Открытие антарктиды беллинсгаузеном и лазаревым. Кругосветное плавание беллинсгаузена и лазарева на шлюпах "восток" и "мирный" и открытие антарктиды Военный шлюп восток

Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 года Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Михаил Петрович Лазарев (1788–1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819–1821 годах командиром шлюпа «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. С 1833 года главнокомандующий Черноморским флотом и портами Чёрного моря.

То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г.А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.

Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лазарев Михаил Петрович Лазарев (Михаил Петрович) – известный адмирал русского флота (1788 – 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, где служил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя «Суворовым», жил в Ситхе; более 2 лет (1819 – 1821) пробыл в ученой

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 великих рекордов стихий автора

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Фаддей Беллингсгаузен и Михаил Лазарев Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева, морские экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под начальством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, на бриге

Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Витус Беринг - Фаддей Беллинсгаузен Как известно, Россия сравнительно поздно, лишь в начале XVIII века, влилась в число морских держав. Тем не менее на долю русских мореплавателей выпало несколько замечательных открытий, составивших эпоху в истории мировой географической

Из книги автора

ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН Первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен родился в сентябре 1779 г. близ города Аренсбург на острове Сааремаа в Эстонии. С самого раннего детства он мечтал стать моряком. «Я родился среди моря, - писал он позже. - Как рыба не может жить без

Из книги автора

Из книги автора

ТАЙНЫ АНТАРКТИДЫ Уникальный континентШестой континент, открытый в 1820 году экспедицией Беллинсгаузена, и сегодня остается одной из наиболее загадочных областей земного шара. По своему географическому положению Антарктида уникальна - она имеет выход к Атлантическому,

Из книги автора

Открытие Антарктиды Географы XIX столетия были убеждены: на Южном полюсе есть материк. Это подтверждали моряки китобойных и исследовательских судов, подходивших к полярным островам Антарктиды. Первыми вплотную к загадочному материку приблизились участники русской

Из книги автора

Самая жуткая тайна Антарктиды Английский полярный исследователь Роберт Скотт стремился первым достичь Южного полюса, но ему не повезло; его опередил норвежец Руаль Амундсен. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный соперником всего за неделю до него.

Джеймса Кука о недоступности земли за Южным полярным кругом (см. т. 3, гл. 22) более полувека ни один мореплаватель не пытался на практике опровергнуть мнение столь крупного авторитета. Нужно, впрочем, отметить, что в 1800–1810 гг. в южной, субантарктической полосе Тихого океана (между 158 и 179° в. д.) английские моряки открыли следующие небольшие земли: Генри Уотерхауз в 1800 г.- о-ва Антиподов на 49°45" ю. ш., Абрахам Бристоу в 1806 г.- о-ва Окленд на 50°45" ю. ш., Фредерик Хесселбро в 1810 г. - о. Кэмпбелл на 52°30" ю. ш. и о. Макуори на 54°37" ю. ш.

Еще один английский капитан - Уильям Смит , шедший на бриге «Уильямс» с грузом из Монтевидео в Вальпараисо, у мыса Горн был отброшен штормом на юг. 19 февраля 1819 г. он дважды видел землю далее к югу, принятую им за выступ Южного материка. В Монтевидео У. Смит вернулся в июне, и его рассказы о случайно обнаруженной земле чрезвычайно заинтересовали зверобоев. Вторично У. Смит покинул Монтевидео в сентябре 1819 г., направляясь в Вальпараисо. Теперь скорее из любопытства он двинулся к «своей» земле, 14 октября подошел к ней и два дня обследовал побережье, а затем высадился и вступил во владение ею, назвав Новой Южной Британией. По возвращении У. Смита уговорили переименовать ее в Новую Шетландию.

Инициаторами русской экспедиции для поисков Южного материка выступили Г. А. Сарычев , И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу. Их предложение получило одобрение Александра I в начале февраля 1819 г. И сразу же выяснилось, что времени осталось чрезвычайно мало: отплытие намечалось на лето того же года. Вот почему началась спешка и в состав экспедиции пришлось включить разнотипные суда - шлюп «Восток» (985 т) и транспорт, переоборудованный в шлюп водоизмещением 884 т, получивший имя «Мирный»; оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных широтах.

Должность начальника экспедиции и капитана «Востока» долгое время оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили военного моряка капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, участника плавания И. Крузенштерна в 1803–1806 гг. Поэтому все труды по набору экипажей кораблей (около 190 человек), обеспечению их всем необходимым для длительного плавания и переоборудованию транспорта в шлюп легли на плечи лейтенанта М. П. Лазарева, командира «Мирного». Основная задача экспедиции определялась морским министерством как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре». «Восток» и «Мирный» отличались не только размерами. «Мирный» был удобнее «...как по крепости своей, так вместительности и покою, - писал М. Лазарев своему приятелю по возвращении из плавания,- один лишь недостаток против «Востока»... был ход . Но для чего посланы были суда, которые всегда должны держаться вместе, а между прочим, такое неравенство в ходе..? Эту загадку представляю тебе самому отгадать, а я не знаю».

4 июля 1819 г. «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и в декабре достигли о. Южной Георгии. Два дня моряки производили опись ее юго-западного берега и открыли небольшой остров, названный в честь лейтенанта «Мирного» Михаила Дмитриевича Анненкова . Взяв затем курс на юго-восток, экспедиция 22 и 23 декабря 1819 г. открыла три небольших вулканических острова (группа Маркиза де Траверсе, в честь русского морского министра). Отдельные острова эти получили имена офицеров «Востока» - Аркадия Сергеевича Лескова , Константина Петровича Торсона (впоследствии за участие в декабрьском восстании сослан в Сибирь), Ивана Ивановича Завадовского .

Двигаясь далее к юго-востоку, суда достигли «Земли Сандвича», открытой Д. Куком. Она оказалась архипелагом, за которым Ф. Беллинсгаузен оставил с некоторым изменением старое название - Южные Сандвичевы о-ва. Русские моряки первые установили их связь с другими островами и скалами Юго-Западной Атлантики и указали на наличие подводного хребта, простирающегося на 3.5 тыс. км в западной части Атлантического океана между 53 и 60° ю. ш. «Теперь очевидно,- писал мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский , - что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

«В сей бесплодной стране,- писал приятелю М. Лазарев,- скитались мы или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы были причиной столь долгой описи... Ты из сего можешь иметь понятие об нашем лете, особенно, если сказать тебе, что термометр иногда при южных снежных штормах понижался до 4,5° морозу...Нужно напомнить, что Южные Сандвичевы о-ва лежат у 58° ю. ш., на два градуса дальше от полюса, чем Ленинград. Можешь судить, каково это в море при жестоком шторме!»

3 января 1820 г. при редкой здесь ясной погоде русские подошли к Южному Туле - самому близкому к полюсу клочку суши, открытому Куком, и обнаружили, что эта «земля» состоит из трех высоких скалистых небольших островов, покрытых вечным снегом и льдом. П. М. Новосильский, высказывая, конечно, мысли своих старших товарищей, записал на следующий день: «...кажется, за Туле должны быть новые острова и, может быть, даже материк, иначе откуда взялось такое бесчисленное множество ледяных островов [айсбергов]? Гряда Сандвичева с ее северным продолжением далеко для того недостаточна».

Обходя с востока тяжелые льды, русские 15 января в первый раз пересекли Южный полярный круг. На следующий день, 16 января 1820. г., «достигли мы широты 69°23"S, - писал М. Лазарев,- где встретили матерый лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на салинге [вторая площадка мачты], простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег. Это было в долготе 2°35"W [точнее - 2°10" з. д.]... Отсюда продолжали мы путь свой к осту [востоку], покушаясь при всякой возможности к зюйду [югу], но всегда встречали льдинный материк не доходя 70°. Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, «не ударить лицом в грязь».

Действительно, в этот день русские решили проблему, считавшуюся Д. Куком неразрешимой: они подошли менее чем на 3 км к северо-восточному выступу того участка побережья «льдинного материка» Антарктиды, который через 110 лет усмотрели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты. Пытаясь обойти с востока непроходимые льды, «Восток» и «Мирный» еще трижды в это антарктическое «лето» пересекали полярный круг и стремились пройти ближе к полюсу. Они уже не могли продвинуться так далеко к югу, как в первый раз, но, как мы теперь знаем, 5 и 6 февраля на 69°06" ю. ш., 15°52" в. д. они подходили на 3–4 км к материку, северо-восточному выступу Берега Принцессы Астрид. Много раз корабли попадали в тяжелое положение. «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду и надеясь на продолжение оной, забирались иногда в такую чащу, что в виду их было в одно время до полутора тысячи, и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шел снег,- горизонт наш иногда ограничивался но далее, как на 20 сажен...» (М. П. Лазарев). В этом районе моряки обнаружили шельфовый ледник (в 1960 г. названный в честь М. Лазарева) и нанесли его на карту, правда, значительно севернее нынешнего положения. Ошибки здесь, однако, нет: шельфовые ледники Антарктиды, как теперь установлено, отступают к югу.

Короткое антарктическое лето кончилось. В начале марта 1820 г. «Восток» и «Мирный» по договоренности разлучились, чтобы лучше осмотреть малоисследованную юго-восточную часть Индийского океана в 50-х широтах: во второй половине апреля они встретились в Сиднее, где простояли месяц. В июле Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев обследовали архипелаг Туамоту, нашли там ряд обитаемых атоллов, не нанесенных на карты, возможно, еще и не посещенных европейцами, и дали им имена русских государственных деятелей, полководцев и флотоводцев.

К. Торсон впервые высадился на атоллах Моллера и Грейга. Атоллы в центре и на западе Туамоту Ф. Беллинсгаузен назвал о-вами Россиян, а на крайнем северо-западе - о. Лазарева. Оттуда корабли перешли к о. Таити. К северу от него (у 10° ю. ш.) 1 августа моряки открыли о. Восток, а на обратном пути к Сиднею к юго-востоку от Фиджи 19 августа нашли еще несколько островов, в том числе Михайлова и Симонова, в честь участников экспедиции художника Павла Николаевича Михайлова и астронома Ивана Михайловича Симонова .

осле 50-дневной стоянки в Порт-Джэксоне корабли в ноябре 1820 г. вторично направились к «льдинному материку» - мимо о. Макуори - и в середине декабря выдержали бурю при «такой великой мрачности, что едва на 30 сажень можно было видеть... Порывы ветра набегали ужасные, волны подымались в горы...» (Ф. Беллинсгаузен). Трижды еще шлюпы пересекали полярный круг; два раза они не подходили близко к материку, в третий раз появились явные признаки земли. 10 января 1821 г. экспедиция продвинулась на юг до 69°53" (на 92°19" з. д.). но снова вынуждена была отступить перед ледяным барьером. Повернув на восток, русские через несколько часов увидели берег (68°50" ю. ш., 90°30" з. д.). «...Из облаков блеснуло солнце, и лучи его осветили черные скалы высокого, занесенного снегом острова. Вскоре опять наступила мрачность, ветер засвежел; и явившийся нам остров скрылся как призрак. 11 января утром... мы ясно увидели высокий остров, покрытый снегом, чернеющиеся мысы и скалы, на которых он не мог держаться. Открытый остров... назван именем... Петра I» (П. Новосильский).

15 января 1821 г. при совершенно ясной, прекрасной погоде и чистом небе с обоих кораблей увидели на юге землю: с «Мирного» - Очень высокий мыс, который соединялся узким перешейком с цепью невысоких гор, простирающихся к юго-западу; с «Востока» - гористый берег, покрытый снегом, за исключением осыпей на горах и крутых скалах. Ф. Беллинсгаузен назвал его «Берегом Александра I»: «Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего... Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен».До 60-х гг. считалось, что земля, открытая русскими, - остров. Советские исследователи в конце 60-х гг. доказали правоту Ф. Беллинсгаузена: Земля Александра I соединена с Антарктическим п-овом шельфовым ледником Георга VI.

«Восток» и «Мирный» не могли пробиться к берегу, находившемуся в 16 км, из-за сплошного льда. Ф. Беллинсгаузен снова повернул к востоку, пересек ту часть Тихого океана, которая в XX в. названа морем Беллинсгаузена, и вышел в пролив Дрейка, где отыскал Новую Шетландию У. Смита (см. выше). Русская экспедиция исследовала новую землю и обнаружила, что это цепь островов, простирающихся в восточном направлении почти на 600 км. Моряки дали отдельным Южным Шетландским о-вам названия в память сражений с Наполеоном I.

30 января 1821 г., когда обнаружилось, что «Восток» нуждается в капитальном ремонте, Ф. Беллинсгаузен повернул на север. 24 июля 1821 г. шлюпы вернулись в Кронштадт после 751-дневного отсутствия. За это время они 527 дней находились под парусами, в том числе 122 дня южнее 60° ю. ш., ни разу против воли командиров не разлучаясь, совершили кругосветное плавание в высоких южных широтах, потеряв за все время только двух человек.

По географическим результатам первая русская антарктическая экспедиция - величайшая в XIX в.: открыта новая часть света («ледяной континент», «континент льда», «ледяной оплот»), позже названная Антарктидой, к берегам которой русские моряки подходили девять раз, в том числе четырежды на расстояние 3–15 км; впервые охарактеризованы крупные акватории, примыкающие к новому материку; впервые описаны и классифицированы льды Антарктики и дана в общих чертах верная характеристика ее климата; на карту Антарктики нанесено 28 объектов, получивших русские названия; в высоких южных широтах и в тропиках обнаружено 29 островов. Ход экспедиции и ее результаты изложены Ф. Беллинсгаузеном в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света...» (1831, 1949, 1960 гг.).

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Этот день в истории:

28 января 1820 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли новый континент - Антарктиду. До открытия Антарктиды о существовании ещё одной части света единого мнения не было. Часть учёных утверждала, что на юге расположен не континент, а продолжение Южной Америки.

Кроме того, господствовало расхожее заблуждение, виновником которого стал знаменитый мореплаватель Джеймс Кук. В своем кругосветном путешествии он подошёл к Антарктиде достаточно близко, но увидел льды и решил, что дальнейший путь невозможен.

Летом 1819 года началась Первая русская антарктическая экспедиция, главной задачей которой стал именно поиск нового континента или окончательное опровержение его существования.

В начальники экспедиции поначалу прочили Макара Ратманова, однако из-за проблем со здоровьем он не смог принять командование, и должность досталась Фаддею Беллинсгаузену, выходцу из остзейских немцев, который уже успел поучаствовать в первом русском кругосветном плавании.

Экспедиция состояла из двух шлюпов, «Восток» и «Мирный», русской и британской постройки. «Мирным» командовал Михаил Лазарев, тоже имевший опыт кругосветки.

В июле 1819 года два корабля вышли из Кронштадта и направились на юг. 28 января следующего года мореплаватели достигли льдов Антарктиды в точке, которая сейчас именуется ледником Беллинсгаузена (см. маршрут).

Они не пытались высадиться на берег - пройдя мимо, исследователи направились в Австралию, а затем вернулись с наступлением антарктического лета, при более благоприятной погоде. В пути моряки открыли около 30 новых островов - и, разумеется, новый континент, обогнув Антарктиду и таким образом доказав, что это отдельный материк.

Беллинсгаузен и Лазарев

Экспедиция возвратилась в Кронштадт спустя два года, в июле 1821-го. В торжественной встрече кораблей в порту принимал участие сам император Александр I.

Морякам пожаловали многочисленные награды. Оба офицера были повышены сразу на два звания и в дальнейшем занимали самые высокие посты. Беллинсгаузен дослужился до адмирала, получил множество орденов, в годы русско-турецкой войны командовал Гвардейским экипажем и в итоге стал военным генерал-губернатором Кронштадта.

Михаил Лазарев тоже дослужился до адмирала и 17 лет командовал Черноморским флотом - в то время главной морской силой России. После него ни один адмирал не занимал этот пост так долго.

Антарктида стала последним континентом, нанесенным на географическую карту мира. Ее масштабное изучение началось спустя почти век, когда технический прогресс позволил исследователям выживать в суровом полярном климате.

ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ:

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов.

Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида - материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны».

Так написал в 1947 г. американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд. В то время ученые только приступили к систематическому изучению шестого материка - самой загадочной и суровой области земного шара.

Окончательное, достоверное открытие Антарктиды датируется 1820 г. Раньше люди лишь предполагали, что она существует. Самые первые догадки возникли у участников португальской экспедиции 1501 - 1502 гг., в которой принял участие флорентийский путешественник Америго Веспуччи (его имя благодаря причудливому стечению обстоятельств впоследствии было увековечено в названии огромных материков). Но экспедиция не смогла продвинуться дальше острова Южная Георгия, лежащего довольно далеко от антарктического континента.

«Холод был так силен, что никто из нашей флотилии не мог переносить его», - свидетельствовал Веспуччи.

Но и он вынужден был ограничиться лишь предположением: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть...».

Он даже написал специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса».

Однако честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851).

Беллинсгаузен родился в 1778 г. на острове Сааремаа (ныне территория Эстонии) в Балтийском море, образование получил в Морском кадетском корпусе.

С раннего детства он мечтал о морских просторах. «Я родился среди моря, - писал он, - как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1803-1806 годах Беллинсгаузен принял участие в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под руководством Ивана Крузенштерна.

На десять лет моложе был Лазарев, совершивший за всю жизнь три кругосветных путешествия. В 1827 году он участвовал в Наваринском морском сражении против турок; позднее почти 20 лет командовал Черноморским флотом.

Среди учеников Лазарева были выдающиеся русские флотоводцы Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.

Судьба свела Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 году Морское министерство запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим, носившим имя «Мирный», - Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

16 июля 1819 г. экспедиция отправилась в плавание. Цель ее формулировалась кратко: открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Мореплавателям предписывалось исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова, открытые некогда Куком) и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».

Инструкция была написана «высоким штилем», но никто не знал, как ее удастся реализовать на деле. Однако удача сопутствовала «Востоку» и «Мирному». Был подробно описан остров Южная Георгия; установлено, что Земля Сандвича - не один остров, а целый архипелаг, и самый большой остров архипелага Беллинсгаузен назвал островом Кука. Первые предписания инструкции оказались выполнены.

Уже виднелись на горизонте бесконечные ледяные просторы; вдоль их кромки корабли продолжали путь с запада на восток. 27 января 1820 г. они пересекли Южный полярный круг и на следующий день подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктического материка.

Только более чем через 100 лет эти места снова посетили норвежские исследователи Антарктиды: они назвали их Берегом Принцессы Марты.

28 января Беллинсгаузен записал в своем дневнике: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте б9°21"28", долготе 2°14"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков».

Пройдя ещё две мили на юго-восток, экспедиция оказалась в «сплошных льдах»; вокруг простиралось «ледяное поле, усеянное буграми».

Корабль Лазарева находился в условиях гораздо лучшей видимости. Капитан наблюдал «матерый (т. е. очень мощный, сплошной) лед чрезвычайной высоты», и «простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Этот лёд и был частью ледяного щита Антарктиды. А 28 января 1820 г. вошло в историю как дата открытия Антарктического материка. Ещё два раза (2 и 17 февраля) «Восток» и «Мирный» близко подходили к берегам Антарктиды.

Инструкция предписывала «отыскивать неизвестные земли», но даже самые решительные из ее составителей не могли предвидеть столь поразительного ее выполнения.

В Южном полушарии приближалась зима. Сместившись к северу, корабли экспедиции бороздили воды Тихого океана в тропических и умеренных широтах.

Прошел год. «Восток» и «Мирный» снова направились к Антарктиде; трижды пересекали они Южный полярный круг. 22 января 1821 года глазам путешественников предстал неизвестный остров.

Беллинсгаузен назвал его островом Петра I - «высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота». 28 января - ровно год минул со дня исторического события - в безоблачную, солнечную погоду экипажи кораблей наблюдали гористый берег, простиравшийся к югу за пределы видимости.

На географических картах впервые появилась Земля Александра I. Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида - не просто гигантский ледяной массив, не «материк льда», как называл его в своем отчете Беллинсгаузен, а настоящий «земной» материк.

Впрочем, сам он ни разу не говорил об открытии материка. И дело тут не в чувстве ложной скромности: он понимал, что делать окончательные выводы можно, лишь «переступив за борт корабля», проведя исследования на берегу. Ни о размерах, ни об очертаниях континента Ф. Беллинсгаузен не мог составить даже приблизительного представления. На это потребовались многие десятилетия.

Завершая свою «одиссею», экспедиция подробно обследовала Южные Шетлендские острова, о которых прежде было известно лишь то, что англичанин В. Смит наблюдал их в 1818 г. Острова были описаны и нанесены на карту. Многие спутники Беллинсгаузена участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Поэтому в память об ее сражениях отдельные острова получили соответствующие названия: Бородино, Малоярославец, Смоленск, Березина, Лейпциг, Ватерлоо.

Однако впоследствии они были переименованы английскими мореплавателями, что представляется несправедливым. Между прочим, на Ватерлоо (современное название его - Кинг-Джордж) в 1968 г. основана самая северная советская научная станция в Антарктиде - Беллинсгаузен.

Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его составила почти 100 тыс. км (столько же получится, если два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору).

29 новых островов были нанесены на карту. Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран.

Кто из путешественников открыл Антарктиду? Ответ вы узнаете из этой статьи. Достоверное, окончательное ее открытие произошло в 1820 году. Именно этим годом начинается история Антарктиды. Сначала люди могли только предполагать, что этот материк существует.

Антарктида - наиболее высокий на Земле континент. Более 2 тыс. метров составляет средняя высота поверхности над уровнем моря Антарктиды. Четырех тысяч метров достигает она в центре материка.

Прежде чем рассказать о том, кто из путешественников открыл Антарктиду, скажем пару слов о мореплавателях, которые вплотную приблизились к этому великому открытию.

Первые догадки о существовании материка

У участников экспедиции, осуществленной Португалией в 1501-1502 годах, возникли первые догадки. принял участие в этом плавании. Этот флорентийский путешественник, благодаря весьма причудливому стечению различных обстоятельств, дал свое имя названию двух огромных материков. Однако вышеупомянутой экспедиции не удалось продвинуться дальше о. Южная Геогрия, который находится довольно далеко от Антарктиды. Веспуччи свидетельствовал о том, что холод был настолько силен, что путешественники не могли его переносить.

Издавна манила людей Антарктида. Путешественники предполагали, что здесь находится огромный материк. Джеймс Кук проник раньше других в антарктические воды. Он развенчал существовавший миф о том, что здесь расположена Неведомая Южная Земля огромных размеров. Однако этот мореплаватель вынужден был лишь предполагать, что возле полюса может находиться континент. Он считал, что его наличие доказывает множество ледяных островов, а также плавающих льдов.

Лазарев и Беллинсгаузен

Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Навсегда были вписаны два имени в историю Это Ф.Ф. Беллинсгаузен (годы жизни - 1778-1852) и М.П. Лазарев (1788-1851).

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен появился на свет в 1778 году. Он родился на расположенном в острове Сааремаа, принадлежащим сегодня Эстонии. Учился мореплаватель в Морском кадетском корпусе.

Беллинсгаузен мечтал с раннего детства о морских просторах. Он писал, что родился среди моря, поэтому, как рыба без воды, не может жить без него. Фаддей Фаддеевич в 1803-1806 годах принял участие в путешествии (первом кругосветном, совершенном русскими моряками) на корабле "Надежда", руководил которым Иван Крузенштерн.

Лазарев был на 10 лет моложе. Он совершил 3 за свою жизнь. Мореплаватель участвовал в 1827 году в Наваринском морском сражении, после чего в течение почти двадцати лет был командиром Черноморского флота. Среди учеников его были такие выдающиеся флотоводцы России, как Владимир Истомин, Павел Нахимов, Владимир Корнилов.

"Восток" и "Мирный"

Лазарева и Беллинсгаузена судьба свела в 1819 году. Тогда Морское министерство хотело снарядить экспедицию к Южному полушарию. Нелегкое путешествие предстояло осуществить двум кораблям, хорошо оборудованным. Командиром шлюпа "Восток" был назначен Беллинсгаузен. Лазарев руководил "Мирным". В честь этих кораблей много десятилетий спустя названы будут первые антарктические станции СССР.

Первые открытия

Экспедиция в 1819 году, 16 июля, начала плавание. Кратко следующим образом формулировалась ее цель: открытия вблизи Антарктического полюса. Предписывалось мореплавателям исследовать Землю Сандвича (сегодня это Южные которые некогда были обнаружены Куком), а также Южную Георгию, после чего изыскания продолжать до отдаленной широты, которую только можно будет достигнуть.

Удача сопутствовала "Мирному" и "Востоку". Был описан подробно остров Южная Георгия. Мореплаватели установили, что Земля Сандвича является целым архипелагом. Островом Кука Беллинсгаузен назвал самый большой остров этого архипелага. Оказались выполнены первые предписания полученной инструкции.

Открытие Антарктиды

На горизонте уже виднелись ледяные просторы. Корабли продолжили путь вдоль их кромки с запада на восток. В 1820 году, 27 января, экспедиция пересекла Южный полярный круг. А уже на следующий день ее участники вплотную подошли к Антарктическому материку, его ледяному барьеру. Лишь более чем 100 лет спустя эти места посетили вновь. На сей раз это были норвежские исследователи Антарктиды. Они дали им название Берег Принцессы Марты.

Беллинсгаузен 28 января записал в своем дневнике, что, продолжив двигаться на юг, экспедиция обнаружила в полдень льды, которые сквозь шедший снег представлялись в виде белых облаков. Мореплаватели, пройдя на юго-восток еще две мили, оказались уже "в сплошных льдах". Огромное поле, усеянное буграми, простиралось вокруг. Так Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.

В условиях намного лучшей видимости находился корабль Лазарева. Капитан судна наблюдал "лед чрезвычайной высоты", который простирался до горизонта. Он и был частью ледяного щита, который покрывал Антарктиду. А 28 января этого же года вошло в историю как дата, когда Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктический материк. Еще дважды (2 и 17 февраля) "Мирный" и "Восток" подходили близко к берегам Антарктиды. Согласно инструкции, следовало отыскать "неизвестные земли". Однако даже наиболее решительные из составителей этого документа не могли предвидеть такого успешного выполнения задания.

Повторное плавание к Антарктиде

Приближалась зима в Южном полушарии. Корабли, сместившись к северу, бороздили в умеренных и тропических широтах воды Тихого океана. Так прошел год. Затем "Мирный" и "Восток", командовали которыми Беллинсгаузен и Лазарев, направились к Антарктиде вновь. Они пересекали трижды Южный полярный круг.

Остров Петра I

Глазам путешественников в 1821 году, 22 января, предстал неизвестный остров. Он был назван Беллинсгаузеном островом 28 января, то есть ровно год с момента открытия Антарктиды, в солнечную, безоблачную погоду экипажи наблюдали гористый берег, который простирался за пределы видимости к югу.

Земля Александра I

Впервые на географических картах возникла Земля Александра I. Никаких сомнений больше не оставалось: Антарктида - это не просто ледяной массив, а настоящий материк. Беллинсгаузен, впрочем, не упоминал ни разу об открытии материка. Дело было отнюдь не в ложной скромности. Мореплаватель понимал, что можно делать окончательные выводы, лишь проведя необходимые исследования на берегу Антарктиды. Ни об очертаниях, ни о размерах континента он не мог составить даже приблизительного представления. Многие десятилетия ушли на исследавания.

Исследование Южных Шетлендских островов

Завершая "одиссею", мореплаватели исследовали подробно Южные Шетлендские острова. Прежде о них было известно только то, что В. Смит, англичанин, их наблюдал в 1818 году. Острова эти были нанесены на карту и описаны. В Отечественной войне 1812 года участвовали многие спутники Лазарева и Беллинсгаузена. Поэтому отдельные острова в память об ее сражениях получили следующие названия: Ватерлоо, Лейпциг, Березина, Смоленск, Малоярославец, Бородино. Однако в дальнейшем английские мореплаватели их переименовали, что представляется не совсем справедливым. На Ватерлоо, между прочим (Кинг-Джордж - современное его название), основана была в 1968 году наиболее северная научная станция СССР в Антарктиде под названием "Беллинсгаузен".

Возвращение в Кронштадт

В 1821 году, в конце января, Фаддей Фаддеевич направил на север корабли, изрядно потрепанные плаванием во льдах и штормами. 751 день продолжалось плавание русских кораблей. Протяженность путешествия составила примерно 100 тысяч километров (то есть столько, сколько получится, если обогнуть по экватору Землю два с четвертью раза). На карту были нанесены 29 новых островов. Так было положено начало освоения и изучения Антарктиды.

Вслед за русскими

Итак, Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Спустя две недели после того, как в 1820 году, 16 января, русская экспедиция, возглавляемая Лазаревым и Беллинсгаузеном, подошла к Антарктиде, Эдуард Бранцфильд, который двигался от Южных Шотландских островов к югу, увидел покрытый снегом высокий берег. Он был назван этим мореплавателем Землей Тринити (то есть Троицей). Исследователи Антарктиды увидели также две вершины гор. Это был Антарктический полуостров, северный его выступ, вытянувшийся на 1200 км в направлении Южной Америки. На Земле нет другого такого же длинного и узкого полуострова.

Антарктиду впервые после русских увидели моряки фирмы "Эндерби", двух зверобойных судов Англии, которые совершали под началом Джона Биско кругосветное путешествие. В 1831 году, в конце февраля, к гористой земле подошли эти суда. Она была принята ими за остров. Впоследствии земля эта определена была как выступ Восточной Антарктиды. Появились на карте названия гора Биско (самая высокая вершина на ней) и Земля Эндерби. Так Антарктиду открыл мореплаватель Джон Биско.

Этот путешественник в следующем году совершает еще одно открытие. Он встречает за несколько островов небольшой величины, за которыми находились горы Земли Грейама (так была названа им эта суша), которая продолжала Землю Александра I на восток. Собственным именем этого мореплавателя была названа цепочка небольших островов, хотя открытые им земли также считали долгое время после островами.

В последующее десятилетие плавания в Южном океане были открыты еще два-три "берега". Однако путешественники ни к одному из них не подходили.

В истории изучения Антарктиды особое место занимает экспедиция французов, возглавил которую Ж.С. Дюмон-Дюрвиль. В 1838 году, в январе, два его корабля ("Зеле" и "Астролябия") шли в Тихий океан из Атлантического, с юга огибая Америку. Исследователь ушел в поисках воды, свободной ото льда, далеко на юг, приблизившись к Антарктическому полуострову, северной его оконечности, которая была названа этим мореплавателем Землей Луи-Филиппа. Дюмон-Дюрвиль, выйдя в Тихий океан, свои суда направил в тропические воды. Однако от Тасмании затем повернул на юг и встретил на широте полярного круга ледяной берег, названный Землей Адели по имени своей жены. Это произошло в 1840 году, 20 января. Французы в этот же день высадились на остров. Можно сказать, что люди впервые в этот день вступили на землю Антарктиды, хотя это был все еще не материк, а только остров возле него.

Прочитав статью, вы узнали, в каком году открыли Антарктиду. Лишь в 1956 году, 5 января, на берег этого материка вступили первые российские исследователи. Это произошло, таким образом, через 136 лет после того, как Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен.

Отечественная война 1812 г., по своим последствиям, как отмечал В. Г. Белинский, была “... величайшим событием в истории России после царствования Петра Великого. Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе и не подозревала”

Победа над Наполеоном была, в частности, могучим толчком в развитии отечественного мореплавания и отечественной географии. Осознали свои силы и молодые морские офицеры, особенно участники первых кругосветных и полу кругосветных плаваний. Гаврила Андреевич Сарычев и Иван Федорович Крузенштерн пользовались непререкаемым авторитетом. Книгами Давыдова, Сарычева, Крузенштерна, Лисянского зачитывались. Рассказы о научных достижениях Коцебу и о подвигах Головнина передавались из уст в уста. Многие мечтали сделать какое-нибудь географическое открытие и дополнить вышедший в 1815 г. первый том “Атласа Южного моря” (Тихого океана), составленный Крузенштерном.

Помогло этим стремлениям совпадение некоторых исторических событий. Уже говорилось, что Петр Первый перед своей смертью сказал: “Огради отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусство и науки”.

Возможно, что Александр I после победы над Наполеоном вспомнил об этой мысли Петра и хотел мирными подвигами военных моряков умножить свою славу среди иностранцев, мнением которых он дорожил. Разница была, в частности, в том, что Петр, одержавший победы над турками,. шведами и персами, знал и географию, и мореходство, был создателем военного флота и морского образования в России. Александр I в морских делах, по его собственным словам, разбирался как “слепой в красках”.

В связи с этими стремлениями, проникшими в морскую среду в конце первой четверти XIX в., передовые русские моряки настояли на осуществлении величайшего географического предприятия, по своему размаху не имеющего себе равных в мировой истории.

В 1819 г. шлюпы “Восток” и “Мирный” под командой капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича

Лазарева вышли из Кронштадта в антарктические воды для поисков Южного материка. Одновременно шлюпы “Открытие” и “Благонамеренный”, под командованием капитан-лейтенантов Михаила Николаевича Васильева и Глеба Семеновича Шишмарева вышли из Кронштадта южным путем в арктические воды для изыскания Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический. В том же году шлюп “Новая Земля” под командой лейтенанта Андрея Петровича Лазарева вышел из Архангельска для исследования Новой Земли.

Четыре навигации подряд, с 1821 по 1824 год, лейтенант Федор Петрович Литке на бриге “Новая Земля” производил опись берегов Новой Земли,. Мурмана и полуострова Канина. Кроме того, в 1820 г. из Петербурга отправились еще две экспедиции: лейтенанта Петра Федоровича Анжу (1821-1823) и лейтенанта Фердинанда Петровича Врангеля (1821-1823), имевшие целью составление карт северного побережья Азии от устья Лены до Берингова пролива.

В 1821 г. мичман Василий Степанович Хромченко и “вольный мореход” Адольф Карлович Этолин на бриге “Головнин” и катере “Баранов” произвели опись восточных берегов Берингова моря. В 1822 г. Хромченко и Этолин на бриге “Головнин” продолжали свои исследования в том же районе.

Конечно, такой размах научных исследований не был случайным и не был делом Александра I или тогдашнего морского министра маркиза де-Траверсе - французского эмигранта. Это было дело передовых морских офицеров того времени, сумевших провести такие замечательные мероприятия. Следует отметить, что командиры отрядов и кораблей всех экспедиций, за. исключением М. Н. Васильева и А. П. Лазарева, до того участвовали в первых русских кругосветных плаваниях. Так, Беллинсгаузен принимал участие в кругосветном плавании на “Надежде” (1803-1Ј06), Лазарев совершил кругосветное плавание, командуя “Суворовым” (1813-1816), Шишмарев и Хромченко плавали на “Рюрике” (1815-1818), Литке, Врангель и Матюшкин участвовали в кругосветном плавании на “Камчатке” (1817-1819), Этолин на той же “Камчатке” перешел из Кронштадта в Русскую Америку (1817-1818).

В обширном плане исследований, проведенных русскими военными моряками в Северном Ледовитом океане в 1819-1824 гг., обращает на себя внимание различие мероприятий на крайнем востоке и на крайнем западе Русской Арктики. Действительно, на восток была послана специальная морская экспедиция из двух кораблей с задачей отыскать морской путь на Берингова пролива в Атлантический океан. На западе задачей А. П. Лазарева и главной задачей Литке было описание Новой Земли. Почему не были одновременно предприняты поиски пути из Атлантического океана в Тихий, непонятно.

Во время проведения этих великих географических предприятий не прекращались также и плавания в Русскую Америку и обратно. В 1819 г. из кругосветного плавания возвращались корабль “Кутузов” и военный шлюп “Камчатка”.

В этом же году из Кронштадта в Русскую Америку отправился корабль “Бородино”. В 1820 г. в такой же путь вышел корабль “Кутузов”, а в 1821 г. бриг “Рюрик”. В том же 1821 г. началось кругосветное плавание военного шлюпа “Аполлон”. Таким образом, в эти годы русский флаг развевался во многих районах Мирового океана.

Каждая экспедиция этого географического предприятия в той или иной степени обогатила науку, но наибольшую славу приобрела экспедиция Беллинсгаузена-Лазарева, ознаменовавшаяся величайшим географическим открытием XIX в. - открытием шестого материка - Антарктиды.

Корабли для экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева были выбраны из недавно построенных в Петербурге судов обычных типов. Шлюпом “Восток”, водоизмещением 900 т, командовал Беллинсгаузен, шлюпом “Мирный”, водоизмещением 530 т,-Лазарев. Это судно было переделано из обыкновенного транспорта “Ладога”. Шлюпы отличались один от другого не только.по водоизмещению: “Восток” был значительно быстроходнее, но зато по прочности корпуса и удобствам для личного состава “Мирный”, построенный по проекту замечательного русского корабельного инженера И. В. Курепанова, значительно превосходил “Восток”.

Экспедиции в Артику и в Антарктику во всех отношениях были хорошо ^подготовлены и снабжены. Инструкции для них писали такие замечательные

мореплаватели, как Г. А. Сарычев, И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу. Однако “Восток” и “Открытие” были однотипными кораблями и сильно отличались, особенно по скорости хода, от также однотипных кораблей “Мирного” и “Благонамеренного”. Между тем “Восток” был соединен с “Мирным” и послан в Антарктику, а “Открытие” с “Благонамеренным” - в Арктику. По этому поводу М. П. Лазарев своему другу А. А. Шестакову писал:

“Но для чего посланы были суда, которые всегда должны держаться вместе, а между прочим такое неравенство в ходе, что один должен беспрестанно нести все лисели и через то нагруждать рангоут, пока сопутник его несет паруса весьма малые и дожидается? Эту загадку предоставляю самому отгадать, а я не знаю”

Личный состав экспедиции был подобран из добровольцев и, как это подчеркивал участник экспедиции профессор Иван Михайлович Симонов, хотя некоторые офицеры и носили иностранные фамилии, но “будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут быть названы иностранцами”

Всего в плавание отправилось на “Востоке” 111 человек и на “Мирном” 70 человек.

4 июля 1819 г. “Восток” и “Мирный” вышли из Кронштадта и, зайдя в Копенгаген, 29 июля стали на якорь в Портсмуте. В тот же день туда пришли шлюпы “Открытие” и “Благонамеренный”. В Портсмуте в это время также находился шлюп “Камчатка”, возвращавшийся из кругосветного плавания. Во время стоянки шлюпов в Портсмуте туда заходил корабль “Кутузов”, также возвращавшийся из кругосветного плавания.

Закупив инструменты, карты и книги, шлюпы 26 августа вышли из Портсмута, налились водой на острове Тенерифе и 2 ноября прибыли в Рио-де-Жанейро, где в это время уже стояли шлюпы “Открытие” и “Благонамеренный”. 22 ноября все четыре русских корабля оставили Рио-де-Жанейро:

“Восток” и “Мирный” пошли в антарктические воды, “Открытие” и “Благонамеренный” - к мысу Доброй Надежды для дальнейшего следования в северную часть Тихого океана.

15 декабря “Восток” и “Мирный” были у острова Южная Георгия, бегло осмотренного Куком. Здесь начались географические открытия, и на карте появились имена участников экспедиции. Так, на Южной Георгии появились мысы Парядина (в честь штурмана с “Востока” Якова Парядина), Демидова (в честь мичмана с “Востока” Дмитрия Алексеевича Демидова), Куприянова (в честь мичмана с “Мирного” Ивана Антоновича Куприянова), залив Новосильского (в честь мичмана с “Мирного” Павла Михайловича Новосильского), а вблизи Южной Георгии остров Анненкова (в честь лейтенанта с “Мирного” Михаила Дмитриевича Анненкова).

20 декабря на 55° 13" ю. ш. впервые показались льды. Затем были открыты острова Лескова (в честь лейтенанта с “Востока” Аркадия Сергеевича Лескова), Торсона (в честь лейтенанта с “Востока” Константина Петровича Торсона; после того как Торсон как декабрист был сослан на каторгу, остров Торсона был переименован в Высокий) и Завадовского (в честь капитан-лейтенанта с “Востока” Ивана Ивановича Завадовского).

Все эти острова принадлежат к группе, названной именем Траверсе.

Далее шлюпы направились к Земле Сандвича, названной так Куком. Эта земля оказалась группой небольших островов, которые Кук принял за мысы большой земли. Один из этих островов был назван именем Кука, а вся группа - Южными Сандвичевыми островами. В таком сохранении старых названий сказалось обычное для русских уважение к их предшественникам.

Продолжая плыть все далее на юг, “Восток” и “Мирный” 16 января 1820 г. на 69° 22" ю. ш. и 2°15" з. д. подошли к покрытым “бугристыми” льдами берегам Антарктиды. В первый раз люди видели эти берега, но подойти к ним было невозможно, льды преграждали путь. Русские моряки добросовестно отметили все признаки земли, но ничего больше не стали утверждать. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усумниться - земля ли это или льды, ее окружающие. Так скромно в летопись великих открытий вошла новая дата 16 января (по ст. ст.) - день, когда русские открыли Антарктиду-шестой материк земного шара. 21 января и 5 февраля “Восток” и “Мирный” опять наблюдали всевозможные признаки близости земли и снова видели ледяной барьер. Шлюпы опять подходили почти вплотную к Антарктиде.

Берег, увиденный Беллинсгаузеном 16 января 1820 г., сейчас называется Землей кронпринцессы Марты. К этой земле в марте 1948 г. подходила советская китобойная флотилия “Слава” и при очень хорошей видимости с точки, в которой приблизительно находился Беллинсгаузен 21 января 1820 г., убедилась, что описание бугристых льдов, приведенное Беллинсгаузеном, вполне соответствует действительности.

Между тем приближалась антарктическая зима. Продолжая следовать на восток, 4 марта 1820 г. корабли направились для ремонта, отдыха и пополнения запасов в Порт-Джексон (Сидней). 8 марта на 59° ю. ш. и 89° в. д. шлюпы намеренно пошли в Сидней раздельно: Беллинсгаузен на 2 1/2° севернее пути капитана Джемса Кука, а Лазарев -на 2 1/2° южнее пути капитана Фюрно - командира второго судна экспедиции Кука. Такие курсы были выбраны для обследования тогда почти еще не известного района Мирового океана, в частности для отыскания Компанейского острова, нанесенного на старых картах около 49 1/2° ю. ш. и 143°04" в. д. Не найдя на своем пути никаких островов, “Восток” пришел в Сидней 30 марта, а “Мирный” - 7 апреля. Об этом переходе М. П. Лазарев написал А. А. Шестакову следующее: “После сего путь наш направлен был к порту Джексону, куда и прибыл я 7 апреля после 138-дневного плавания, в продолжение которого не лишились мы ни одного человека, но не имели больных и даже никаких признаков скорбута (цынга). Каково ныне русачки наши ходят!”

Уже 8 мая, произведя на шлюпах некоторые исправления и пополнив запасы продовольствия, Беллинсгаузен и Лазарев вышли в море для исследований в тропической части Тихого океана, как это и предполагалось инструкцией.

В проливе Кука, разделяющем Южный и Северный острова Новой Зеландии, шлюпы зашли в залив Королевы Шарлотты и простояли тамс28мая по 31 июня. Отсюда шлюпы направились к острову Опаро, или Рапа, открытому в 1791 г. английским мореплавателем Ванкувером. Уточнив его координаты, шлюпы взяли курс к архипелагу Туамоту и здесь 8 июля открыли и нанесли на карту последовательно острова: Моллера (в честь контр-адмирала, державшего свой флаг на фрегате, которым командовал Беллинсгаузен), Аракчеева, Волконского, Барклая-де-Толли, Нихиру (так называли этот остров туземцы), Ермолова, Кутузова-Смоленского, Раевского, Остен-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Витгенштейна, Грейга. Кроме того, были уточнены координаты островов Паллисера.

Беллинсгаузен пишет: “Вся сия гряда коральных островов, начиная от острова графа Аракчеева до острова Крузенштерна, описана и приведена в известность российскими мореплавателями; в числе сих островов хотя находятся четыре острова Пализера (Паллисера) и хотя они обретены капитаном Куком, но как после описаны лейтенантом Коцебу и нами и определено их настоящее протяжение и вид, то я почитаю приличным всю гряду назвать островами Россиян”

22 июля шлюпы стали на якорь в бухте Матаваи острова Таити. Здесь запаслись свежей провизией, проверили хронометры и 27 июля вышли в море. В дальнейшем было уточнено положение острова Крузенштерна, названного так Коцебу вовремя его плавания на “Рюрике” (26 апреля 1816г.), и показано, что остров Рюрика, названный также Коцебу, является островом 1-м Паллисера, получившим это наименование от Кука.

Далее были открыты и положены на карту острова: Лазарева (в честь М. П. Лазарева), Восток, великого князя Александра, Оно, Михайлова (в честь художника экспедиции Павла Николаевича Михайлова) и Симонова. 9 сентября “Восток”, а 10 сентября “Мирный” вернулись в Сидней.

Во время стоянки в Сиднее на “Востоке” был укорочен рангоут, проверены хронометры и пополнены запасы провизии.

17 ноября шлюпы подходили к острову Маккуори, на который для осмотра съезжал капитан-лейтенант Завадовский. Вскоре после отхода от острова Маккуори на “Востоке” почувствовали два сильных удара, как будто бы шлюп коснулся мели. Однако измеренная глубина оказалась больше 60 сажен. Шлюп “Мирный” в это время был на траверзе. Лейтенант Анненков, посланный на шлюпке Лазаревым, донес Беллинсгаузену, что “Мирный” тоже почувствовал два сильных удара, но когда стали измерять глубину, то пятидесяти саженей лотлиня нехватало, чтобы достать до дна. Такое совпадение ударов убедило Беллинсгаузена, что дело не в том, что суда натолкнулись на мель или на спящего кита, а в происшедшем в этом районе моретрясении. А сколько таких случаев вводило в заблуждение одиночные суда, плававшие в этих сейсмических районах Мирового океана?

18 и 19 ноября шлюпы опять подошли к Маккуори, для того чтобы получить от проживавших на острове промышленников цельную шкуру морского слона для Петербургского музея.

Промышленники рассказали, что на острове также почувствовали два удара от землетрясения.

От Маккуори шлюпы взяли курс на юг, и 28 ноября на 62°18" ю. ш. увидели впервые в эту навигацию айсберги (Беллинсгаузен называл их “льдяными островами”).

29 ноября “Восток” подошел к одному из таких островов и послал на него шлюпки, чтобы нарубить льда. Лед рубили “от плавающих кусков, а потому был солоноват, но как лежал в мешках, то вся соленая вода стекала”

Плавание становилось иногда очень тяжелым. Вот некоторые записи Беллинсгаузена:

“2 декабря... В 7 часов вдруг ветер задул от юга с порывом, пошел снег и сделалась такая великая мрачность, что едва на 30 сажен можно было видеть... Чрез каждые полчаса я производил выстрел... но мы ответа (от “Мирного”) не слыхали... по условию нашему мы должны были, в случае разлуки, искать друг друга в том месте, где последний раз виделись, по сим причинам я поворотил на другой галс... Шлюп “Мирный” при перемене ветра со снегом остался на одном месте в дрейфе на разные галсы... идучи контр-галсом, мы соединились... в сие время настала мрачность и пошел снег, а вскоре за сим последовала буря. Порывы ветра набегали ужасные, волны подымались в горы, и подветренные их стороны были особенно" круты... волны быстро неслись, море покрылось пеною, воздух наполнился” водяными частицами, срываемыми ветром с вершины валов, и брызги сии, смешиваясь с несущимся снегом, производили чрезвычайную мрачность...

“3 декабря... буря свирепствовала с жесточайшими порывами... снег мелкий и крупный несло горизонтально; паруса и стоячий такелаж покрыты были льдом толщиною до двух дюймов. Ежеминутно при сильном движении шлюпа падали сверху куски льда; лед сей нарастал от несущихся по воздуху водяных капель и снега, которые, приставая к твердому телу, от мороза в 3° превращались в лед”.

Несмотря на трудности плавания среди льдов и ледяных гор, шлюпы упорно шли на восток, при каждой возможности устремляясь к югу и отворачивая на север только в случае подхода к непроходимым ледяным полям.

10 января 1821 г. ознаменовалось двумя событиями: шлюпы в этот день достигли крайней южной точки своего плавания - 69°21"42" ю. ш., 92°38"7" з. д. и на 68°57" ю. ш. и 90°46" з. д. открыли остров Петра I (названный так Беллинсгаузеном) длиной девять с половиной миль, шириной четыре с половиной мили, высотой, по измерению Лазарева, 3 961 фут (по современной карте 68°50" ю. ш., 90°30" з. д., высота 3800 футов). Из-за окружавшего остров льда подойти к нему не удалось. 17 января была открыта Земля Александра I. До сих пор не выяснено, является ли она островом или полуостровом, соединенным с материком перешейком, покрытым вечными льдами. Сам Беллинсгаузен назвал эту землю берегом и записал - так: “Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего”

Далее шлюпы направились к Новой Шетландии, о случайном открытии которой в 1819 г. капитаном английского купеческого брига Вильямом Смитом, посчитавшим, что Новая Шетландия является выступом предполагаемого Южного материка, Беллинсгаузен уже знал.

“Восток” и “Мирный” убедились, что эта земля представляет собой лишь архипелаг и назвали его Южно-Шетландскими островами. И опять на карте появились русские названия, напоминающие о славных битвах русских с Наполеоном: острова Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерло. Кроме того, к юго-востоку от острова Малый Ярославец был открыт остров Тейля, названный в честь русского посла в Бразилии. Небольшой остров, лежащий на юго-восток от Ватерло, был назван Камень Рлены.

Во время дальнейшего плавания на северо-восток последовательно были открыты острова: Три брата, Рожнова (в честь контр-адмирала, под начальством которого служил Беллинсгаузен), Мордвинова (в честь адмирала Мордвинова), Михайлова (в честь капитан-командора - друга Беллинсгаузена), Шишкова (в честь вице-адмирала Шишкова).

Некоторые из этих островов участники экспедиции посетили лично для более подробного их осмотра и сбора коллекций.

30 января, из-за непригодности шлюпа “Восток” к дальнейшему плаванию в высоких широтах, Беллинсгаузен повернул в Россию.

3 февраля шлюпы пересекли меридиан Петербурга, завершив, таким образом, плавание вокруг света.

27 февраля шлюпы стали на якорь в Рио-де-Жанейро. Здесь были сделаны кое-какие исправления и закуплена провизия. Оставив Рио-де-Жанейро 23 апреля и зайдя по пути в Лиссабон и Копенгаген, шлюпы 24 июля 1S21 г., потеряв за это плавание только двух человек, вернулись в Кронштадт. За время плавания, продолжавшегося 751 день, шлюпы под парусами находились 527 дней, на якоре-224 дня.

Беллинсгаузен по возвращении был произведен в капитаны 1-го ранга и через два месяца в капитан-командоры. Лазарев также через чин: был произведен в капитаны 2-го ранга. Награды получили и другие участники экспедиции.

О существовании большого Южного материка давно высказывались разного рода догадки и предположения. В поисках этого материка за 50 лет до экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева самый знаменитый из английских мореплавателей Джеме Кук совершил в 1772-1775 гг. кругосветное плавание в высоких южных широтах. “Я обошел, - писал Кук, - южный океан на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо. отверг возможность существования здесь материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания...

Положен конец дальнейшим поискам Южного материка, который на протяжении двух столетий неизменно привлекал внимание некоторых морских держав...”

К этому Кук прибавил: “... я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы..

Замечательно, что технические средства, бывшие в распоряжении Беллинсгаузена и Лазарева, были такие же, а корабли, даже несколько хуже, чем те, на которых плавал Кук. Тем не менее русские моряки превзошли прославленных английских моряков. Подвиг Беллинсгаузена-Лазарева вызвал восхищение не только у русских, но и у иностранцев. Так, знаток полярных стран, немецкий географ Петерманн в 1867 г. писал, что в мировой географической литературе заслуги русской антарктической экспедиции оценены недостаточно. Он особенно подчеркивал бесстрашие Беллинсгаузена, с которым тот пошел против господствовавшего в течение 50 лет мнения Кука: “имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба и Магеллана, с именами людей, не отступавших перед воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, шедших самостоятельным путем, и потому разрушавших преграды к открытиям, которыми обозначаются эпохи”

До последнего времени экспедицию, открывшую Антарктиду, называли - экспедицией Беллинсгаузена. Сейчас мы называем ее экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева. Справедливо ли это? Не умаляем ли мы этим славу одного из искуснейших мореплавателей и крупнейших ученых нашей страны Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена? Не является ли это данью нашего уважения к Михаилу Петровичу Лазареву, единственному из наших военных моряков парусного флота, три раза ходившему вокруг света командиру корабля, фактическому создателю Черноморского военного флота, создателю “лазаревской школы”, воспитавшей таких замечательных адмиралов, как Корнилов, Нахимов, Истомин и другие?

Нет, это не так. Плавание в высоких южных широтах, в то время совершенно неизведанных, было делом очень трудным и опасным. Вот почему для экспедиции Кука были предназначены два корабля - “Резолюшн” под командой Кука и “Адвенчур” под командой капитана Фюрно. Вот почему в экспедицию Беллинсгаузена-Лазарева также были посланы два шлюпа- “Восток” и “Мирный”. Предполагалось, что в случае несчастия с одним из кораблей другой окажет необходимую помощь. Естественно, что при совместном плавании корабли чувствовали себя увереннее и могли решаться на более смелые предприятия. Что же получилось у Кука?

Его корабли, выйдя из Англии 13 июля 1772 г., 22 ноября того же года покинули мыс Доброй Надежды и отправились на поиски Южного материка. 8 февраля 1773 г. корабли разлучились. Вот что записал в своем дневнике Джеме Кук: “... не представляю себе, каким образом могло это произойти. Капитан Фюрно имел от меня предписание, которое требовало, чтобы в подобном случае “Адвенчур” крейсировал в том месте, где был потерян из виду “Резолюшн”

Два дня Кук напрасно искал Фюрно, а затем продолжал плавание в одиночестве. Кук встретился с Фюрно только 18 мая 1773 г. на Новой Зеландии. Дальнейшее совместное плавание продолжалось лишь в тропической части Тихого океана. 30 октября перед самым походом в южные воды, “Резолюшн” и “Адвенчур” окончательно разлучились, и Кук завершил свое кругосветное плавание в высоких широтах южного полушария опять в одиночестве. Всего в высоких южных широтах совместное плавание Кука и Фюрно охватило только 40° по долготе.

Полную противоположность представляло плавание Беллинсгаузена и Лазарева. Фактически они ни разу не разлучались. Исключение представляет лишь небольшой отрезок пути с 5 до 29 марта 1820 г., когда “Восток” и “Мирный” пошли к Австралии, согласно договоренности, параллельными курсами для полного осмотра района предполагаемых земель к юго-западу от Австралии.

“Восток” и “Мирный” по своим мореходным качествам сильно отличались друг от друга. “Восток” был быстроходнее и хорошо слушался руля, но плохо держался на волне. “Мирный” был значительно тихоходнее, плохо слушался руля, но хорошо держался на волне. Для того чтобы не разлучаться, “Востоку” надо было все время уменьшать паруса, в то время как “Мирному” приходилось даже во время свежей погоды, рискуя парусами, нести полную парусность.

Чтобы избежать разлуки, на кораблях была разработана целая система сигналов, применяемых при плохой видимости: пушечные выстрелы, ракеты, фальшфейеры, огни. Связи кораблей между собой очень помогла сигнализация, незадолго до экспедиции предложенная капитан-лейтенантом А. И. Бутаковым. Сигнализация эта состояла из флагов, привязанных к фалам, пропущенным через особые шкивы. Сигналы поднимались на бизань-рее. Надо удивляться непревзойденному искусству как Беллинсгаузена, так, в особенности, Лазарева, не терявших один другого из виду во время плавания среди непрестанных штормов, туманов и льдов.

В связи с плаваниями “Востока” и “Мирного” надо отметить некоторые особенности ветрового режима в антарктических водах.

В непрерывном широтном кольце океанических вод, охватывающем Антарктиду, господствуют ветры западных направлений, создающие морское течение с запада на восток. Таким образом, корабли, совершающие кругосветное плавание в кольце океанических вод с запада на восток, плывут и с попутными ветрами, и с попутным течением, т. е. в благоприятных условиях. Однако у самых берегов Антарктиды господствуют уже не западные, а восточные ветры, создающие течения с востока на запад.

Таким образом, парусный корабль, огибающий Антарктиду с запада на восток, как это делали “Восток” и “Мирный”, удаляясь от материка, попадает в благоприятные для своего плавания условия. Но как только этот корабль приближается к Антарктиде, он переходит в неблагоприятные условия для плавания (против ветров и течений) и потому вынужден отворачивать от материка. Таким образом, ветровой режим антарктических вод благоприятен для кругосветного плавания парусного судна с запада на восток, но не благоприятен для приближения во время такого плавания к берегам Антарктиды. Отсюда понятно, какие трудности приходилось преодолевать “Востоку” и “Мирному” во время их попыток приблизиться к Антарктиде. Во время плавания Беллинсгаузена и Лазарева отмеченные особенности ветрового режима антарктических вод не были еще объяснены. Однако вот что отметил Беллинсгаузен: “... ветры же всегда по мере приближения к югу были восточные, почему, чтобы увеличить наше плавание по долготе, я снова пошел при восточном ветре к N, чтобы получить западные ветры и снова сделал покушение к югу”.

Уже отмечалось, что Лисянский на “Неве” совершил безостановочный переход под парусами из Макао вокруг мыса Доброй Надежды в Портсмут за 142 дня. Переход этот был совершен все же в тропических и умеренных широтах. А вот Беллинсгаузен и Лазарев во время своего кругосветного плавания совершили два безостановочных перехода: первый от Рио-де-Жанейро до Сиднея за 130 дней (Лазарев тот же переход сделал за 138 дней) и второй - от Сиднея до Рио-де-Жанейро за 120 дней. В общей сложности “Восток” и “Мирный” 100 дней шли среди льдов, ни разу не разлучаясь. Только тот, кто плавал на парусных кораблях, только тот, кто плавал среди полярных льдов, может по-настоящему оценить подвиг этих двух замечательных моряков русского флота. Можно смело утверждать, что если бы Лазарев поступил так же, как поступил Фюрно, экспедиция не достигла бы своих блестящих результатов. Вот почему эту экспедицию мы и называем экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева.

Невольно вспоминаются слова Н. В. Гоголя, вложенные им в уста Тараса Бульбы, говорившего запорожцам: “Хочется мне вам сказать, Панове, что такое есть наше товарищество... Отец любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не бывало таких товарищей”.

Подвиги наших моряков во многом как раз и объяснялись высокоразвитым чувством товарищества, взаимной поддержкой, особенно важными именно на море и в мирное и военное время, необходимыми каждодневно, каждочасно. Чувство товарищества, господствовавшее на “Востоке” и “Мирном”, сделало то, что Беллинсгаузен и Лазарев плавали в южном полушарии 535 дней, южнее 60-й параллели-122 дня, причем за этой параллелью пересекли 242° по долготе, во льдах плавали 100 дней, переходили за южный полярный круг шесть раз. А Кук, хотя и провел в южном полушарии 1 003 дня, однако южнее 60-й параллели плавал только 75 дней, причем за этой параллелью пересек только 125° по долготе, во льдах был 80 дней и переходил за южный полярный круг всего три раза.

Чувство товарищества, господствовавшее на “Востоке” и “Мирном”, проявлялось и в других отношениях. Так, командиры, офицеры и матросы часто посещали друг друга не только на якорных стоянках, но и в море вовремя безветрия, и такие посещения считались большим удовольствием. Нигде не встречаются указания на какие-либо нелады среди личного состава шлюпов.

Плавание “Востока” и “Мирного” замечательно и своими научными результатами. Прежде всего оно отличается очень точным определением не только географических координат во время якорных стоянок, но и координат шлюпов в море. В качестве примера можно указать, что долгота мыса Русских (ныне мыс Киррибили) в Сиднее была определена из 455 лунных расстояний, измеренных Беллинсгаузеном, Завадовским и Парядиным, 288-Лазаревым, 390-Торсоном, 40-Лесковым, 126-Куприяновым, а всего из 1 299 лунных расстояний!

Широты и долготы весьма тщательно определялись и во время самого плавания. Так, например, 26 января 1820 г. для определения долготы места на “Востоке” и “Мирном” было измерено 464 лунных расстояния. Словом, во все время плавания на обоих шлюпах не было упущено ни одной возможности для точного определения места кораблей, а ведь это основа для исследования любых явлений в природе. Точность астрономических наблюдений на шлюпах объяснялась также и тем, что еще в Англии каждый из офицеров экспедиции купил себе секстан и во время плавания в Атлантическом океане офицеры соревновались в точности взятия высот светил и лунных расстояний.

При всякой возможности шлюпы определяли также магнитное склонение.

Во время якорных стоянок определялись высоты прилива и его прикладные часы. Кроме того, с большой точностью определялась высота гор. Так, например, Кук определил высоту вулкана Эгмонт на Северном острове Новой Зеландии в 12 199 футов, его спутник Форстер - в 14 760 футов, а Лазарев только в 8232 фута. По современным данным, высота этого вулкана равна 8 260 футам.

Чрезвычайно интересны метеорологические наблюдения “Востока” и “Мирного”, во-первых, по их тщательности, во-вторых, потому, что они охватывают пояс высоких южных широт южного полушария, в-третьих, потому, что они производились одними и теми же людьми, с помощью одних и тех же приборов. Долгое время эти наблюдения в сущности были единственными для познания метеорологических процессов в антарктических районах земного шара.

Исключительную ценность представляют ледовые наблюдения экспедиции. Во время этих наблюдений записывались количество и расположение усмотренных айсбергов, ледяных гор и ледяных полей, измерялась высота ледяных гор (наибольшая высота оказалась равной почти 400 футам над уровнем моря) и даже подсчитывались объемы встреченных ледяных полей и гор. Кроме описания льдов, Беллинсгаузен ставил и некоторые опыты. Так, 5 февраля 1820 г. он вывесил на одной высоте две жестянки - одну с пресной водой, другую - с морской. К следующему утру вода в обеих жестянках замерзла, но “лед от пресной воды был много плотнее, а лед соленой воды, хотя той же толщины, но рухлее и состоял из горизонтальных, плоских и тонких слоев, из которых верхние слои уже присоединились один к другому, а по мере отдаленности книзу были рухлее, так что нижние слои еще не соединились... Таковой опыт, вопреки многим писателям, доказывает, что из соленой воды составляется лед так же, как и из пресной, для сего нужно несколько градусов более мороза”.

Во время безветрия производились некоторые океанологические наблюдения, в частности измерялась температура и удельный вес морской воды на глубинах. Для доставания образцов воды употреблялся специальный прибор (батометр), сделанный на “Востоке”. Это был цилиндр с клапанами на обоих концах, которые при опускании на глубину были открыты, а при подъеме цилиндра закрывались. На этом принципе построены и современные батометры. Таким образом, получали образцы воды с глубин до 220 сажен.

Для определения относительной прозрачности морской воды применялся прием, которым уже пользовался Коцебу - отмечалась глубина, на которой скрывалась из виду белая тарелка.

Для изучения морских течений, помимо обычного приема сличения обсервованных и счислимых мест, во время безветрия спускали шлюпку с большим грузом на тросе длиной до 50 сажен.

Очень тщательно описывались все случаи свечения моря. Для лова светящихся морских организмов с кормы на ходу опускался в море мешок, сделанный из флагдуха, пропускавшего воду. Это был прообраз современных планктонных сеток.

Весьма любопытны высказывания Беллинсгаузена о происхождении коралловых островов, существенно дополнившие сделанные ранее замечания по этому поводу Коцебу.

Экспедиция привезла с собой громадные коллекции животных, растений, утвари, одежды и оружия местных жителей и собрала много всякого рода этнографических сведений.

Особого внимания заслуживают сделанные художником Михайловым зарисовки. Это рисунки посещенных мест, виды берегов с моря, зарисовки встреченных айсбергов и ледяных гор. На шлюпах не было натуралистов, и потому рисунки птиц и морских животных, выполненные Михайловым с особой тщательностью, позволили уточнить впоследствии роды и виды собранных экспедицией представителей фауны и флоры.

Результаты самых разнообразных наблюдений и исследований экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева позволяют говорить, что она занимает блистательное место не только среди антарктических экспедиций, но и среди других экспедиций по исследованию Мирового океана.

В 1831 г. было напечатано сочинение Беллинсгаузена “Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820, 1821 годов, совершенное на шлюпах “Восток” и “Мирный”, с приложением атласа.

В 1949 г. это сочинение было переиздано Географгизом с некоторыми сокращениями. Последний по времени перевод этого сочинения за границей вышел в 1945 году.

Кроме того, были напечатаны сочинения других участников экспедиции: И. М. Симонова “Слово о успехах плавания шлюпов “Востока” и “Мирного” около света и особенно в Южном Ледовитом море в 1819, 1820 и 1821 годах”, 1822; “Южный полюс”, из записок бывшего морского офицера, 1853. Автор этой брошюры впоследствии был установлен. Он оказался П. М. Новосильским, мичманом, плававшим на шлюпе “Мирный”

Читайте также: