Елизаветы Петровны ознаменовалось возвраще­нием к петровским порядкам. На высших постах в государстве вновь оказались русские сановники. В декабре 1741 г. было объ­явлено, что Сенату возвращается вся полнота власти, которой он располагал в петровское время. Сенат остался высшим органом по делам законодательства и государственного управления.

Произошло дальнейшее расширение прав и привилегий дво­рянства. Сбор податей с крестьян был передан в руки помещиков, за которыми закреплялось монопольное право владеть крепост­ными и землёй. Они получили также право ссылать крестьян в Сибирь, с зачётом их вместо рекрутов. В 1754 г. был учреждён Дворянский банк, который предоставлял дворянам ссуды на весь­ма выгодных условиях. В том же году были отменены внутренние таможенные пошлины, что открывало широкие возможности для торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами.

В 1756-1763 гг. в Европе шла Семилетняя война. В ней учас­твовали две коалиции. В одну из них вошли Великобритания, Португалия, Пруссия и некоторые германские государства, во вторую - Франция, Испания, Австрия, Швеция, Саксония, Рос­сия и большинство германских государств.

19 августа 1757 г. русская армия под командованием генера­ла С. Ф. Апраксина разбила прусскую армию в битве под Грос- Егерсдорфом. Однако Апраксин, вместо того чтобы воспользо­ваться этой победой, отдал приказ об отступлении из Восточной Пруссии в Литву. Вскоре русская армия начала новое наступле­ние. 1 августа 1759 г. в генеральном сражении при Кунерсдорфе русские войска почти полностью уничтожили армию прусского императора Фридриха II. В сентябре 1760 г. русские войска на некоторое время заняли Берлин. К 1761 г. поражение Пруссии стало очевидным.

25 декабря 1761 г. императрица Елизавета Петровна умерла, и это спасло Фридриха II от полного краха.

У Елизаветы Петровны не было детей, поэтому в ноябре 1742 г. она объявила наследником российского престола герцога Голь- штейн-Готторпского Карла Петра Ульриха - сына своей старшей сестры Анны Петровны. В возрасте 2 месяцев он лишился матери, а в возрасте 10 лет - отца.

Карл Пётр Ульрих прибыл в Россию 14-летним мальчиком в 1742 г. В православии он принял имя Петра Фёдоровича. Став российским императором, Пётр III занялся в основном развле­чениями. Управление государством он предоставил придворной знати, которая провела ряд важных реформ.

В феврале 1762 г. был издан Манифест об упразднении Тайной канцелярии. Одновременно были отменены пытки при расследо­вании преступлений. Незадолго до этого был принят Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворян­ству. Манифест отменял обязательную для дворян службу - как военную, так и гражданскую. Они могли свободно выезжать за границу, наниматься на службу к другим государям. Отменялись телесные наказания для дворян. Манифест превращал дворян­ство из служилого в привилегированное сословие. В марте 1762 г. был издан Указ о секуляризации монастырских и церковных зе­мель.

Поклонник прусского императора, Пётр III немедленно пре­кратил военные действия и возвратил побеждённой Пруссии все её территории, занятые русскими войсками. 24 апреля 1762 г. Россия заключила с Пруссией союзный договор. Таким образом, Пётр III свёл к нулю все победы России в Семилетней войне и фак­тически спас Пруссию от капитуляции.

Офицерство и гвардия были очень недовольны результатами войны с Пруссией. Пётр III заявил, что собирается вывести гвар­дию из Санкт-Петербурга и отправить её воевать с Данией. Эта война России была не нужна, но она соответствовала интересам Шлезвиг-Гольштейна - родины Петра III. Ко всему этому добав­лялись явное неуважение Петра III ко всем русским обрядам и обычаям, его пьянство, различные непристойные выходки. Все­общим недовольством воспользовались противники императора. Их возглавила жена Петра III Екатерина Алексеевна.

28 июня 1762 г. произошёл дворцовый переворот, в результате которого российской императрицей была провозглашена Екатери­на II. На следующий день Пётр III подписал отречение от престо­ла. Вскоре низложенный император был убит группой офицеров во главе с А. Г. Орловым.

Многие ожидали, что Екатерина II объявит себя регентшей при малолетнем наследнике Павле, сыне Петра III, и передаст ему правление по достижении 18-летнего возраста. Этого не про­изошло. Таким образом, Екатерина II совершила двойной захват власти. Она отняла её у мужа и не передала сыну.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме « Российская империя в 1725-1762 гг. Эпоха дворцовых переворотов»

Пояснительный текст к блоку

Тема «Эпоха дворцовых переворотов» охватывает сравнительно небольшой период, но традиционно является одной из самых сложных: дети путаются в именах, датах, родственных связях и т.п. Именно поэтому материал блока и комментарий к нему имеют некоторые осо­бенности: введена дополнительная рубрика «Правители», работая с которой (самостоятельно или под руководством учителя, репетитора), ученики заполняют верхнюю часть блока.

Правители. Период 1725-1762 гг. вошел в историю России как эпоха дворцовых пере­воротов. Борьба различных группировок в правящем слое и отсутствие четкого порядка пре­столонаследия вели к частой смене власти. От первого брака (с Евдокией Лопухиной) у Петра I был сын Алексей, которого он обвинил в измене и убил, и маленький внук Петр, кандидатуру которого поддерживала родовитая знать (Голицыны, Долгорукие и др.). От вто­рого брака - с Екатериной - у Петра были дочери Анна (замужем за голштинским герцо­гом) и Елизавета. Другую ветвь правящего дома представляли потомки Ивана V (сына царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской) - Анна, выданная замуж за герцога Курляндского и тут же овдовевшая, и другие дочери.

Петр I установил, что царствующий монарх сам назначает себе преемника, но не успел воспользоваться этим правом. Под давлением ближайшего сподвижника Петра I А.Д. Меншикова и гвардейцев императрицей была провозглашена вдова Петра Екатерина I (1725-1727). После ее смерти императором стал внук Петра I юный Петр II (1727-1730). После его внезапной смерти знать пригласила на престол Анну Иоанновну (1730-1740). Последняя, стремясь закрепить престол за своей династической ветвью, завещала трон внуку своей сест­ры Екатерины -грудному младенцу Ивану VI (1740-1741). Регентом сначала был фаворит Анны Бирон, а затем мать Ивана VI Анна Леопольдовна.

В 1741 г. гвардейцы возвели на престол дочь Петра I Елизавету (1741-1761). Затем им­ператором стал ее племянник Петр III (1761-1762). Конец его правлению положил очеред­ной переворот, причем во главе заговора встала супруга императора Екатерина. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит, и началось длительное правление Екатерины П.

Внутренняя политика. Дворцовыми переворотами принято считать не только насильст­венную смену верховного правителя, но и любые силовые действия группы лиц по установ­лению приемлемой для них власти. С этой точки зрения первым переворотом можно считать приход к власти Екатерины I, когда гвардейцы под предводительством ближайшего спод­вижника Петра I А.Д. Меншикова заставили Сенат согласиться с ее кандидатурой (1). Для управления страной был создан Верховный тайный совет, в который вошли представители старой и новой знати, но фактически возглавил его Меншиков (2).

Наследование престола Петром II произошло мирно, так как Меншиков, ранее катего­рический противник этой кандидатуры, согласился с ней, вознамерившись женить юного императора на своей дочери. Однако в результате придворной интриги Меншиков лишился всего имущества и был сослан в Сибирь (3).

После смерти Петра II члены Верховного тайного совета («верховники») во главе с Д.М. Голицыным, приглашая на престол Анну Иоанновну, решили ограничить ее власть особыми условиями (кондициями). Анна подписала кондиции, но, приехав на коронацию, выяснила, что многие дворяне не поддерживают планы «верховников» по установлению ари­стократического правления. Тогда она разорвала кондиции и стала править как самодержи­ца (4).

Правление Анны Иоанновны традиционно считается временем засилья иностранцев, из­вестным как бироновщина (по имени фаворита императрицы немца Э.И. Бирона) (5). Жертвой интриг стал кабинет-министр А.П. Волынский, выступавший за проведение реформ (6).

Анна назначила регентом при малолетнем Иване VI Бирона, но последний был свергнут всего через три недели после смерти Анны (7). Регентшей стала Анна Леопольдовна, но и она была свергнута в 1741 г. гвардейцами, возведшими на престол Елизавету (8). Двадцатилетнее правление Елизаветы не отмечено проведением глубоких реформ в сфере управления.

Петр III, воспитанный в рамках немецкой культуры, стал отдавать предпочтение нем­цам, что грозило повторением бироновщины. Это, а также откровенное презрение императо­ра к русской культуре и прекращение успешной для России Семилетней войны вызвали не­довольство столичной знати. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит (9).

Внешняя политика. Сохранялись три традиционных направления - северо-западное (противодействие попыткам Швеции взять реванш за поражение в Северной войне); западное (контроль ситуации в Польше); южное (борьба за выход к Черному морю, противодействие набегам крымских татар).

В правление Анны Иоанновны России удалось в ходе войны за польское наследство по­ставить на польский престол своего ставленника (10), а по результатам русско-турецкой вой­ны вернуть Азов (но без права строить там укрепления и держать флот) (11). Однако, желая в борьбе с Османской империей заручиться поддержкой Ирана, Россия отдала ему побережье Каспийского моря, приобретенное Петром I в ходе Персидского похода (12).

В правление Елизаветы Россия нанесла поражение Швеции, пытавшейся взять реванш за поражение в Северной войне (13). Но главным событием стало участие России в Семилет­ней войне в союзе с Австрией и Францией против Пруссии и Англии (1757-1762). Россия была обеспокоена усилением Пруссии и развернула против нее военные действия, в ходе ко­торых нанесла считавшейся лучшей в Европе прусской армии короля Фридриха II Великого ряд поражений (Гросс-Егерсдорф, Кунерсдорф) и вошла в Берлин (14). Однако смерть Елиза­веты и приход к власти Петра III, благоговевшего перед Фридрихом, привели к отказу от всех завоеваний и заключению союза с Пруссией (15).

Хозяйство и общественные отношения. Хозяйство России в описываемый период раз­вивалось в целом успешно. Важное значение имели некоторые мероприятия, проведенные в правление Елизаветы Петровны, в частности отмена внутренних таможен, способствовавшая развитию торговли, и учреждение двух банков – Дворянского и Купеческого (16).

В социальной сфере наблюдались два параллельных и взаимосвязанных процесса: рост привилегий дворян (ограничение срока службы, отмена указа о единонаследии, предоставле­ние монополии на винокурение и пр.) и усиление крепостного гнета, то есть власти дворян над крестьянами (право ссылать крепостных в Сибирь и др.) (17). В конечном итоге при Петре III дво­рянам была дарована важнейшая привилегия - освобождение от обязательной государст­венной службы (Манифест о вольности дворянской, 1762 г.) (18).

Культура. В период дворцовых переворотов образование приобретает более замкнутый (в сравнении с Петровской эпохой) сословный характер, но возникают новые учебные заве­дения. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и фаворита Елизаветы И.И. Шувалова ос­новывается первый в России университет - Московский (19).

Успешно развивается наука, центром которой становится Академия наук. В Россию приглашаются крупные западные ученые - Эйлер, Миллер, Бернулли и др. (20). Организованные Академией наук Камчатские экспедиции совершают ряд важных открытий, в част­ности, подтверждают существование пролива между Америкой и Азией (В. Беринг) (21). На первую половину XVIII столетия приходится деятельность историка В.Н. Татищева (22). Ве­ликим и многогранным ученым был М.В. Ломоносов, первый русский член АН (23).

В литературе господствовал классицизм (Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский и др.) (24), в архитектуре - барокко (Растрелли) (25). В середине XVIII в. создается первый обще­доступный театр (Волков) (26).

ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения кондиций

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторические деятели

Кто такой(ие)?

Что сделали?Что с ними произошло?

А.Д. Меншиков

«Верховники»

Э.И. Бирон

С.Ф. Апраксин

П.С. Салтыков

М.В. Ломоносов

И.И. Шувалов

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII - первой половины XVIII в.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром - тех, кто был регентом при малолетних правителях.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

Речь Посполитую, Швецию, Крымское ханство, Санкт-Петербург.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Кондиции -

«Верховники» -

Фаворит -

Секуляризация земли -

«Бироновщина» -

6. Работа с суждениями историков

О каких деятелях эпохи дворцовых переворотов и царствованиях рассуждают исто­рики?

A. «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, не­жели к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к весельям и нежным стихам».______________________

Б. «Шуты составляли необходимую принадлежность двора... В числе их находился один князь Голицын, прозывавшийся Квасником. Пятидесятилетнего Квасника вздумали женить на придворной калмычке Бужениновой и при этом удобном случае решились повеселиться на славу... Придумали для новобрачных построить Ледяной дом...»___________________

B. «Серо и черство началась ее семейная жизнь с 17-летним вечным недоростком... Он играл в свои куклы и солдаты... Настоящей тиранкой была "дорогая тетушка"... К родите­лям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел... На­стоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге». ___________________________

Г. «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то вре­мя, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Дол­горуковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меншикова». ________________________

Д. «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прус­ской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе ма­неры и привычки прусского солдата»._____________________

Е. «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русско­го». ______________________

Ж. «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого вре­мени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувство­валась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась са­мая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока - иго татарское».______________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания уровня А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выберите правильный ответ, единственный из четырех предложенных, и обведите его.

1. Какой ряд дат отражает начало царствований?

1) 1725 г., 1732 г. 3) 1730 г., 1751 г.

2) 1728 г., 1741 г. 4) 1727 г., 1761 г.

2. В период правления Екатерины I был(а) создан(а)

1) Московский университет

2) Верховный тайный совет

3) Уложенная комиссия

4) Святейший Синод

3. Одна из причин свержения Петра III

2) Манифест о вольности дворянской

3) переход от войны с Пруссией к союзу с ней

4) слишком юный возраст императора

4. Бироновщиной называют эпоху

1) регентства Бирона после смерти Анны Иоанновны

2) правления Анны Иоанновны

3) от смерти Петра Великого до начала царствования Елизаветы

4) дворцовых переворотов

5. Ограничения власти Анны Иоанновны были записаны в документе, который получил название

1) Манифест о вольности дворянской

2) Тестамент

3) Кондиции

6. Русскими войсками в начале Семилетней войны командовал

1) С.Ф. Апраксин 3) П.А. Румянцев

2) А.Д. Меншиков 4) П.С. Салтыков

7. В эпоху дворцовых переворотов был(а) отменен(а)

1) указ о порядке престолонаследия

2) указ о единонаследии

3) «Табель о рангах»

4) «Духовный регламент»

8. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. русские войска

1) перешли реку Дунай

2) основали Севастополь

3) развернули военные действия на Кавказе

4) вошли в Крым

9. Дворянский банк

1) выдавал помещикам льготные ссуды под залог имений

2) организовывал новые помещичьи хозяйства на приобретенных землях

3) финансировал создание вотчинных мануфактур

4) верно всё вышесказанное

10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Принцесса прошла прямо в караульню. "Проснитесь, мои дети", - сказала она солда­там, - "и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что пре­стол мне принадлежит, несправедливость, причиненная мне, отзывается на всем нашем бед­ном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!"»

1) 1730 г. 3) 1741 г.

2) 1740 г. 4) 1762 г.

11. Разумовские и Шуваловы - это деятели царствования

1) Петра II

2) Петра III

3) Екатерины I

4) Елизаветы

12. Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый известный архитектор перио­да дворцовых переворотов?

1) Б. Растрелли 3) А. Сумароков

2) М. Ломоносов 4) В. Тредиаковский

13. Секуляризация земли - это передача земли от

1) церкви государству 3) церкви дворянам

2) государства дворянам 4) крестьян помещикам

14. Русские войска впервые вступили в Берлин в

1)1740 г. 3)1760 г.

2) 1757 г. 4) 1762 г.

15. Иоанн Антонович

1) погиб во время дворцового переворота

2) убит при попытке освобождения

16. С какими из перечисленных стран воевала Россия в период дворцовых переворотов?

A) Османская империя

Г) Австрия

Д) Пруссия

Е) Персия

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АДЕ 3) АВД 4) ВГЕ

17. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Вси к поздравлению ее величества, в комнату телу умершего государя близкую при­шли; просили ее величество, дабы бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила. Но государыня сокрушенна печалию и неутоми­мо плачущая, не могла почти словесно ответствовать; только не возбраняя руки целующим, соизволение свое показала».

1) 1725 г. 3) 1741 г.

2) 1730 г. 4) 1762 г.

18. Какой из перечисленных архитектурных стилей господствовал в России в эпоху двор­цовых переворотов?

1) шатровый 3) классицизм

2) барокко 4) ампир

19. В период дворцовых переворотов Россия потеряла

1) западный и южный берега Каспийского моря

2) Эстляндию и Лифляндию

3) Ингрию (Ингерманландию)

20. Отметьте правильную последовательность правлений.

1) Екатерина I, Петр III, Елизавета

2) Петр II, Елизавета, Анна Иоанновна

3) Петр II, Петр III, Елизавета

    Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна

Задания уровня В

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

В1. Расположите в хронологической последовательности события Семилетней войны. За­пишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

A) бой у деревни Кунерсдорф

Б) вступление русских войск в Берлин

B) бой у деревни Цорндорф

Г) бой у деревни Грос-Егерсдорф

В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запи­шите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ ФАКТЫ БИОГРАФИИ

A) А.Д. Меншиков 1) приглашение на престол Анны Иоанновны

Б) Долгорукие и Д.М. Голицын 2) исследование восточной оконечности Азии

B) И.И. Шувалов 3) убийство Петра III

5) создание Академии художеств

В3. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите имя человека (с «порядко­вым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на рус­ский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географи­ческую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи. Напротив, на русском пре­столе [он] стал еще более голштинцем, чем был дома».

Ответ: _____________________.

В4. Установите соответствие между именами правителей России и тем, в каком родстве они состояли с Петром I . К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ИМЕНА РОДСТВО

A) Екатерина I 1) племянница

Б) Екатерина II 2) первая жена

B) Анна (императрица) 3) вторая жена

Г) Елизавета 4) жена внука

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

1. В ходе какой из войн 16-18 вв. русские войска взяли Берлин? а) Ливонской б) Северной в) Семилетней г) Смоленской

2 . Кто из названных лиц был государственным деятелем в период правления Анны Иоанновны?

а) Г. Потемкин б) Э. Бирон в) А. Меншиков г) А. Разумовский

3 . С каким из названных событий связано понятие «кондиции»?

а) восшествием на престол Екатерины 1 б) реформами Петра 1 в) реформами Павла 1 г) восшествием на престол Анны

4. Дочь Петра 1 Елизавета оказалась на российском престоле

а) по завещанию Петра 1 б) по требованию участников крестьянского восстания

в) по приглашению Верховного Тайного Совета г) в результате дворцового переворота

5. Расположите в хронологической последовательности

а) семилетняя война б) азовские походы в) «Табель о рангах» г) правление Ивана VI

6 . Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности:

а) Курбский б) Лефорт в) Ордин-Нащокин г) И. Шувалов д) Э. Бирон е) И. Долгорукий

7. Прочтите отрывок из сочинения историка Ключевского и укажите, чье царствование характеризует историк:

« Это был грубый вызов русскому чувству национальной чести. Но немцы после десятилетнего господства, озлобившего русских, усевшись около русского престола, точно голодные кошки около горшка с кашей, и достаточно напитавшись, начали на сытом досуге грызть друг друга» а) Анны Иоанновны б) Петра 111 в) Екатерины 11 г) Елизаветы Петровн ы

8. Прочтите отрывок из сочинения историка Каменского и назовите правителя, о котором идет речь :

« В самом конце 1761 года на российский престол поднялся 35-летний человек – нервный, впечатлительный, невоздержанный в своих порывах и увлечениях. Он не знал и не любил страну, которой ему предстояло править, и ему в голову не приходило, что по отношению к этой стране у него есть какие-то обязанности, а ее народ – не просто толпа подданных. Вырвавшись из клетки, где его держали практически всю сознательную жизнь, он впервые ощутил себя императором, самодержцем с безграничной властью и упивался свободой, возможностью жить и царствовать по своему хотению»

9 . Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы .

25 ноября 1741 года гвардия провозгласила императрицей «дщерь Петрову! Елизавету Петровну.

Каким образом она взошла на престол и почему? (Назовите не менее двух фактов). Назовите не менее трех особенностей правления Елизаветы Петровны.

10. Назовите не менее двух общих черт всех дворцовых переворотов с 1725 по 1762 год .

11. Исправьте не менее 7 ошибок (некоторые встречаются не один раз) в тексте.

После смерти Петра 1 встал вопрос о власти. Выбор пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и ей с приглашением на престол направили ей «кондиции». Эти правила были опубликованы во всех газетах. Но Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают «кондиции». Только поле этого она поставила свою подпись на документе.

12. Какое из перечисленных событий произошло в 18 веке? А)открытие Славяно-греко-латинской академии

Б) открытие Высших женских курсов В) открытие Царскосельского лицея Г) основание Московского университета

13. Русские войска в 18 веке вступили в Берлин в ходе … А) Семилетней войны Б) Северной войны

В) походов Суворова Г) походов Ушакова

14. Уложенная комиссия была призвана… А) учредить новый порядок престолонаследия Б) отменить крепостное право В) разработать новый свод законов Г) учредить Государственный совет

15. Секуляризация – это… А)политика оказания экономической помощи предпринимателям Б) активное гос. Вмешательство в хоз. жизнь В) политика гос-ва, направленная на поддержку отечественного производства Г) обращение гос-вом церковной собственности в государственную

16. Какие три события произошли в период правления Екатерины 2 А) восстание под предводительством Пугачева Б) взятие крепости Измаил русскими войсками В) церковная реформа патриарха Никона Г) секуляризация Д) вхождение Крыма в состав России Е) полтавская битва

17. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. «Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные им кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только 2, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же 10 пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти монарха в пользу конкретных фамилий. Сказанное дает основание считать «лазейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников.» А) Под каким название вошел в историю описанный период? Кем были составлены кондиции? Кому было предложено их подписать? Б) Какова была цель кондиций? Почему ее не удалось реализовать?(3 причины) В) Как оценивает автор «затейку» верховиков? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? (2 довода)

Тренинг по теме

«РОССИЯ в эпоху дворцовых переворотов»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

Попытка введения «кондиций»

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII – первой половины XVIII вв.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром – тех, кто был регентом при малолетних правителях.

дорогая тетушка"… К родителям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел… Настоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге».

Г . «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то время, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Долгоруковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меньшикова».

Д . «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прусской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе манеры и привычки прусского солдата».

Е . «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского».

Ж . «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого времени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувствовалась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась самая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока – иго татарское».

проверочный контроль

Структура работы

классицизм

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание , сочетание букв или букв и цифр .

B1. Расположите в хронологическом порядке события Семилетней войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые . Например: АБВГ . __________________

А) бой у деревни Кунерсдорф

Б) вступление русских войск в Берлин

В) бой у деревни Цорндорф

Г) бой у деревни Гросс-Егерсдорф

B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г )

B3. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя человека, о котором идет речь.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на русский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи. Напротив, на русском престоле [он] стал еще более голштинцем, чем был дома».

_________________________

B4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром I . Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г )

B5. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя правителя.

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление… Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она… строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь».

______________________

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжелые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки ее поданное, разодрала и на землю бросила».

C1. Определите время событий и главное действующее лицо.

C2. О каком письме идет речь в документе?

C3. Почему разрыв заключенного соглашения не имел для главного действующего лица последствий?

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

Заполните таблицу.

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения «кондиций»

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Фактический правитель России при Екатерине I

1. При Петре II проиграл борьбу за власть и был сослан, в ссылке умер

«Верховники»

Члены Верховного тайного Совета, задумавшие в 1730 г. пригласить Анну и ограничить самодержавие

1. Сосланы и/или казнены Анной Иоанновной

Временщик при Анне Иоанновне, с именем которого связано немецкое засилье

1. Одержал победу у села Гросс-Егерсдорф

Русский военачальник в ходе Семилетней войны

1. Одержал победу у села Кунерсдорф

Русский ученый и поэт

1. Первый русский академик

2. Основатель Московского университета

Фаворит Елизаветы Петровны

1. Способствовал основанию Московского университета и Академии художеств

3. Работа со схемой

1 - Алексей Михайлович ; 2 – Мария Милославская; 3 – Наталья Нарышкина; 4 – Федор Алексеевич ; 5 – Софья Алексеевна ; 6 – Иван V ; 7 – Петр I ; 8 – Евдокия Лопухина; 9 – Екатерина I ; 10 – Екатерина Иоанновна; 11 – Анна Иоанновна ; 12 – Алексей; 13 – Анна; 14 – Елизавета Петровна ; 15 – Анна Леопольдовна ; 16 – Петр II ; 17 – Петр III ; 18 – Екатерина II ; 19 – Иван VI Антонович .

4. Работа с картой

5. Работа с понятиями

1. «Кондиции» – соглашения, подписанные Анной Иоанновной по требованию «верховников» как условия ее приглашения на престол; разорваны императрицей.

2. «Верховники» – члены Верховного тайного совета.

3. Фаворит – приближенный императора (императрицы), пользующийся большим личным доверием главы государства и имеющий возможность оказывать влияние на государственные дела.

4. Секуляризация земли – передача церковных и монастырских земель государству.

6. Работа с источниками

А – Елизавета, Б – Анна Иоанновна; В – Екатерина II; Г – Петр II; Д – Петр III; Е – Елизавета; Ж – Анна Иоанновна.

проверочный контроль

Часть 1

Часть 2

В2. 1Г2А3Д4В

В3. Петр III

В4. 1В2Г3А4Д

В5. Елизавета

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. 1730 г., Анна Иоанновна (Всего – 2. )

С2. Кондиции. (Всего – 1. )

С3. Самодержавие было поддержано дворянством. (Всего – 1. )

Читайте также: