Колонки S90: технические характеристики, схема. Колонки своими руками. Акустическая система Radiotehnika S90: описание, отзывы Новый копус для radiotehnika s90

Что бы ни говорили снобы, но советские были на самом высоком уровне. Даже сейчас они могут обойти многие современные "пищалки". А после соответствующей доработки с ними не сравнятся даже бюджетные акустические системы от Yamaha. И сейчас мы рассмотрим легендарные Radiotehnika S90. Это символ Даже за рубежом отмечали высокое качество этой (в свое время). Поэтому есть смысл рассмотреть эти колонки. Тем более что многие пользуются ими и по сей день.

Немного истории

Колонки Radiotehnika S90 были впервые выпущены в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. Их выпуском занимался завод, расположенный в Латвии, что стало для граждан дополнительным стимулом к их покупке. Несмотря на довольно высокую цену, колонки разлетались как горячие пирожки. Люди долго копили, недоедали, икали их везде, где только можно. Приобретали даже бывшие в употреблении акустические системы. Лишь бы украсить "Радиотехникой" свои каморки.

В наше время многие аудиофилы все так же гоняются за этой акустической системой. Колонки "Радиотехника" - голубая мечта всякого ценителя качественного звука. Но сейчас их можно приобрести только на вторичном рынке. И далеко не факт, что состояние у них будет приемлемое (сказываются Тем не менее эта акустическая система может дать фору многим современным колонкам. А после соответствующей доработки и вовсе превращается в акустику Hi-End класса. А это уже совсем другой уровень.

Внешний вид и дизайн

Выглядит от "Радиотехники" внушительно. Это очень большие колонки. Каждая из них весит около 15-20 килограмм. Это не говоря уже о том, что переносить их из-за громоздкого и объемного корпуса не очень удобно. Передняя панель (как и весь корпус) покрыта шпоном. Есть несколько цветовых комбинаций. Динамики прикрыты металлической сеткой. Только высокочастотник не прикрыт защитой. Это, конечно, хорошо, но влияет на акустические свойства колонок не самым лучшим образом. Тем не менее дизайн вполне приемлем. Намного лучше других колнок "топорного" советского производства.

С правой стороны от среднечастотного и высокочастотного динамиков находятся два переключателя режимов работы. Неизвестно, для чего их сюда поставили. Нормальный усилитель сам способен переключать режимы. А работа колонок - правильно воспроизводить звук. Тем не менее в Radiotehnika S90 такие переключатели в наличии. Но в процессе доработки их можно убрать, ибо они влияют на общее качество звука весьма негативно. Но для тех, кто ценит ретро и антиквариат, такие предложения покажутся кощунством.

Технические характеристики

Итак, перейдем к скупым цифрам. Нормальная мощность колонок составляет 35 Ватт. Но эти красавцы легко могут выдать и 90. Именно поэтому их называли "кошмаром соседей". Однако для их полного раскрытия необходимы соответствующие по мощности усилители стерео. Только тогда эта акустическая система зазвучит по-настоящему. Диапазон частот начинается на 20 герцах и заканчивается на 25 000 герц. Такой широкий диапазон позволяет колонкам довольно достоверно воспроизводить почти все инструменты. АЧХ вполне приемлемо для акустической системы данного уровня. Никаких чудес от нее ждать не приходится. Но звук получается вполне достойным.

Теперь самое интересное - низкочастотный динамик. Это легендарный "Дин 75 ГД". Штука, конечно, хорошая, но идеально достоверного баса из него не получается. Если НЧ динамик хоть что-то из себя представляет, то среднечастотники и низкочастотники хоть и справляются со своей задачей, но назвать их "кошерными" не получится. Обычные бумажные "бубнелки". Намного лучше будет заменить их кевларовыми или шелковыми куполами во время доработки. Вот тогда большие колонки зазвучат. Да и низкочастотник лучше перемотать, так как в бывших в употреблении колонках он частенько бывает сгоревшим из-за "супер-мега басов".

Качество звука

Как уже говорилось выше, колонки "Радиотехника" со стандартными компонентами не могут похвастаться весьма чистым и правильным звучанием. Но качества хватает для не очень притязательных слушателей. Акустическая система прекрасно справляется с инструментальной музыкой (легкий рок, джаз, блюз), электронная тоже неплохо удается. А вот хэви и другие поджанры великого и ужасного металла - не очень. То есть воспроизводят колонки его как положено, но низкочастотник дергается так, что запросто может порваться. Особенно при прослушивании тех групп, которые частенько злоупотребляют карданом на "бочке".

Неплохо идет также классика. Вероятно, это единственный жанр, с воспроизведением которого Radiotehnika S90 справляется на отлично. Кристально чисто звучат все инструменты. Ничего вперед не забегает. Прослушивание классики на этих колонках вполне может понравиться даже аудиофилам. Однако назвать эту акустическую систему вещью Hi-End уровня не получится. Для достижения этого уровня придется колонки доработать. В стандартной комплектации - это средний, но уверенный Hi-Fi. А советскому человеку большего и не нужно было.

Усилители для S90

Для того чтобы пассивная акустика хорошо звучала, требуются еще и качественные усилители стерео. Следует отметить, что "девяностые" способен раскачать и полностью раскрыть только очень мощный усилитель. Отлично справятся с такой работой советские машины "Бриг" и "Одиссей". Эти монстры способны выжать из колонок все. Неплохо справится и "Амфитон У-001". Только не вздумайте подключать эту акустическую систему к "Веге 50У". Усилитель сразу же откажется работать даже на минимальной громкости.

Идеальным вариантом для этой акустической системы является усилитель "Радиотехника". Они производились огромными партиями, с различной мощностью и сопротивлением. Поэтому найти такую штуку на вторичном рынке не составляет никакой проблемы. Подходящих по мощности усилителей такого плана хоть отбавляй. Можно, конечно, озадачить себя и подключить эти колонки к вполне современному ресиверу типа Yamaha. Но тогда такой комплект выйдет далеко за рамки "бюджетного". Да и такое решение не стоит свеч. Это как поставить двигатель от "Порше" в "Запорожец". Можно, но нет смысла.

Цена S90

Теперь разберем самое интересное качество Radiotehnika S90. Цена на вторичном рынке зависит от "убитости" комплекта и его оригинальности. Колонки в стандартной комплектации и приличном состоянии будут стоить от 1000 до 2000 рублей. В зависимости от того, насколько хорошо они выглядят. Почти столько же стоят колонки с целой внутренней системой. Можно даже найти почти не использованные. Все зависит от самого продавца и степени осведомленности покупателя. Доработанные по всем правилам колонки будут стоить дороже, так как это уже акустическая система совсем другого класса. Они обойдутся примерно в 3000 рублей.

Усилитель "Радиотехника" обойдется тоже примерно в такую сумму. Такие монстры, как "Бриг" или "Одиссей" в идеальном состоянии, потянут где-то на 15 000 рублей. Но проблема в том, что найти их почти нереально. Итого примерная стоимость полного комплекта будет равна примерно 6000 рублей. Гораздо лучше, чем непонятная китайская акустическая система за такие же деньги. Однако это примерная стоимость. Она может варьироваться в зависимости от степени доработки акустической системы и ее состояния. Но все равно получается намного выгоднее. Да и качество звука будет на уровне.

Положительные отзывы владельцев

Теперь рассмотрим отзывы об акустической системе Radiotehnika S90. Усилитель - это отдельная тема, так что его мы здесь рассматривать не будем. Итак, что скажут владельцы? Положительные и отрицательные отзывы по поводу этих колонок идут "ноздря в ноздрю". Грамотные аудиофилы уже давно доработали свои "девяностые" и потому их отзывы - хвалебные панегирики в адрес советских АС. Отмечается чистое звучание, четко прорисованный бас, широкий диапазон, универсальность (для всех жанров) при некоторой настройке эквалайзера. Также немаловажным плюсом для многих стал полностью деревянный корпус. А мощность этих колонок и вовсе притча во языцех. Это качество отметили все.

Отрицательные отзывы владельцев

Однако находятся и такие снобы, которых не устраивает качество звука данной акустической системы. Отмечают недостаточную прорисовку средних и высоких частот (и это правда). Корпус после стольких лет использования уже просто дребезжит. Низкочастотник бухает невпопад. Но, товарищи, за любой вещью нужно следить и проводить своевременную профилактику. Это относится и к колонкам. После соответствующих процедур они зазвучат совсем по-другому. Недовольные владельцы S90 - возьмите на заметку!

Заключение

Radiotehnika S90 относится к наиболее предпочтительным бюджетным вариантам. Она куда лучше справляется со своими обязанностями, чем любая современная акустика родом из Китая, прекрасно поддается доработке и может обеспечить звучание Hi-End класса. Что еще нужно для счастья меломану?

Кто ж не помнит из 70-х годов знаменитые колонки С-90? (На самом деле там стояла латинская буква S, и потому это рижское изделие называлось акустической системой Radiotehnika S-90, но привычка всему иностранному не доверять тоже пришла из этого времени, и потом далеко не все знали, что прибалты пользуются латиницей.) Завсегдатаи танцев в клубе (в 80-х названных дискотеками) в такие подробности не вдавались, а потому и до сих пор называют эти колонки С-90. Буквально легендарной акустике советских времён и будет посвящена данная статья.

Ностальгия

"Радиотехника S-90" считалась одной из лучших систем того времени и была востребована повсеместно. Концерты в домах культуры самых удалённых уголков нашей страны, выступления самодеятельности, школьные вечера с песнями и танцами - всюду эта аппаратура была незаменимой. Репетиции некоторые безответственные товарищи рисковали проводить на дому, и колонки С-90 создавали незабываемый звуковой эффект в абсолютно всех квартирах панельной пятиэтажки. "Благодарность" соседей была тоже неописуема. Их можно понять. Даже если владелец "врубал" среднюю громкость, посторонние звуки просто испарялись: куда-то исчезал вой собак, стук соседей по батареям, а также звук вялого баса из обычных колонок двумя этажами выше.

Колонка "Радиотехника" возвещала не то о приближающемся землетрясении, не то о военном истребителе, на бреющем полёте задевающем крышу. Люстры подпрыгивали, хрусталь в сервантах тоненько позванивал, а всё в комнате, что было не закреплено, явно вибрировало. Хотя нужно сказать, что в своём классе колонки С-90 самыми мощными и не считались, и не были, к ним устанавливался усилитель. Кстати, рабочие варианты этой аппаратуры нарасхват и сегодня. Стоит такая, даже сильно подержанная ретро-техника весьма недёшево. Колонка "Радиотехника" любой модификации в рабочем состоянии обойдется в сумму от четырёх тысяч рублей. Одна!

Описание

Акустическая система "Радиотехника" высшего (нулевого) класса 35 АС-1 появилась в продаже в 1977 году и сразу была названа С-90. Колонки характеристики имели наилучшие по тем временам, особенно если учесть, что в пользовании была только советская аппаратура. Разработаны они были сугубо для бытового использования, и занималось этим конструкторское бюро "Орбита" на Рижском производственном объединении "Радиотехника". Впоследствии вся серия этих акустических систем получила марку С-90.

Колонки характеристики свои целиком и полностью оправдали, они не уступали импортным ни в чём, значительно превосходя все отечественные. Чтобы звучание акустической системы было полноценным, к ней в обязательном порядке подключался усилитель типа "Электроника" или "Амфитон". В частотном диапазоне от 31,5 до практически 20 кГц колонки работали с номинальной мощностью 35 Ватт. Причём в паспорте значилась мощность девяносто. Звуковое давление, о результатах которого написано выше, равнялось 1,2 Па.

О недостатках

Вес одной колонки иногда превышал тридцать килограммов. Стоили они триста рублей за пару (инженер зарабатывал в месяц от девяноста рублей до ста двадцати). Однако в свободной продаже их мало кто видел. Музыкальные колонки С-90 многие покупали по одной, несмотря на то что не было никаких гарантий, что при покупке второй удастся сделать из них хорошо настроенную пару. Впрочем, даже если покупалась пара, сбалансированность её тоже никто не гарантировал: например, правая колонка С-90 мощность всю свою собирала воедино и настойчиво звучала громче левой. Это несмотря на то, что аппаратура позиционировалась как обладающая высшей категорией качества.

Этот недостаток не единственный из тех, что могла иметь колонка С-90. Динамики высоких частот часто выходили из строя, поскольку тонкие и слабые провода сами по себе не очень практичны. На средних частотах звучание было откровенно плохим и часто портило всё впечатление. Другая электроника рядом с этими громадами акустической системы не выдерживала, да и на человека создаваемое колонками магнитное поле влияло отрицательно. И всё-таки именно S-90 идеально могли создавать объёмное звучание в обычной квартире стандартного панельного дома. Особых претензий к саунду в общем-то не было.

Установка

Недостатки, которые имели советские колонки С-90, не останавливали меломанов всея Руси. Они оставались несколько десятилетий акустической системой из разряда самых массовых. Многие тысячи страниц на форумах посвящены им и сегодня. Это один из наиболее ярких символов ушедшей эпохи, обладавший к тому же надёжностью и долговечностью, каких и в помине нет у современных гаджетов. Колонки С-90 размеры имели внушительные (36 х 71 х 28,5 см), поэтому требовали правильной установки, что далеко не всегда сочеталось с возможностями.

Квартиры были довольно тесными (да и сейчас условия те же), а потому можно было увидеть колонки в полуметре от слушателя. В то время как идеальный способ для лучшего звучания - поставить их на постамент как раз полуметровой высоты и соблюсти расстояние от уха слушателя как минимум в два метра. Редкая комната обладает такими достоинствами, необходимой площади чаще всего не хватает, а потому и слушали настоящий звук, на который была способна эта аппаратура, разве что соседи.

Внешний вид

У колонки С-90 корпус сделан просто и добротно - неразборный прямоугольный ящик из ДСП, отделанный шпоном высокого качества из дерева ценных пород. Толщина стенки - шестнадцать миллиметров, а лицевая панель сделана из авиационной многослойной фанеры двадцати двух миллиметров. Стыки стенок и внутренних сторон укреплены специальными элементами, увеличивающими жёсткость и прочность корпуса.

На головках сделаны декоративные рамки чёрного цвета, штампованные из алюминиевого листа. Также они защищены металлической сеткой. На лицевой панели головка средних частот внутри изолирована конусообразным кожухом из пластмассы, головка низких частот расположена по вертикальной оси. В нижней части колонки расположена накладная панель из пластмассы с шильдиком. Там же находится отверстие 100 х 80 миллиметров - это выход фазоинвертора. Амптитудно-частотная характеристика (АЧХ) отображена на шильдике, все кривые соответствуют положениям регуляторов. Там же присутствует собственно название акустической системы и фирменный знак. На лицевую панель втулками прикрепляется вышеописанная рамка с тканью. На задней стенке снизу - колодка с клеммами.

Внутри

Внутренний объём заполнен звукопоглотителем из технической хлопковой ваты, обтянутой марлей. Таким образом уменьшается влияние звукового давления на АЧХ и достигается более качественное звучание колонки за счёт исключения резонансов во внутреннем объёме. Внутри корпуса - электрические фильтры на плате, разделяющие полосы акустической системы. В комплекте также были четыре ножки из пластмассы, предназначенные для крепления на основание корпуса, а также декоративная съёмная рамка с трикотажным полотном, добавляющая акустическую прозрачность.

Редкая акустическая система тех времён обладает такими качествами, как колонки С-90 - мощность звука просто зашкаливает! Но на близкой к предельной громкости низкие частоты становятся неразборчивыми и гулкими, а верхи начинают цокать - это характерная особенность высокочастотных головок 6ГДВ-1-16. Чуть позже, когда стала поступать в продажу аналогичная продукция - "Амфитон 35АС-018", "Орбита 35АС-016" и другие, головка использовалась уже другая. Иногда аналоги этой акустической системы давали более глубокое и сбалансированное звучание, чем оригинальные колонки S-90.

Линейка S-90

Все модификации S-90 и даже все аналоги её непременно были направлены на использование кассет. Высокочастотная головка достаточно хорошо воспроизводит звук в верхнем диапазоне частот благодаря кассетной деке и советскому усилителю. Но если нижняя и средняя части диапазона высоких частот воспроизводятся просто прекрасно, то самый верх от них отличается, потому получает нарекания за якобы завалы АЧХ и неравномерности.

А колонка "Орбита" линейки S-90 московского завода получилась поистине достойной альтернативой рижской "Радиотехнике". Эта модификация с аналогичным набором акустических головок отличалась лишь присутствием двутрубного фазоинвертора в самом низу корпуса. В итоге басы стали ниже и гуще. Однако сохранились на большой мощности проблемы с гулом и неразборчивостью, да и верхние частоты цокали точно так же, как и у "Радиотехники S-90".

Модернизация вручную

Многие меломаны всё-таки воплотили в жизнь собственную мечту: купили легендарные колонки S-90 и принялись дорабатывать их "напильником". Решение бюджетное, увлекательное, а потом звучание - на зависть всем. Снаружи за прошедшие тридцать лет колонки, естественно, прежний шик потеряли почти в ста процентах случаев, но тут главное - чтобы внутри никто не поковырялся. К работе нужно приступать, обогатив свой арсенал инструментарием. Понадобится основной набор отвёрток, плоскогубцы, паяльник. Первым делом снимается передняя панель, для чего нужно вывернуть десяток-другой разнообразных шурупов.

При разборке обязательно нужно произвести сверку: соответствует ли паспорту начинка. Чтобы на высоких частотах было 10ГД-35, на средних - 15ГД-11А, а на низких, например, 35ГД (ну, или что там в паспорте заявлено). Динамики чаще всего повреждаются, поскольку угробить технику и в течение одного дня можно, а за тридцать-то лет и подавно. К примеру, много могло случиться перестановок мебели и переездов. Скорее всего, что-то повреждено. Например, динамик низких частот. Его реанимация потребует дополнительной работы. Надо перемотать катушку. В принципе, это не так сложно, если знать некоторые тонкости и хотя бы несколько раз ранее сталкиваться с процессом перемотки. После намотки, центровки и просушки звучание динамика будет идеальным - исчезнут все посторонние призвуки.

Купола

Колонки S-90, как все знают, чаще всего огорчают звучанием ВЧ - с призвуками. Да и на средних частотах часто отсутствует звонкость. Умельцы рекомендуют в основном одно и то же: заменить СЧ, ВЧ и демпфилировать корпус. Но лучше лёгких путей не искать. Просто динамики прикрыты куполами из пластика. Это материал абсолютно неподходящий.

Шёлковые купола уберут призвуки и сделают звук прозрачнее. Поэтому динамики можно смело заменить. Пока модернизируется одна колонка, нужно обязательно тестировать звучание и сравнивать с той, которую модернизация только ожидает, то есть с оригинальной. Тогда становится абсолютно ясно, оставлять переделку или вернуть всё, как было. Главное - чтобы владелец колонок и золотых рук имел ещё и слух хороший.

Проводка и корпус

Чтобы улучшить звучание низких частот, нужна доработка корпуса. Долой ватно-марлевые матрасы! В магазинах продаётся недорогой ватин, из которого получится превосходная прокладка для начинки. И всего за сто с небольшим рублей! Всё это сделать можно быстро и без каких-либо усилий: ширина ватина - два метра, хватит на две колонки, но понадобится мебельный степлер или друг, у которого он есть. Перед монтажом на всякий случай лучше поменять всю проводку, вынуть переключатели. Выкроить ватин в два слоя и смело обшить корпус.

Труба фазоинвертора ставится на герметик, а после этого тоже обтягивается ватином. Непосредственно с фильтром работы тоже не так много. Переключатели не понадобятся никогда, поэтому их можно удалить, как и все ненужные элементы с платы. Все эти тридцатилетние тоненькие проводки заменить нормальными медными на всех соединениях. Далее освобождённый от всего ненужного фильтр нужно аккуратно установить в корпус и закрыть ватином. Весь бокс средних частот снаружи тоже должен уйти под упомянутый выше материал.

Итоги

Судя по отзывам домашних умельцев, такие простейшие доработки изменили звук техники в лучшую сторону просто несказанно. Басы стали чёткими, верх - прозрачным, лёгким. После замены динамика на средних частотах совершенно по-другому зазвучал вокал.

Все началось с того что старый добрый друг привез мне на прошлый день рождения (октябрь месяц) колонки - легенду времен Советского союза. Включили послушали, разобрали поняли, что легенда сильна, но изрядно потрепана. Было принято решение "освежить" колонки, улучшить качество их звучания с сохранением "винтажного стиля". Сейчас увлекаюсь современными направлениями электронной музыки и ее звучание на этих экземплярах было совершенно неадекватным. Работа только в ноябре этого года начала подходить к концу. Был доработан корпус, перерасчитан и изменен фазоинвертор, заменены ВЧ, СЧ головки, полностью пересчитан разделительный фильтр. Внешний вид колонок также претерпел некоторые изменения.

1. Краткое описание имеющихся Колонок S90D.
Привезенные экземпляры S90D, как сейчас помню, не терпелось побыстрее подключить и послушать "Легенду". Прослушали несколько дисков с разноплановой музыкой, ожидания к сожалению не оправдались, изрядное бубнение дребезжание элементов корпуса, кричащая серединка, режущие слух верха. Регулировка потенциометрами СЧ - ВЧ (в этой модели они выведены на переднюю панель и предусматривают плавную регулировку) положительных результатов не дало.
Была найдена в сети принципиальная схема этих колонок и произведена их разборка и анализ.

Судя по сгоревшим элементам на плате контроля перегрузок (при перегрузке должны были загораться светодиоды) и регулировок, а так же по деформирмации от высокой температуры пластикового каркаса ВЧ катушки кроссовера было видно, что жизнь колонок была нелегкой. Опасения сразу вызвали обмотки динамиков.

Оказалось что судя по датам изготовления и типам динамиков "родных" динамиков не осталось ни в одной колонке. Все динамики кроме ВЧ были аналогичной модели - достаточно свежими и в хорошем состоянии НЧ: 75-ГДН-1-8, СЧ: 20 ГДС-1-16, а ВЧ вместо 6 ГДВ 6-25 стоял Alphard TW401 8 Ом вместо требуемых 25 Ом, при этом никаких изменений в фильтре замечено не было. Звукопоглощающий наполнитель в корпусе был примерно в объеме 3х литров. В стакане под СЧ динамик 0.2 литра. Кроссовер выполнен на фанерной плате навесным монтажем. Катушки кроссоверов на пластиковых каркасах, конденсаторы бумажные.

2. Концепция вносимых изменений, используемые инструменты, приобретенные компоненты и материалы.

Основной идеей перед началом работ было доведение качества звучания до приемемого уровня, по совокупной оценке АЧХ ФЧХ в программе моделирования, собственной осязательной оценки звучания и оценки знакомых меломанов. Критерием также являлось возможное сохранение элементов "винтажного" стиля колонок как внешне так и по элементной базе.

Поискав и проанализиовав информацию по имеющимся головкам, было принято решение оставить имеющиесяся нештатные ВЧ головки, и штатные НЧ головки. Имеющаяся СЧ головку из-за слишком специфичного не в лучшую сторону звучания была заменена на Visaton SC-13, обладающий достаточной чистотой и выразительностью звучания.
Изменена конструкция и расположение фазоинвертера, расположение выбрано по прототипу колонок аналогичных времен примерно такого же типоразмера фирмы Sony.

Было принято решение выполнить новый кроссовер максимально используя имеющуюся штатную элементную базу на имеющейся фанерной плате.

В ходе работ были использованы следующие программные продукты.
1. Программа моделирования LSP Cad 2.5
2. Программа расчета катушек индуктивности E.S.P.G. - DOS
3. Генератор звуковой частоты МАА использующий звуковую карту ПК.

Были приобретены:
1. Книга "Любительские громкоговорители" С.Бать (Аудиомания)
2. СЧ головки Visaton SC13 -2 шт (Аудиомания)
3. Звукопоглощающий наполнитель (ситепон) -1уп. (Аудиомания)
4. Войлок шерстяной 5мм - 3 кг. (Шерстяная фабрика)
5. Карпет автомобильный (отделка лицевой панели) - 3 кв. м. (Автозапчасти)
6. Карпетный клей. -1 уп. (Автозапчасти)
7. Клеи ПВА - 1 л. (Строительный рынок)
8. Конденсаторы, резисторы. (Радиорынок)


3. Фильтр и фазоинвертер, о чем пишет С. Бать, год настройки кроссовера.


Перво наперво необходимо было освежить в памяти теорию фильтров из учебы в институте, был найден ряд информации в сети интернет, часть информации была почерпнута из приобретенной книги С. Бать.

В ходе анализа теории, характеристик головок (ВЧ и СЧ достаточно неплохо сыгрываются в области наложения АЧХ фильтров первого порядка) и многочисленных пробных включений родилось примерное представление структуры будущего кроссовера:
ВЧ фильтр - 1 -го порядка,
СЧ фильтр - 1 -го порядка,
НЧ фильтр - 2 - го порядка.
Осталось разобраться с согласованием фильтров по ФЧХ, расчетом по частотам среза и расчетом аттенюаторов.

Увлечение теорией было настолько детальным, что в книге С.Бать были найдены теточности в части полярности головок в одной из опубликованных в книге схем, в следствии чего вступил с автором книги в плодотворную переписку по этому предмету и с пожеланиями по освещению отсутствующих вопросов ФЧХ по Фильтрам второго порядка в следующих изданиях.

Исходя из теории:
ФВЧ 1-го порядка имеет ФЧХ убывающую с 90грд (0 Гц) до 0грд (>100 КГЦ). Частота среза имеет фазу 45Грд
ФСЧ 1-го порядка (полосовой) имеет ФЧХ убывающую с 90грд (0 Гц) до -90грд (>100 КГЦ), при чем пик пропускной способности фильтра приходится на 0Грд.
ФНЧ 2-го порядка имеет ФЧХ убывающую с 0 грд (0 Гц) до -180грд (>100 КГЦ) Частота среза имеет фазу -90Грд.

Постановка задачи формирования кроссовера сводится с согласованию ФЧХ его элементов.

Наиболее оптимальным способом согласования ФЧХ элементов в данном случае оказался способ изменения полярности СЧ головки, при этом разница фаз головок получается достаточно линейной на активном диапазоне и составляет порядка десятков градусов, что теоретически должно исключить возможные явления интерференции.

Для того чтобы как-то представить вышесказанное, предлагаю набросок ФЧХ, нарисованный исходя из вспомнившейся теории фильтров, некоторых разделов приобретенной книги, и аналитической аппроксимации недостающей части, которая не давала спать несколько ночей))

И так визуально ФЧХ элементов на верхнем графике при прямой полярности всех головок, на нижнем при изменении полярности СЧ головки.



Как видно из предоставленных рисунков для дальнейшего согласования необходимо соптимизировать частоты среза.

После ряда экспериментов, изучения характеристик головок, частоты среза выбрал следующие (усредненно):
1. - 400 Гц
2. - 3500 Гц

В программу моделирования были занесены АЧХ ФЧХ и прочие характеристики имеющихся головок, были рассчитаны номиналы элементов, катушек, емкостей, аттеньюаторов. С помошью программы рассчета катушек была определена длина провода для намотки, исходя из имеющегося провода и каркасов.

Результаты моделирования в программе подтвердили правильность теоретической концепции, и на графиках отразились в достаточной мере ожидаемые формы:

АЧХ ФЧХ


4.Источник звука
В качестве источника звука используется стерео ресивер DENON DRA - 500 AE (75 Вт), приобретенный в Аудиомании. Достаточно неплохой аппарат с уверенным звуком и хорошим приемом радио.

5. Достигнутые результаты, впечатления, выводы.

В целом звук стал более детализован. Середина за счет замены СЧ динамика, и наполнения изолирующего его кокона звукопоглощающим материалом. Прежние низы ушли от бубнения, здесь большую роль сыграло укрепление корпуса, оклейка изнутри натуральным войлоком, наполнение звукопоглощающим материалом. В ВЧ области исчез режущий слух акцент за счет пересчета и согласования неродного динамика с кроссовером. На громкости близкой к максимальной при среднем балансе ВЧ и НЧ сохраняется детализация и отсутствуют призвуки искажений. При переработке колонок намеренно были сохранены родные грили и обрамления динамиков подчеркивающие стиль тех далеких советских времен.

Мнение о качестве звука системы подтвердил не один пришедший о мне на праздники гость впечатления у всех положительные. Специально был приглашен мой однокурсник, работает сейчас с концертным оборудованием - меломан купивший себе золотой монитор аудио, послушав переделанную Радиотехнику сказал - "Неплохо - особенно для фона".

Как говорится нет предела совершенству))) За праздники возникла идея все же пересмотрель ВЧ сектор. Немного расширить кроссовер СЧ, да бы дать более раскрыться Висатону, ВЧ поменять также на Виатон + фирменные катушки конденсаторы......

Благодарю дочитавших настоящую статью за уделенное внимание, готов в случае возникновения вопросов дать необходимые комментарии.

Пользуясь случаем хочу поздравить всех с Новым годом и Рождеством, пожелать новых свершений достижений в новом году которые послужили бы новой качественной ступенью к следующему году!



11.01.11Павел.

Вообще-то путей четыре, а не три. Но первый путь - выбросить - мы описывать не будем. У нас на даче и в гараже и так добра полно...
Основные недостатки колонок серии S-90.
1. Малый объем корпуса для низкочастотного динамика. Последствие - бубнение низких частот.
2. Фазоинвертор рассчитан на частоту 20 Гц. Последствие - большие искажения НЧ.
3. Никудышный среднечастотный динамик. Последствия - отвратительные СЧ, призвуки.
4. Низкая частота резонанса высокочастотного динамика. Последствия - "кряканье", сипение.
5. Фильтр рассчитан с учетом предыдущих недостатков. Последствие - при доработках любого узла фильтр надо изменять.
6. Корпус недостаточно жесткий и не "заглушен". Последствия - вибрации, призвуки, "бочка".
7. И т.д. и т.п. …

Изучаем и смекаем

Попивая пиво, доходим до трех истин. Есть три пути:
1. Легкий и эффективный.
2. Средней сложности. Больше шаманизма и снобизма. Некоторые улучшения звука по сравнению с пунктом 1.
3. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный. Реально Вы пробуете изготовить новые колонки. Тут все зависит от качества изготовления и музыкального чутья. Если ничего не получится, то Вам никто ничего и не обещал. Опишу все. Рекомендую для начала 1-й путь. Ценность его в том, что он не занимает много времени, Вы оставляете все компоненты колонок. Минимум дефицитных деталей и затрат.

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

1. При проведении всех работ следите за правильностью фазировки динамиков. Если вы не сталкивались с этим сами - пригласите специалиста - электроника!
2. Переделка динамика 15 ГД - 11А - процесс необратимый. В случае неаккуратности у динамика одна дорога - в мусорное ведро, а у Вас другая - на рынок.

Путь первый. Легкий и эффективный

1. Средние частоты - главный акцент. Переделкой динамика, добьемся его работы в поршневом режиме, повысим верхнюю граничную частоту, уберем призвуки, повысим чувствительность, улучшим направленность, задемпфрируем.
2. Переведем колонку в диапазон от 31.5 Гц, вместо 20 Гц. Меньше будет бубнить.
3. Задавим резонанс высокочастотной головки.
4. Утихомирим призвуки корпуса

Покупаем в магазине советский теннисный шарик. Китайские и прочие не подходят. У них другой материал. Шарик должен быть именно такой, как в далеком детстве по 8 копеек. В крайнем случае - можно взять у знакомых или в спортивной секции тенниса. Покупаем эпоксидную смолу (немного, можно 1см куб.), клей (Суперцемент, Марс, Арго и т.д. - жесткий после затвердевания), пару простых карандашей, любой медицинский бинт и вату.

Приступаем к творчеству. Шарик пилим по шву пополам. Шов виден на просвет. Он внахлест сделан и шириной 1 - 2 мм. Пилить надо посредине шва. Я пилил лезвием Нева, предварительно сделав на нем зазубрины точильным бруском. После того как распилили, выравниваете линию распила на наждачной бумаге, и обрабатываете мелкой наждачкой внешнюю поверхность шарика. Если внутри в районе шва есть крупные наплывы, то их тоже надо удалить. При работе шарик надо закрепить пластилином на батарейке Марс (футляре от фотопленки, баночки от корма для рыбок и т.д., по воображению) в трех точках. Этого достаточно. Пластилин удаляется потом или сухой тряпкой или протиркой бензином. После того как поверхность шарика обработана, к ней нельзя прикасаться руками. Растираете грифели карандашей на наждачной бумаге. Разводите эпоксидную смолу с двойным количеством отвердителя. Покрываете поверхность шарика тончайшим слоем. При необходимости излишки клея можно удалить газетной бумагой. Обсыпаете графитом, стряхиваете лишний. Надо добиться, чтобы сквозь графит не просвечивал белый пластик шарика. Если просвечивает, значит, слой эпоксидной смолы был мал. Надо добавить. После того как все получилось, оставляем затвердевать.

Собираем фильтр на 3 Кгц. Для этого берем конденсатор 4,7 Мф и дроссель 0,6 мГн. Можно взять конденсатор от 4 до 7 мФ и подогнать под него дроссель. Чтобы не забивать голову лишними формулами, то самое простое - произведение емкости конденсатора в микрофарадах на индуктивность дросселя в мГн должно быть равно 2,82. Допустим емкость конденсатора фильтра - 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), тогда индуктивность катушки 2,82: 6,6 = 0.43 мГн, (обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм). По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а "захват" резонансной частоты, имеющей определенный разброс. Конденсатор и дроссель крепим на куске ДВП и один вывод катушки припаиваем к выводу конденсатора. К свободным выводам припаиваем провода длиной 40 -50 см.

Разбираем колонку. Снимаем низкочастотный динамик, среднечастотный, достаем стакан от него, снимаем высокочастотный динамик, снимаем декоративную накладку, снимаем фазинвертор (на некоторых колонках придется фильтр открутить). Берем половинку просохшего шарика, полируем его снаружи замшей или газетной бумагой и приклеиваем поверх пылезащитного колпачка головки среднечастотного динамика жестким клеем. Надо следить за тем, чтобы не было непроклееных щелок между краем шарика и колпачком и, чтобы шарик был приклеен точно по центру. То же самое делаем и со вторым среднечастотником. Оставляем сохнуть.

Прикручиваем самодельный фильтр на заднюю стенку колонки (внутри) напротив высокочастотного динамика. Припаиваем провода от фильтра на вывода высокочастотного динамика. Какой куда - роли не играет. Снимаем разъемы с задней стенки колонок и запаиваем провод идущий от усилителя прямо на фильтр. От трубы фазинвертора отпиливаем ножовкой по металлу 10 см по средней линии. Трубу фазинвертора и стакан среднечастотного динамика оборачиваем слоем марли и бинтуем. Надо проверять войдут ли они после этой процедуры в свои гнезда. Если не входят, то слой ваты с марлей уменьшить. Проверяем, есть ли вата и марля в стакане. Добавляем если мало до полного. Демпфируем среднечастотные динамики. Для этого их диффузородержатели дополнительно обтягиваем поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм. концы которых склеены клеем "Момент" встык. Дно и потолок колонки изнутри обклеиваем войлоком, (ватином, синтепоном и т.д.). Провода обматываем бинтом. Бинт повдоль провода располагаем и скручиваем, обхватывая провод. Фиксировать бинт удобно нитками. Собираем колонку. Промазываем пластилином все периметры всех динамиков. Надевать защитные сетки не стоит, но только при условии, что нет маленьких детей, не заедет жена шваброй или пылесосом и что колонки не будут перевозиться. Включаем колонки. Не узнаем право. Обзваниваем знакомых. Просим подъехать с любимыми записями. Слушаем. Успокаиваем знакомых пивом. С издевкой замечаем, как бы пригодились им баксы, затраченные на приобретение зарубежного хлама.

Путь второй. Средней сложности

Выполняем все, что указано в пути 1, но не собираем колонки.

1. Улучшим свойства корпуса и убьем призвуки и "бочку"
2. Добьемся лучшего прохождения сигнала
3. ?

Итак, поехали. Заднюю стенку корпуса укрепить, расположив две рейки сечением3х2 см. по вертикали во всю длину на расстоянии 15 - 20 см. друг от друга симметрично, и прикрепив их шурупами к задней стенке. Предварительно место крепления обработать эпоксидкой. Надо учитывать возможность установки потом фазинвертора. Между задней и передней стенкой устанавливаем рейку распорку на уровне СЧ головки, учитываем возможность установки стакана. Промазываем все соединения стенок и углы изнутри силиконовым клеем типа "Бизон" или сантехническими силиконовыми же замазками. Оклеиваем весь корпус внутри войлоком (ватином, синтепоном или др.). Толще 1,5 см. не стоит, чтобы не сильно уменьшить внутренний объем корпуса. Все предложения поменять 15 ГД - 11А на 6 ГДШ-5 отвергаем. Наш и так уже "крутой", а подобная замена приведет к потере мощности, уменьшению динамического диапазона (очень опасно) и придется сильно изменять фильтр. Так при замене 15 ГД - 11А на 6 ГДШ-5 для 35АС - 212 придется заменить такие детали: L1 - 0,22mH, C2 - 1,0mF, C8 - 0,5mF, L4 - 0,1mH. Указаны новые параметры. При использовании 6 ГДШ - 5 - 4, придется еще поставить дополнительное сопротивление поставить в цепь этой головки на 4Ом. Еще и внешний вид колонки меняется. Ну, если сильно хочется, то можно. Далее. Удаляем переключатели тембров. Удаляем ненужные резисторы R (1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12). Заменяем провода на монтаже фильтра на медный провод диаметром 1,2 мм. Заменяем провода идущие от динамиков к фильтру, на более путевые. На низкочастотный динамик - многожильный - сечением 2,5 - 3 мм кв., на среднечастотный - 2,5 мм кв. На высокочастотный - 2 мм кв. - одножильный. Все провода припаиваются к фильтру напрямую, а не проходом через предыдущие динамики. Фильтр устанавливается на дно колонки. Все провода укладываются под слой войлока. На боковых стенах. Регуляторы фильтров снимаются. Изготавливаем на их место деревянные (ДСП, фанерные) заглушки по толщине корпуса. Вливаем их на эпоксидку и пришлифовываем. Обтягиваем переднюю панель самоклеящейся пленкой под дерево в тон шпону колонок. Устанавливаем динамики. Низкочастотный и среднечастотный через резиновые прокладки. Подойдет резина с оконных утеплителей, тонкие резиновые медицинские шланги, силиконовые шланги (хуже). Установленные динамики обрабатываем по периметру пластилином или незастывающей оконной замазкой (она напоминает кусок хозяйственного мыла и стоит дешево). Проверяем звук. Балдеем просто. Отодвигаем всякие "Pioner", "Technics" , JAMO и …

Путь третий. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный

Неплохо иметь следующие приборы: осциллограф, генератор звуковых частот, цифровой мультиметр, LC-метр. У человека, который не занимается ремонтом и сборкой на дому - этого всего конечно нет, но есть выход - пойти в мастерскую и попросить померить, что надо прихватив с собой фильтра, головки и т.д. Если за такое и попросят плату, то чисто символическую. Можно даже заказать фильтра. Это, конечно, будет подороже.

Начинаем. Берем за основу 35АС -212 с габаритами 710х360х285. Желательно, чтобы корпус был фанерный, низкочастотный динамик с резиновым подвесом, высокочастотный динамик с куполом из стеклоткани. Разбираем все. Среднечастотный динамик нам больше не нужен. Корпус надо нарастить для низкочастотного динамика с резиновым подвесом до 100литров. Если подвес пенополиуретановый, то до 120 - 130 литров. Наш же корпус -70 литров. Есть два варианта:

1. Снять переднюю стенку с корпуса, чтобы потом использовать для матрицы под отверстия для динамиков во вновь изготавливаем корпусе на 100 л. Из остатков корпусов получаются неплохие ящики под картошку и маркошку в погребе.
2. Можно попробовать нарастить старый корпус. В первом случае надо ориентироваться на размеры - 1100х360х350 и изготовление в мебельной мастерской по вашим чертежам, с руганью и придирками к качеству. Мы же рассмотрим второй путь.

Итак, можно попробовать обойтись малой кровью. Изготавливаем сами, или заказываем два ящика с плотно пригнанными стенками и крышками из двойной 10-ти слойной фанеры с внешними размерами - 380х360х285. В дне колонки и в крышке ящика вырезаем одинаковые отверстия примерно 270х210. Ящик внутри оклеиваем войлоком. После сборки сделать это будет нереально. Сверлим в крышке ящика и в дне колонки отверстия, через которые скрепим их между собой болтами. Головки болтов должны утопится в потаи. Засыпать немного - 10 килограмм дроби не помешает, сверху кидаем марлевый мешок с ватой. Предварительно проливаем соединение эпоксидкой с нормальным содержанием отвердителя. Место соединения оклеиваем войлоком. Остальные телодвижения с корпусом, как в пути 1 и 2. Среднечастотную головку возьмем 30 ГДС - 1. Надо только их проверять - много брака. Чисто механического свойства. Далее. Измеряем f резонанса всех динамиков. Можно фломастером подписать прямо на магнитах, чтобы не путаться и не перемерять все снова. Хорошо бы было, если бы частота резонанса парных динамиков не отличалась сильно. Если динамик издает посторонние звуки на любой из звуковых частот, то его надо либо чистить, либо менять, если чисткой не удалось добиться нормальной работы. Рассчитываем и мастерим фильтры для нашего случая. Чем меньше индуктивностей - тем лучше. Продолжаем заниматься с корпусом. Удаляем излишки смолы в месте соединения. Пришлифовываем его. Изготавливаем две деревянные коробочки под фильтры. Крепить мы их будем на задней стенке снаружи. Провода от усилителя запаяем сразу на фильтры. А провода к динамикам протащим через крепления разъемов колонок. Все провода фирменные аудиофильские. Ценовую категорию выбирайте сами. Просто очень дорогие брать - смысла нет. Фазоинвертор лучше переделать под частоту 31,5 - 40 Гц. Если купол высокочастотной головки из лавсана, то, сняв крестовину надо промазать перхлорвинилом подвес и наружную треть купола. Оклеиваем весь корпус самоклеющейся пленкой. Остальное см. путь1 и путь 2. С обязательной пошаговой проверкой - лучше - хуже. Лучший метод, если явного результата нет - слепое прослушивание.

Читательское голосование

Статью одобрили 38 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.

Изготовитель : ПО «Радиотехника», г. Рига.

Назначение и область применения : для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях. Акустическая система «S-90», разработанная в 1975 г., является первой отечественной системой, удовлетворяющей требованиям международных документов на аппаратуру категории Hi-Fi. S-90 B более поздняя модель «S90», отличающаяся расширенным диапазоном воспроизводимых частот, введением индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым внешним видом. Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20 – 90 Вт. Руководство по эксплуатации на диске.

Характеристики

3-х полосная напольная АС с фазоинвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-14 дБ) – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 - 8000 Гц: ±4 дБ

Чувствительность: 89 дБ (0,56 Па/√Вт)

Направленность под углами 25±5° в горизонтальной плоскости и 7±2,5° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС:

в вертикальной плоскости: ±3°

В горизонтальной плоскости: ±4°

Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах:

250 - 1000 Гц: 2 %

1000 – 2000 Гц: 1,5 %

2000 – 6300 Гц: 1 %

Сопротивление: 8 Ом

Минимальное значение импеданса: 7,6 Ом

Номинальная мощность: 35 Вт

Предельная (паспортная) мощность: 90 Вт

Кратковременная мощность: 600 Вт

Установленные динамики:

НЧ:

СЧ:

ВЧ:

Размеры (ВхШхГ): 710х360х285 мм

Вес: 23 кг

Конструкция

Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанеровано шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок 16 мм, лицевая панель – фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

Головки обрамлены двумя декоративными накладками, из пластмассы, окрашенными «под металл» или черного цвета. Одна накладка обрамляет СЧ и ВЧ, а также верхнюю половину лицевой панели, другая – головку НЧ и нижнюю половину лицевой панели АС. Головки защищены металлическими сетками. Каждая из накладок закреплена с помощью шести декоративных шурупов. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головки НЧ, СЧ и ВЧ расположены на лицевой панели по вертикальной оси. На шильдике в верхней части АС изображена кривая АЧХ и дано название АС. В правом углу лицевой панели находятся индикаторы перегрузки АС по каналам, а в нижней части – прямоугольной отверстие фазоинвертора, размером 108х35 мм и частотой настройки 25 Гц. На задней стенке АС укреплен шильдик с основными характеристиками и колодка с зажимами для подключения соединительного шнура, а также регуляторы уровня звукового давления на средних и высоких частотах.

Внутренний объем АС – 45 литров. Для уменьшения влияний на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей.

Внутри корпуса на одной плате расположены электрические фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Частоты раздела между НЧ/СЧ - 750 ГЦ (±50 Гц), между СЧ/ВЧ - 5000 Гц (±500 Гц). В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38Б, С5-35И, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, К50-12, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

Читайте также: