Оценка расходов на социальную защиту на предприятии. Расходы бюджета на социальное обеспечение и социальную защиту населения. Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Соц защита – составляющая соц гарантий населения, кот должны обеспечиваться гос-вом в рыночных усл-иях в соотв-вии с принципами соц пол-ки.

Особенностью соц защиты явл-ся ее адресная направленность, т.е. соц помощь должна предоставляться тем гражданам и в таких объемах, в кот они нуждаются.

Осн виды соц обеспечения и соц защиты населения:

1. пенсионное обеспечение 2. льготы ветеранам войны и труда

3. соц страхование 4. помощь семьям с детьми

5. прочие виды соц помощи

6. пенсии военнослужащим и представителям органов внуртенних дел

Осн источником фин-ия соц защиты явл. соц, благотворительные и бюдж. фонды.

Расходы бюджетов на соц защиту и соц обеспечение включают:

Выплату пенсий и помощи

Льготы ветеранам войны и труда

Помощь семьям с детьми

Пенсии военнослужащим и лицам командирского и рядового состава, представителям органов внутренних дел

Расходы на детские учреждения – интернаты

Расходы на приемники для несовершеннолетних

Расходы на программы соц защиты для несовершеннолетних

Расходы на дома-интернаты для престарелых и инвалидов

Ср-ва бюджета, передаваемые в фонд Украины по соц защите инвалидов

Расходы на молодежные программы

Расходы на прочие учреждения и мероприятия в отрасли соц политики

Расходы на соц защиту и соц обеспечение финансируются со всех бюджетов.

Фонд защиты инвалидов формируется за счет взносов предприятий, организаций, учреждений, бюджетных ср-в, добровольных взносов юр и ф л.

Расходы за счет фонда соц защиты инвалидов направляются на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, финансирование мероприятий по соц-струовой и профессиональной реабилитации инвалидов и прочие цели, связаннее с соц защитой инвалидов.

Соц защитой охватываются участники ликвидации последствий на ЧАЭС и потерпевшие в результате Чернобыльской катастрофы.

Инвалидам предоставляются след льготы:

Бесплатное предоставление лекарств по рецептам

Бесплатное внеочередное зубопротезирование

Предоставление бесплатных санитарно-курортных путевок 1 раз в год

Ежегодное мед обслуживание и лечение в специализированных больницах

Выплата работающим инвалидам помощи по временной нетрудоспособности

Внеочередное обеспечение жил площадью

Льготы по кварт плате и компенсация платы за коммун. услуги в опр объеме

Бесплатное обеспечение автомобилем инвалидов 1 группы

Бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта на территории У

Бесплатный проезд 1 раз в год до любого населенного пункта У и обратно


Получение бес-% займа на индивидуальное жилищное строительство

Поступление вне конкурса в гос высшие учреждения, проф училища с обязательным предоставлением общежития, гарантированной выплатой стипендии

Внеочередное установление телефона со скидкой в оплате

Компенсация гражданам, проживающим на тер-ии радиоактивного заражения

Доплата гражданам, работающим на терр-ии У, подверженным радоактивному облучению

Доп пенсии за ущерб, нанесенный здоровью

Ежемес компенсации семьям за потерю кормильца

Прочие компенсации и льготы

Льготы для ветеранов труда и лиц пожилого возраста:

Пользование ведомственными поликлиниками после выхода на пенсию

Первоочередное зубопротезирование

Преимущественное право на обеспечение санаторно- курортного лечения

Ежегодное мед обследование и диспансеризация

Первоочередное обслуживание в лечебно-профилактич учреждениях и аптеках

Премущественное право на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества

Первоочередное право вступления в садоводческие копроративы

Первоочередной ремонт домов и квартир и обеспечение их топливом

Предоставление жилищной субсидии

Внеочередное установление телефона

Внеочередное бесплатное обеспечение автомобилем с ручным управлением

Бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта на территории У.

Для лиц, имеющих заслуги перед Родиной, установлен особый перечень льготи помощи(герой Сов Союза, полные кавалеры Ордена Славы, герои У):

Бесплатное обеспечение лекарствами и доставка их домой

Первоочередное бесплатное зубопротезирование

Первоочередное бесплатное личное и членов семьи их семей обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов

Внеочередная личная бесплатная госпитализация

Получение бесплатных путевок в санатории и дома отдыха 1 раз в год

Освобождение от кварт платы, оплаты за коммун услуги

Освобождение от оплаты за услуги формирования документов на право собственности на квартиру при ее приватизации

Первоочередной отпуск местных строй материалов на строительство индивидуальных жил домов

Бесплатное пользование городским транспортом

Бесплатный проезд 1 раз в год ж/д транспортом

Внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта

Преимущественное право остаться на работе при сокращении численности п/п

Бесплатное обучение и переобучение новым профессиям

Освобождение от уплаты налогов (кроме, НДС, акциза и ввозной пошлины)

Бесплатное погребение с воинскими почестями

Выплата жене и детям в возрасте до 18 лет разовой помощи в размере, установленном закон-вом

Прочие льготы

Гос органы соц защиты назначают и выплачивают след виды помощи семьям с детьми:

1. по беременности и родам

2. женщинам, уволенным с работы в связи с ликвидацией п/п

3. разовую помощь при рождении ребенка неработающим родителям

4. помощь по уходу за ребенком до достижения им 3х-летнего возраста

5. помощь по уходу за ребенком-инвалидом

6. помощь на детей одиноким матерям

7. помощь на детей военнослужащих срочной службы

8. временную помощь на несовершеннолетних детей, родители кот укланяются от уплаты алиментов.

Гос помощь семьям с детьми может осущ-ся за счет фонда соц страх, пенсионного фонда У, проч внебюджетных и благотворительных фондов, ср-в гос и местных бюджетов и прочих источников в порядке, опр-ом законом.

  • 5.Роль бюджета государства в распределении ввп.
  • 7.Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России.
  • 8.Государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 9.Бюджетное устройство Российской Федерации.
  • 10.Порядок расчета расходов на содержание больниц.
  • 11.Бюджетная система рф, ее структура и характеристика.
  • 12. Характеристика участников бюджетного процесса.
  • 2. Финансовые и налоговые органы.
  • 5. Главные распорядители бюджетных средств.
  • 13.Бюджетный федерализм и его развитие в рф.
  • 14. Сводное финансовое планирование.
  • 16.Межбюджетные отношения в рф.
  • 17.Бюджетный процесс, его содержание.
  • 18.Основные этапы развития бюдж-х отношений в России.
  • 19. Расходные обязательства бюджетов разных уровней.
  • 21.Бюджетная классификация, ее значение и содержание.
  • 25.Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии страны.
  • 26.Методы и формы организации расходов бюджетной системы.
  • 27.Порядок составления проекта федерального бюджета.
  • 29. Порядок рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.
  • 30.Реформирование бюджетного процесса в рф.
  • 31.Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 32.Финансирование жилищно – коммунального хозяйства.
  • 33.Порядок исполнения федерального бюджета.
  • 34.Доходы и расходы местных бюджетов.
  • 35.Бюджетный профицит и механизм его распределения.
  • 36.Основы планирования доходов бюджетной системы.
  • 37.Государственный и муниципальный долг и его структура. Управление государственным и муниципальным долгом.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.
  • Расходы на мероприятия по социальной защите населения
  • 39.Межбюджетные трансферты, их виды и условие предоставления.
  • 40.Расходы бюджетной системы на государственное управление.
  • 41.Бюджетные кредиты, их содержание и порядок предоставления.
  • 42.Состав, финансирование и порядок расчета расходов на содержание общеобразовательных школ.
  • 43.Характеристика налоговой системы рф.
  • 44.Расходы бюджетной системы и их классификация. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на органы власти.
  • 45.Бюджетное финансирование отраслей экономики в рф.
  • 46.Доходы бюджетной системы и их классификация.
  • 47.Программно - целевые методы бюджетного планирования. Бюджетирование ориентированное на результат (бор).
  • 48.Казначейская система исполнения бюджета. (см лекции – исполнение бюджета)
  • 49.Реформирование бюджетной сферы в рф.
  • 50.Перспективное финансовое планирование.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

    Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

    Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд форми­руется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассиг­нований из республиканского бюджета Российской Федерации.

    2. Фонд социального страхования РФ, Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособ­ности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.Источниками формирования Фонда социального страхова­ния являются:

    Страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности % от величины начисленной оплаты труда;

    Ассигнования из регионального бюджета РФ;

    Добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

    3. Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной по­литики занятости населения.

    Бюджетные ассигнования - один из важных источников пе­речисленных социальных фондов. Бюджетные средства посту­пают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан.

    Из федерального бюджета финансируются:

    Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенси­онному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соот­ветствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

    Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на соци­альную защиту населения, проходит через региональные и мест­ные бюджеты. Эти средства используются:

    На строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

    На обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

    На их обучение и трудовое устройство;

    Оказание им санаторно-курортной помощи;

    Социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

    На проведение молодежной политики и др.

    Расходы на мероприятия по социальной защите населения

    Система социального об­служивания населения, предоставляет населению - престаре­лым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

    Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

    Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд про­грамм, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законо­дательные акты о социальных стандартах, в соответствии с кото­рыми каждому жителю предоставляется гарантированный мини­мальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.При этом главными должны стать мероприятия по поддерж­ке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и терри­ториальными органами власти и местного самоуправления.

    Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

    Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

    Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

    Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

    Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

    Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

    Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.



    Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

    Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

    Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

    Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

    При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

    При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

    Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

    Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

    С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемый путем уплаты социального налога всеми юридическими лицами и физическими лицами, занимающими предпринимательской деятельностью.

    Кроме того, работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

    Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

    Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), которые размещают средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

    Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

    Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

    Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

    1) выплаты по больничным листам;

    2) пособие по уходу за ребенком;

    3) пособие по беременности и родам;

    4) пособие на похороны;

    5) расходы по приобретению путевок в санатории.

    В Республике Казахстан система социального страхования осуществляется на основе Закона РК от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании». Основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

    Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

    Во-первых, экономическими. К ним относятся:

    Угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

    Угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

    Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

    Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

    Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.

    В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.

    Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

    В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты.

    Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

    второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

    третий уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

    Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

    Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

    Основными принципами обязательного социального страхования являются:

    1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

    2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

    3) обязательность участия в системе социального страхования;

    4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;

    5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

    6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

    Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

    При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

    Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

    Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

    Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

    ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее - СОСС).

    Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

    1) на случай утраты трудоспособности - со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;

    2) на случай потери кормильца - с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

    3) на случай потери работы - со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;

    4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами - с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;

    5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

    6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

    В случае рождения двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка отдельно.

    При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер - не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

    С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

    В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин - участников СОСС.

    Размер социальных выплат из системы обязательного социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.

    В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам - 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком - 8 998,8 млн тенге (43,9%).

    Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике.

    Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

    Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита - это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.

    Развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы очень актуальны для всех стран мира. Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество проблем, особенно в переходный период.

    Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе. Своевременное решение всех этих проблем должно стать залогом успешного развития страны в будущем.

    Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

    Целью социальной защиты должна быть помощь бедным, чтобы они не теряли социальной полноценности, не втягивались в "ловушки бедности" и не шли на уголовные преступления от отчаяния. В развитых странах с рыночной экономикой социальная защита является неотъемлемой частью общей системы стимулов. Для полноценного развития страны необходима прозрачная конкуренция, которая поднимает наверх самых трудолюбивых и способных. Однако нищета и отчаяние не могут быть единственной альтернативой успеха, атома все цивилизованные страны создали своеобразные "предохранительные механизмы", которые поддерживают людей с временными материальными или иными трудностями.

    При этом требование возврата к активной жизни (для избежания иждивенчества) всегда является основным требованием поддержки общественным средства.

    между тем в Украине современная система социальной защиты является своеобразным гибридом, который состоит из старой системы стимулов советской номенклатуры (льгот) и надстройки, созданной уже во времена независимости для защиты действительно нуждающихся граждан от негатива переходного процесса (адресная социальная помощь).

    Как показывает практика, в каждом государстве составляющие социальной защиты могут существенно отличаться по составу и объему социальных выплат, трансфертов, субвенций. Эти характеристики отличаются также в той же стране в разные периоды. То есть социальная защита - категория очень динамичная и подвижная. Она непосредственно связана с социальной политикой государства. В то же время, не смотря на то, что в европейских странах сложились различные системы социальной защиты, они вполне сопоставимы по уровню своего развития.

    В таких странах как Ирландия, Великобритания, Скандинавские страны, Португалия применяется универсальный подход, при котором системы социальной защиты включают в себя все организационно-правовые формы предоставления социальных выплат и услуг населению. В эти системы входит не только социальное страхование во всех его видах, но и программы по обеспечению минимального дохода, которые обеспечивают удовлетворение базовых потребностей беднейших слоев населения. Такие пособия не требуют от человека предварительной уплаты взносов, а выполняются местными органами власти за счет налогов или трансфертов из централизованных бюджетов

    Системы социальной защиты в странах ЕС имеют долгую историю и сформировались в современном виде довольно давно. На нынешнем этапе важнейшая задача в области развития систем социальной защиты состоит в необходимости приспособления его к изменениям и потребностям современного общества. Одним из направлений является организация защиты от новых рисков, возникающих на рынке труда, связанные с демографическими процессами, социальной интеграцией/дезинтеграцией и занятостью. Почти во всех странах предоставляются социальные пособия в связи с бедностью, которые обычно объединяет общее название "программа по обеспечению минимального дохода". При этом функционируют различные программы, как общие и дополнительные, так и специальные. Например, в Германии Закон о социальной помощи предусматривает два ее вида: пособие на жизнь и помощь по социальным мотивам. Примеры развития программ по обеспечению минимального дохода наглядно показывают, что дело заключается не только в том, чтобы выплачивать социальные пособия, а и в том, чтобы помочь людям интегрироваться в общество.

    Следует также заметить, что при организации социальной помощи, как правило, применяется многоуровневый принцип, когда часть пособий предусмотрена национальными стандартами, а часть - имеет дополнительный характер. Так, например, в таких дополнительных пособий, которые обеспечивают минимальный доход, относятся: в Австрии - жилищная помощь и медицинское страхование; в Бельгии - возмещение необходимых расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, медицинским обслуживанием, также применяются разовые выплаты; В Дании - жилая помощь, стипендия для студентов; в Финляндии - жилая помощь, высоко возмездные услуги по охране здоровья, возмещение расходов, связанных с пребыванием детей в дневных детских учреждениях; во Франции - жилая помощь, бесплатная медицинская помощь; в Германии

    Жилая помощь, медицинское страхование и возмещение других расходов, связанных с болезнями, помощь на образование, помощь в экстренных случаях; в Ирландии - жилищная помощь, помощь на одежду и обувь для школьников, обеспечения необходимыми предметами домашнего обихода и топливом; в Люксембурге и в Нидерландах - жилая помощь, бесплатное медицинское страхование; в Португалии - жилая помощь, оплата медицинских услуг для некоторых категорий граждан, гранты на обучение, субсидии на проезд на общественном транспорте; в Испании - экстренная социальная помощь (оплата жилья, мебели, предметов домашнего обихода и бытовой техники); в Швеции - жилищная помощь, помощь для родителей-одиночек; в Великобритании - жилая помощь, бесплатная стоматология, субсидии на очки, обеспечения молоком и витаминами детей младше 5 лет и беременных женщин, бесплатное школьное питание, помощь в оплате услуг на погребение, возмещение оплаты отопления пенсионерам, инвалидам и семьям с ребенком до 5 лет, местные налоговые помощи.

    Анализ применения термина "социальная защита" свидетельствует, что он применяется в широком, узком, специальном и дополнительном значениях.

    В широком смысле социальная защита составляет содержание социальной функции государства и представляет собой систему экономических, юридических, организационных мероприятий по обеспечению основных социальных прав человека и гражданина в государстве. В таком случае речь идет о все меры государства, направленные на обеспечение ее социальной функции. В этом аспекте элементы социальной защиты присущие различным сферам общественных отношений, в которых реализуются социальные права граждан, - сферам применения труда, социального страхования, социальной помощи, здравоохранения, образования, жилищной политики.

    В узком смысле понимание социальной защиты представляет собой собственно социально-защитную деятельность государства по обеспечению населения от негативных последствий социальных рисков.

    в Частности, в литературе система социальной защиты населения признается системой более высокого порядка, включающая в себя в качестве составной части систему социального обеспечения, а государственное социальное обеспечение рассматривается как гарантия социальной защиты населения.

    В Конституции социальная защита понимается как система мер по защите населения от социальных рисков. Именно такой смысл заложен в статью 46, где установлен "право граждан на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом". По смыслу статьи и учитывая социальные риски, обеспечение которых предусмотрено в ней, право на социальную защиту вроде права на социальное обеспечение. Однако и организационно-правовая система, которая создана в Украине для обеспечения населения от социальных рисков, ни по своему составу, ни по своей сути не дает оснований применять к ней термин "социальное обеспечение".

    В Украине заложены правовые и институциональные основы новой системы социальной защиты. Эта система характеризуется следующими чертами.

    Во-первых, в Конституции Украины провозглашено право граждан на социальную защиту и установлены государственные гарантии его осуществления.

    Во-вторых, создано многочисленное социально-защитное законодательство (срок "законодательство" в данном случае применяется нами в широком смысле), которым предусматривается юридический механизм предоставления населению социальных денежных выплат и социальных услуг в определенных случаях, которые по международно-правовой практикой получили название "социальных рисков".

    в-третьих, хотя в этой системе пока не имеет единого правового акта, который закрепил бы общие принципы именно социальной защиты, все же существующий системный характер актов, регулирующих отношения в сфере социальной защиты, и их функциональное группирование, направлено на защиту населения от негативных последствий наступления социальных рисков.

    в-четвертых, в институциональном плане национальная система социальной защиты включает в себя: I) все организационно-финансово-правовые формы, через которые непосредственно осуществляются социальные выплаты и предоставляются социальные услуги отдельным гражданам в случае наступления социальных рисков, это - социальное страхование, финансирование за счет налогов, государственная социальная помощь, негосударственное социальное обеспечение; 2) непрямые (косвенные) меры социальной защиты, которые приобретают все более широкого применения.

    в-пятых, в Украине создана такая структура социальной защиты:

    А. Государственная социальная защита

    И. Общая система социальной защиты:

    1) общеобязательное государственное социальное страхование;

    2) государственная социальная помощь.

    П. Специальный социальная защита. III. Дополнительную социальную защиту.

    Б. Негосударственное социальное обеспечение

    1) негосударственное пенсионное обеспечение;

    2) негосударственные социальные услуги.

    Таким образом, защита возможно определить как систему юридических, экономических, финансовых и организационных средств и мер в государстве по защите населения от неблагоприятных последствий социальных рисков.

    Обобщая, следует подчеркнуть два основных положения, касающиеся системы социальной защиты: во-первых, роль государства как главного организатора системы социальной защиты населения; во-вторых, - феномен социального риска как основание, что выделяет социальную защиту от других способов материального обеспечения граждан.

    в настоящее время осуществление права на социальную защиту в Украине организовано в нескольких формах, которые различаются по таким признакам, как 1) круг лиц, подлежащих обеспечению; 2) источники и способы финансирования; 3) виды, условия и размеры обеспечения; 4) органы, предоставляющие обеспечение.

    Организационно-правовая форма социальной защиты - это объединенная общими принципами и методами осуществления совокупность юридических, финансовых, организационных средств социальной защиты отдельных категорий населения.

    защита - это государственная поддержка слоев населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня, то есть меры, включающие предоставление правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (наиболее уязвимым слоям населения), а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения; комплекс законодательно закрепленных гарантий, противодействующих дестабилизирующим жизненным факторам (инфляция, спад производства, экономический кризис, безработица и тому подобное). Основные элементы системы социальной защиты.

    установление допустимых параметров жизни;

    защита населения от роста цен и товарного дефицита:

    решение проблемы безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовка кадров;

    пенсионное обеспечение;

    социальные трансферты;

    социальное обслуживание;

    предоставление необходимой медицинской помощи и тому подобное.

    Основной организационно-правовой формой в системе социальной защиты выступает общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов владельцем или уполномоченным им органом (далее - работодатель), гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом.

    Социальную защиту включает право на обеспечение граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также по старости и в других случаях, предусмотренных законом .

    Если сравнивать социальную защиту с социальным обеспечением, то социальную защиту является более широким понятием. Схематично соотношение между социальной защитой, социальным обеспечением и социальной помощью изображен на рис.9.1.

    Рис.9.1. Составляющие социальной политики . К активным относится социальная помощь, которая заключается в том, чтобы помочь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, уберечься от нищеты, чтобы не оказаться на обочине общества. Пассивные меры включают: социальное страхование, лечение и профилактику болезней, повышения уровня образования и квалификации, которые направлены на предотвращение ситуаций, которые грозят благосостоянию человека.

    В последние десятилетия при оценке уровня развития национальной экономики на первый план стали выходить социальные индикаторы: уровень занятости и безработицы, динамика реальной заработной платы, уровень жизни населения. Социальный климат становится определяющим при создании экономической атмосферы. Вообще, формирование социально-ориентированной экономики - цель любых трансформаций, и в том числе на региональном и местном уровнях. Финансирование социальных мероприятий - главная статья расходов бюджетов любой страны, когда еще не установлено стабильных структурных экономических пропорций и сфера финансирования социальных расходов является наиболее нерегулируемой, а также в период обострения кризисных явлений в социально-экономической сфере.

    Расходы на социальную сферу составляют в Украине около 18 % ВВП, однако основная тяжесть социальных расходов лежит сегодня на бюджетах регионов и их местных структур, из которых финансируется примерно 80 % всей социальной сферы.

    Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение:

    а) выплата пенсий военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей, пенсий военнослужащим и лицам начальственного и рядового состава органов внутренних дел, другим лицам, определенным законом; уплата в Пенсионный фонд Украины страховых взносов за отдельные категории лиц, предусмотренные законом; выплату доплат, надбавок, повышений к пенсиям, дополнительных пенсий, пенсий за особые заслуги перед Украиной, установленных законом;

    б) государственные программы социальной помощи (денежная помощь беженцам; компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия из социальной защиты инвалидов, в том числе программы и мероприятия Фонда социальной защиты инвалидов; возмещение убытков, причиненных гражданам; мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины, и размещением иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся на территории Украины; ежегодная разовая денежная помощь ветеранам войны и жертвам нацистских преследований; пожизненные государственные стипендии; средства, передаваемые в фонды общеобязательного государственного социального страхования; программы социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, государственная социальная помощь лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам, другие виды целевого пособия, установленные законом);

    в) государственная поддержка общественных организаций инвалидов и ветеранов, которые имеют статус всеукраинских;

    г) государственные программы и мероприятия относительно детей, молодые, женщин, семьи;

    г) государственная поддержка молодежных и детских общественных организаций на выполнение программ и мероприятий относительно детей, молодые, женщин, семьи утвержденным Кабинетом Министров Украины;

    д) программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;

    обеспечение функционирования всеукраинских, государственных, межрегиональных профессиональной реабилитации инвалидов и государственных центров социальной реабилитации детей-инвалидов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

    е) другие программы в области социальной защиты и социального обеспечения, обеспечивающие выполнение общегосударственных функций, согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министром Украины;

    Расходы на социальную защиту населения и социальное обеспечение включают:

    государственные специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей, пенсии военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, пенсии, предназначенные за другими пенсионными программами);

    Государственные программы социальной помощи (денежная помощь беженцам; компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия из социальной защиты инвалидов в том числе программы и мероприятия Фонда Украины социальной защиты инвалидов: мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины; ежегодная разовая денежная помощь ветеранам Великой Отечественной войны; пожизненная стипендия для участников боевых действий; средства, передаваемые в Фонд социального страхования на случай безработицы; частичное покрытия затрат на выплату задолженности с регрессивных исков шахтеров);

    Государственную поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов, имеющих статус всеукраинских;

    Государственные программы и мероприятия относительно детей, молодые, женщин, семьи;

    Государственную поддержку молодежных общественных организаций на выполнения общегосударственных программ и мероприятий относительно детей, молодые, женщин, семьи;

    Государственные программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан.

    Осуществление местных программ социальной защиты населения происходит на основе решений органов местного самоуправления. Их финансирование производится за счет средств местных бюджетов.

    Относительно расходов на социальную сферу можно сказать следующее: они занимают ведущее место в расходах бюджетов Украины всех уровней. Из всех расходов на социально-культурные мероприятия около трети занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения. Вообще, социальная защита и социальное обеспечение - самая большая расходная статья Государственного бюджета Украины, которая по объему опережает здравоохранение, образование и расходы на экономическую деятельность. На протяжении 2009-2012 годов объем годовых расходов на социальную защиту и социальное обеспечение составил в среднем 58454 млн. грн. или 28,6% общей суммы расходов Государственного бюджета Украины. Если анализировать динамику расходов на социальную защиту и социальное обеспечение государственного бюджета в абсолютном выражении, то наблюдается их рост в 2010-2011 году. Объем расходов Государственного бюджета Украины на социальную защиту составил в 2010 году 63311 млн. грн. что на 11794млн. грн. больше по сравнению с 2009 годом, в 2011 году - 63540 млн. грн., что больше на 12023 млн. грн. по сравнению с 2009 годом, и 229 млн. грн. чем в 2010 году. Уменьшение расходов на социальную защиту и социальное обеспечение произошло в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 8092 млн. грн., но по сравнению с 2009 годом выросли на 3931 млн. грн. (рис. 9.2).

    Рис 9.2. Динамика расходов на социальную защиту и социальное обеспечение из Государственного бюджета Украины

    Однако, несмотря на значительный объем социальных расходов, качество социальных услуг и других мер социальной защиты в Украине до сих пор остается относительно низкой по сравнению с другими странами, а социальные потребности наиболее уязвимых категорий населения не удовлетворяются в достаточной степени.

    Среди основных проблем в сфере социальной защиты населения Украины, которые требуют немедленного решения, можно выделить следующие:

    Чрезвычайно высокий уровень участия государства в сфере социальной защиты, чрезвычайно слабое участие в ее функционировании населения; чрезвычайно стремительный рост стоимости услуг, которые предоставляют учреждения здравоохранения, образования, культуры, что не соответствует их качеству;

    Неэффективность бюджетного управления имеющимися финансовыми ресурсами как главными распорядителями, так и отдельными социальными учреждениями; недостаточность средств для финансирования мероприятий в сфере социальной защиты населения.

    С целью решения рассмотренных проблем, разработана Общегосударственная программа преодоления и предотвращения бедности на 2010-2015 годы, которая предусматривает:

    Внедрение системы раннего выявления лиц и семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

    Модернизацию системы социального обслуживания;

    Предоставление льготы в объеме, достаточном для обеспечения нормальной жизнедеятельности лица (семьи);

    Содействие развитию молодежных инициатив в трудовой сфере, переподготовки и повышения квалификации молодежи, ее профориентации, предотвращения негативных проявлений в молодежной среде;

    создание правовых, экономических и социальных условий для функционирования и укрепления семьи, улучшения демографической ситуации, обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в украинском обществе.

    Основными приоритетными направлениями реформирования и совершенствования механизма системы управления социальной защитой населения в Украине являются:

    внедрение комплекса мер по радикальной модернизации действующей пенсионной системы, обеспечение перехода от бюджетного к страховому принципу финансирования значительной части расходов на социальную защиту;

    пересмотр системы критериев и оснований, по которым гражданам предоставляют льготы и назначают социальные выплаты;

    повышение эффективности выполнения международно-правовых обязательств в сфере совершенствования государственной системы социальной защиты; обеспечение прозрачности и координации во время финансирования всех государственных программ социальной направленности. Следовательно, в условиях социально-рыночной трансформации государство должно выступить социальным амортизатором преобразований и одновременно проводить активную социальную политику на новых, адекватных рыночным требованиям началах, учитывая положительные и отрицательные моменты внедрения тех или иных элементов социальной политики в развитых странах всеобщего благосостояния.

    Стабильное экономическое развитие страны невозможно без формирования социально обеспеченного общества. Сочетание проблем развития рыночных отношений с усилением внимания к социальным вопросам создает необходимые предпосылки для экономического оздоровления, стабильного положения человека на протяжении всей трудовой деятельности и после ее завершения. В конце концов, экономический рост и повышение народного благосостояния - взаимосвязанные процессы.

    Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

    Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

    Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

    Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

    Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.

    Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

    Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

    Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.

    Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

    Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

    Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

    Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

    При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

    При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

    Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

    Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

    С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный накопительный пенсионный фонд и Государственный центр по выплате пенсий.

    Государственный накопительный пенсионный фонд формируется путем перечисления работодателями ежемесячно в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

    В Казахстане продолжается действие солидарной пенсионной системы для пенсионеров, вышедших на пенсию до 1998 года, или имевших к этому времени песионный стаж. Для финансирования их пенсионного обеспечения средства перечисляются из Республиканского бюджета в Государственный накопительный пенсионный фонд и, далее – центр по выплате пенсий. В принципе, источником таких средств является социальный налог, но его поступлений недостаточно для покрытия расходов пенсионных программ и для полного их финансирования привлекаются другие виды доходов государственного бюджета. Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственные накопительные пенсионные фонды по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

    Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим управление пенсионными активами , которые размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

    Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста – мужчины 63 года, женщины – 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.

    Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.

    Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчете 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.

    Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следственных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).

    Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.

    Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

    Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

    Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

    1) выплаты по больничным листам;

    2) пособие по уходу за ребенком;

    3) пособие по беременности и родам;

    4) пособие на похороны;

    5) расходы по приобретению путевок в санатории.

    Финансирование по данному направлению осуществляется: за счет средств хозяйствующих субъектов – работодателей – пункты 1, 3, 5, за счет местных бюджетов – пункты 2, 4.

    Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшими членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном законом.

    В Законе Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999г. регулируются отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на его получение. Специальное государственное пособие – денежная выплата нуждающимся в социальной защите и предоставляемая независимо от других видов пособий.

    Они осуществляют за счет средств республиканского бюджета. Специальные государственные пособия входят в систему государственного социального обеспечения и назначаются в кратном размере от месячного расчётного показателя. В число получателей этого пособия включены:

    инвалиды Великой Отечественной войны;

    инвалиды 1, 2, 3 групп;

    лица, награждённым орденами и медалями за воинские и трудовые свершения, участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

    семьи погибших, умерших, пропавших без вести военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, жёны (мужья) инвалидов войны и приравненных к ним;

    дети- инвалиды до 6 лет;

    многодетные матери, награждённые специальными наградами и званиями;

    многодетные семьи, имеющие 4-х и более детей;

    В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», выплачивается денежное пособие лицам, имевшим установленный стаж работы на указанных работах. Это пособие является компенсацией работникам, имевшим ранее право на льготный, по времени, выход на пенсию, которое отменено новым пенсионным законодательством. Выплата данного пособия осуществляется за счет средств республиканского бюджета в кратном размере месячного расчетного показателя. При достижении пенсионного возраста получателю пособия предоставляется право выбора между получением пособия или назначением пенсии из Государственного центра по выплате пенсий в соответствии с пенсионным законодательством.

    В системе социальной защиты населения выделяется:

    1.Социальная помощь, выплаты по ней включают:

    а) пособие семьям, имеющих детей, назначаемое с учетом совокупного дохода семьи (на детей в возрасте до 18 лет);

    б) пособие семьям военнослужащих срочной службы, имеющих детей;

    в) пособие семьям, имеющих детей инвалидов;

    г) пособие на ВИЧ-инфицированных детей или взрослых;

    д) временное пособие на детей, чьи отцы уклоняются от уплаты алиментов;

    е) пособие безработным матерям, имеющих 4-х и более детей в возрасте до 7 лет.

    2. Жилищные пособия , назначаемые с учетом совокупного дохода семьи.

    3. Система льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, топлива, транспорта, медицинского обслуживания ветеранам войны и труда, малообеспеченных пенсионеров. 4. Пособия и услуги по уходу за пожилыми людьми, инвалидами и др. группами населения с низкими доходами.

    5. Материальная помощь безработным.

    6. Пособия для казахов, возвращающихся на этническую родину.

    7. Учреждения для престарелых, инвалидов и душевнобольных.

    С 1999 г. отменены пособия по безработице и введена материальная помощь безработным. Законодательством Республики Казахстан определено, что программы занятости финансируются из местных бюджетов. Государственная социальная защита от безработицы включает следующие мероприятия:

    1)оказание содействия в трудоустройстве;

    2) профессиональная подготовка повышения квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

    3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

    4)оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан.

    Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.

    Государственные социальные пособия (на рождение ребенка, погребение, семьям, имеющим детей, жилищная помощь малообеспеченным семьям (гражданам), материальная помощь безработным) выплачивается из средств местных бюджетов.

    Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются:

    1)пострадавшим от экологических катастроф, бедствий, ядерных испытаний;

    1) жертвам массовых политических репрессий, многодетным матерям, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.

    Хозяйствующие субъекты, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

    Читайте также: