Символика архитектуры зиккуратов. Зиккураты в древней месопотамии. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов Бог луны нанны в уре

Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в Xviii - XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича - сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича - сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три - четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.


Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.


В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было "Жилищем Бога", который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.


Одним из самых известных и больших зиккуратов месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в уре - древнем городе, известном как "Ур Халдеев", или " Ур халдейский". По преданию, уроженцем ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н. э.

Пик могущества ура приходится на 2112-2015 года до н. э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь урнамму как великий строитель прославился. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем ура был бог луны нанна (вавилоняне называли его Сином. В его честь царь урнамму на рубеже Xxii - XXI веков до н. э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д. Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н. э. . они повествовали о том, что башня, заложенная царем урнамму и его сыном шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он собой трехступенчатую пирамиду представлял. Основа его была сложена из кирпича - сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей ура. Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2, 5 м. нижний ярус имеет в основании размеры 60 x 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога луны нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей о высоком искусстве шумерских строителей свидетельствует.

И в самом деле, зиккурат в уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича - сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич - сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия явно лишними были. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется "Фартук". Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил "Гигпарку" от завала ветвей. "Гигпарку" представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине луны. Он располагался у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание заваленным ветвями оказалось? Деревья могли расти и в самом гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых "Висячих Садов" Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Лишь в том случае, если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота "Горы Бога", на вершине которой стоял храм нанна, превышала 53 м. во времена царя набонида зиккурат был перестроен, вместо трех - он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.

Состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.

Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.

Исторический обзор

Сооружения в виде больших возвышающихся платформ стали возводить в Месопотамии еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Об их предназначении ничего достоверно не известно. По одной из версий, такие искусственные возвышения использовались для того, чтобы сохранять наиболее ценное имущество, в том числе священные реликвии, во время разлива рек.

С течением времени архитектурные технологии совершенствовались. Если ступенчатые строения ранних шумеров были двухъярусными, то зиккурат в Вавилоне имел целых семь уровней. Внутренняя часть таких сооружений делалась из высушенных на солнце строительных блоков. Для внешней облицовки использовался обожженный кирпич.

Последние зиккураты Месопотамии были построены в шестом столетии до нашей эры. Это были наиболее впечатляющие архитектурные сооружения своего времени. Они поражали современников не только размерами, но и богатством наружного оформления. Не случайно же построенный в этот период зиккурат Этеменанки стал прообразом упомянутой в Библии Вавилонской башни.

Предназначение зиккуратов

Во многих культурах жилищем высших сил считались вершины гор. Общеизвестно, что, например, боги Древней Греции обитали на Олимпе. У шумеров, вероятно, было схожее мировоззрение. Таким образом, зиккурат - это рукотворная гора, которая создавалась для того, чтобы богам было где поселиться. Ведь в пустыне Междуречья не было естественных возвышенностей такой высоты.

На вершине зиккурата находилось святилище. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Священнослужители были наиболее уважаемым и влиятельным сословием шумерского общества.

Зиккурат в Уре

Недалеко от современного иракского города Насирия находятся остатки наиболее хорошо сохранившегося сооружения древней Месопотамии. Это зиккурат, построенный в 21-м веке до нашей эры правителем Ур-Намму. Грандиозное здание имело основание 64 на 45 метров, возвышалось более чем на 30 м и состояло из трех уровней. На вершине располагалось святилище бога луны Нанна, который считался покровителем города.

К шестому веку до нашей эры здание сильно обветшало и частично разрушилось. Но последний правитель Второго Набонид распорядился восстановить зиккурат в Уре. Его подвергся значительным изменениям - вместо изначальных трех было построено семь ярусов.

Остатки зиккурата были впервые описаны европейскими учеными в начале 19 века. Масштабные археологические раскопки были проведены специалистами Британского музея в период с 1922 по 1934 годы. Во время правления Саддама Хусейна был реконструирован фасад и ведущая на вершину лестница.

Самый известный зиккурат

Одним из грандиознейших архитектурных сооружений в истории человечества является Вавилонская башня. Размеры постройки были столь впечатляющими, что родилась легенда, согласно которой вавилоняне хотели с ее помощью достать до неба.

В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что Вавилонская башня - не вымысел, а реально существовавший зиккурат Этеменанки. Его высота составляла 91 метр. Подобное здание выглядело бы внушительно даже по сегодняшним меркам. Ведь оно было в три раза выше, чем привычные нам панельные девятиэтажки.

Когда именно был воздвигнут зиккурат в Вавилоне, неизвестно. Упоминания о нем содержатся в клинописных источниках, датированных вторым тысячелетием до нашей эры. В 689 году до нашей эры ассирийский правитель Синаххериб разрушил Вавилон и находившийся там зиккурат. Спустя 88 лет город был восстановлен. Этеменанки также был заново отстроен Навуходоносором II - правителем Нововавилонского царства.

Окончательно зиккурат был разрушен в 331 году до нашей эры по приказу Александра Македонского. Снос здания должен был стать первым этапом его масштабной реконструкции, но смерть полководца помешала осуществлению этих планов.

Внешний вид Вавилонской башни

Древние книги и современные раскопки позволили достаточно точно реконструировать облик легендарного зиккурата. Это было строение с квадратным основанием. Длина каждой из его сторон, как и высота, составляла 91,5 метра. Этеменанки состоял из семи ярусов, каждый из которых был окрашен в свой цвет.

Чтобы подняться к вершине зиккурата, нужно было вначале взойти по одной из трех центральных лестниц. Но это только половина пути. По словам древнегреческого историка Геродота, взойдя по большой лестнице, можно было отдохнуть перед дальнейшим подъемом. Для этого были оборудованы специальные места, защищенные навесами от палящего солнца. Ступеньки для дальнейшего восхождения опоясывали стены верхних уровней зиккурата. На вершине стоял просторный храм, посвященный Мардуку - богу-покровителю Вавилона.

Этеменанки славился не только невероятными для своего времени размерами, но и богатством внешнего убранства. По распоряжению в качестве отделочных материалов для стен Вавилонской башни использовалось золото, серебро, медь, камни различных цветов, эмалированный кирпич, а также пихта и сосна.

Первый снизу ярус зиккурата был черным, второй - белоснежным, третий был окрашен в пурпурный цвет, четвертый - в синий, пятый - в красный, шестой был покрыт серебром, а седьмой - золотом.

Религиозное значение

Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука. Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.

В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.

Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным".

Символика архитектуры зиккуратов

Любое высокое здание ассоциируется со стремлением человека стать ближе к небу. А строения ступенчатой формы напоминает лестницу, ведущую наверх. Таким образом, зиккурат в первую очередь символизирует связующее звено между небесным миром божеств и живущими на земле людьми. Но, помимо общего для всех высотных сооружений смысла, у изобретенной древними шумерами архитектурной формы есть и другие уникальные особенности.

На современных картинках, изображающих зиккураты, мы видим их с верхнего или бокового ракурса. Но жители Месопотамии смотрели на них, находясь у подножия этих величественных строений. С этой точки обзора зиккурат - это несколько вырастающих одна за другой стен, самая верхняя из которых настолько высока, что кажется, будто она касается небес.

Какое же впечатление производит на наблюдателя такое зрелище? В древности стена окружала город для защиты его от вражеских войск. Она ассоциировалась с мощью и неприступностью. Таким образом, ряд высящихся друг за другом огромных стен создавал эффект абсолютной недосягаемости. Никакая другая архитектурная форма не могла бы так убедительно продемонстрировать безграничную силу и власть обитающего на вершине зиккурата божества.

Помимо непреступных стен, были и гигантских размеров лестницы. Обычно у зиккуратов их было три - одна центральная и две боковые. Они демонстрировали возможность диалога человека с богами. Священнослужители поднимались по ним на вершину, чтобы говорить с высшими силами. Таким образом, символика архитектуры зиккуратов подчеркивала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени всего народа.

Оформление зиккуратов

Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.

Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории - огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.

Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.

Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.

Зиккураты в других частях света

Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.

Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.

Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.

На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.

Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.

Современные зиккураты

Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным "зиккуратом", построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.

На самом деле схожесть с зиккуратом - скорее всего - продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.

Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется "Зиккурат-Билдинг". Его строительство было завершено в 1997 году. Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м 2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.

Зиккурат Ура, который был посвящен богу луны Нанне, представлял собой трехступенчатую башню монолитной кладки из сырцового кирпича. До наших дней сохранилась величественная нижняя терраса. В 60-е годы XX века она была реставрирована. Первоначально же зиккурат вздымался тремя монументальными уступами, лаконичными по объемам и четкими по силуэту. На верхней из террас находился небольшой храм - «жилище божества».

Массив нижней террасы был окрашен в черное - битумом, вторую облицовывал обожженный красноватый кирпич, третья терраса была побелена, а стены храма, может быть,покрывал снаружи слой синего глазурованного кирпича. Очевидно, расцветка имела символическое значение. На первую террасу, по фасадной ее стороне, ведут три лестницы, встречающиеся на высоте 15 м, где имеется небольшая площадка. Две из них примыкают к боковой плоскости платформы. Мерный ритм ступеней третьей средней лестницы, перпендикулярной к телу зиккурата, продолжается затем в лестничных маршах на вторую и третью террасы, создавая зрительное ощущение бесконечного пути в небесную высоту. Эта устремленность ввысь подкреплена вертикалями лопаток, мерно распределенных по поверхности платформы, а также легким наклоном боковых плоскостей.

В плане зиккурат имеет форму прямоугольника, боковые и задняя стороны которого слегка изогнуты наружу для придания сооружению еще большей массивности. Прямоугольный план его находится в органической связи с архитектурой более ранних храмов на платформах. Однако величественный зиккурат в Уре выражает еще более определенно идею могущества богов и обожествленного царя. Не случайно архитектурная композиция зиккурата оставалась неизменной в культуре Двуречья и даже Ирана многих последующих веков: она воплощала основополагающее начало всех древневосточных деспотий.

65. Комплексы дворцов Саргона II и Ашурбанипала.

Типичнейшим примером ассирийской дворцовой архитектуры является дворец конца 8 в. до н.э. царя Саргона II (Шappу-кена). Его резиденция в городе Дур Шаррукене (современный Хорсабад). Дворец, как и весь этот город, был построен по четкому плану за пять лет. Между 712 и 705 гг. до н.э. Дворец выстроен на краю города, на искусственной террасе, в четырнадцать метров высотой, из кирпича-сырца, облицованного каменными глыбами. Часть дворца, асимметрично размещенного в городской цитадели, выступала за городскую оборонительную стену и также была защищена крепостными башнями, стоявшими на равных расстояниях друг от друга. В комплекс дворца, общая площадь которого была десять гектаров, входило около двухсот помещений - парадных, приемных, служебных, жилых, хозяйственных, распределенных по шумерской традиции вокруг открытых дворов. Помещения были узкими, длинными и высокими. Имелись в нем также три храма с одним зиккуратом из семи уступов. В качестве несущих опор служили деревянные колонны с каменными базами. Входы перекрывали арки, а внизу, по сторонам проходов, были помещены по две монументальные скульптурные фигуры «шеду» - изображения богов - охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями. Исполнены они в технике высокого рельефа, переходящего на передних частях фигур в круглую скульптуру. Построение и форма этих изваяний подчинены форме блока камня и системе кладки стены (на их спинах лежали блоки следующего ряда кладки входных арок).

Библиотека Ашшурбанипала - крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и вообще древнейшая из всех известных библиотек. Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) Служила также государственным архивом. После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.

  • ДАТА 2125-2025 годы до н. э.
  • ПЕРИОД Шумерский
  • МАТЕРИАЛ Глиняный кирпич
  • ПОСТРОЕН по приказу правителя Ур-Намму
  • Зиккураты напоминают библейскую историю о Вавилонской башне, они расположены на всей территории Ирака

Более 5000 лет назад на плодородной равнине между реками Тигр и Евфрат жила цивилизация, которая совершила незаурядные и решающие для истории открытия – там изобрели письменность и колесо, заложили основы права, медицины, астрономии и архитектуры, построили первые города.

Цивилизация была создана шумерами из Месопотамии, впечатляющие остатки их городов-государств сохранились до наших дней. Их можно увидеть на территории современного Ирака.

От первой городской цивилизации осталось немногое, но лучше всего, наверное, сохранился частично восстановленный большой зиккурат в древнем городе Ур. Это храм, посвященный богу луны Нанне, а построили его между 2125 и 2025 годами до н. э. по приказу правителя Ур-Намму – реформатора, законодателя и архитектора. В каждом городе было несколько храмов, но самым главным считался тот, что посвящен богу-покровителю города и соединяет небо и землю. Там был духовный, экономический, административный и политический центр города, а вокруг располагались другие храмы и дворцы.

Священная гора

Сначала главный храм строили на возвышении, куда вел широкий пандус. Со временем поверх одного возвышения надстраивали другие, и получались ступенчатые башни, которые назывались зиккураты, или «священные горы». Большой зиккурат в Уре – трехъярусный. Хотя до наших дней дошел лишь первый ярус, строение все равно поразительно.

В высоту зиккурат достигал примерно 21 метра, размеры его прямоугольного основания – 60 на 45 метров. По трем огромным лестницам люди поднимались на широкую площадку, откуда наверх, к храму, могли пройти только несколько избранных – в том числе правитель, он же жрец и посредник между шумерским народом и бесчисленными богами.

Храм – самое главное место в зиккурате, там проходили службы, посвященные Нанне, приносились дары и человеческие жертвы. Мы можем только воображать, каким был этот храм, ведь его больше не существует. Сэр Леонард Вули, английский археолог, который в 1920-е годы проводил раскопки зиккурата, предложил реконструкцию трех ярусов. Эта реконструкция точнее всего передает то, что собой представляло это сооружение.

В отличие от великих египетских пирамид, все зиккураты строили не рабы, а шумерские крестьяне. Они работали на стройках между посевным сезоном и сбором урожая.

Громадное основание зиккурата сложено из миллионов глиняных кирпичей, глина была самым распространенным строительным материалом в этих землях. Высушенные на солнце кирпичи были крепкими, но пористыми, поэтому поверх них положили толстый слой (2,5 м) более прочных кирпичей, обожженных в печи – это обеспечивало защиту от воды. Затем все это покрыли глазурованной терракотовой плиткой.

Зиккурат и главные общественные здания вокруг него считались в У ре закрытой территорией, вокруг стояли двойные стены. За стенами, рядом, стояла большая гробница, которую сейчас называют «Царской гробницей» – там нашли 1840 захоронений с поразительно богатыми посмертными дарами (оружием, сосудами с золотом и серебром, предметами, украшенными ракушками и ляпис-лазурью) и останками жертв-рабов.

Как и другие города шумеров на песчаных равнинах Месопотамии, он стоял на высокой земляной насыпи, за хорошо укрепленной стеной, которую одолел бы не всякий враг. Стены и города уже нет, все вокруг изменилось, река сменила свое русло, но остатки огромного зиккурата до сих пор удивляют нас мощью месопотамской цивилизации.












Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в XVIII-XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича-сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов Месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича-сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.

В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога», который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.

Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре - древнем городе, известном как «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н.э.

Пик могущества Ура приходится на 2112-2015 года до н.э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем Ура был бог Луны Нанна (вавилоняне называли его Сином). В его честь царь Урнамму на рубеже XXII-XXI веков до н.э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д.Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н.э.). Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура). Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2,5 м. Нижний ярус имеет в основании размеры 60 ? 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога Луны Нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей свидетельствует о высоком искусстве шумерских строителей.

И в самом деле, зиккурат в Уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича-сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич-сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия были явно лишними. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется «фартук». Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя Набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил «Гигпарку» от завала ветвей. «Гигпарку» представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине Луны. Располагался он у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание оказалось заваленным ветвями? Деревья могли расти и в самом Гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя Урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых «висячих садов» Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, превышала 53 м. Во времена царя Набонида зиккурат был перестроен, вместо трех- он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом Вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в Уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.
http://vk.cc/4iS2PN

Читайте также: