Верования и боги древних египтян. Во что верили и чему поклонялись древние египтяне Культ Коровы и Быка

Вспомните:

Каким богам поклонялись в Древней Месопотамии?

Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей. Мардук победил страшное чудовище и внёс порядок в жизнь на земле. Мардука изображали либо в виде могучего героя, либо в виде быка или дракона. Богиня плодородия, любви и войны Иннана у шумеров, она же Иштар у вавилонян, представала в виде воительницы. Её колесница была запряжена свирепыми львами. Иштар также отождествляли с планетой, которую мы называем Венерой.

Какое место в обществе делении Вавилона занимали жрецы?

Жрецы занимали высокое положение в Шумере и Вавилоне. Из числа жрецов выдвинулись первые правители Древней Месопотамии. Жрецы были хранителями знаний. Жрецы считались служителями богов, они возносили им молитвы, совершали жертвоприношения. Жрецы подчинялись лишь царю и обладали огромными богатствами.

Вопросы и задания:

Каким богам поклонялись древние египтяне?

Особо почитался в Египте бог его древней столицы Мемфиса - Птах. Египтяне верили, что он сотворил других богов и весь мир. Бог солнца Ра дарил земле и людям свет, тепло, жизнь. Со временем культ бога Ра слился с культом другого бога солнца – Амона. Амон-Ра был главным богом Египетского государства и считался царём богов.

Особо почитали египтяне бога мудрости Тота. Тот был писцом богов и научил людей письму, счёту, разным знаниям. Он же был проводником в царство мёртвых. Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны.

Каждый бог имел своё священное животное. Священный бык Амона-Ра, которого звали Апис, жил в специальном храме. Символом бога солнца был жук, скатывающий передними лапками шарики из навоза и ныли. Его называли скарабей. Когда священные животные умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большими почестями. За убийство священного животного могла последовать жестокая кара и даже смертная казнь.

За что Осирис и Исида почитались в древнем Египте?

За то, что Осирис был первым царём Египта, а Исида - первой царицей. Они мудро правили страной, заботились о её жителях. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома, выплавлять руду, делать посуду. После того, как сын Осириса Гор, воскресил своего отца, Осирис он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых. От него зависела судьба души человека.

Прекрасная Исида, супруга Осириса, покровительствовала людям в земном мире. Она была главной среди богинь. От Исиды зависела наземная жизнь людей, количество собранных урожаев и выживание.

Сравните положение жрецов в древнем Египте и в Месопотамии.

Положение жрецов в древнем Египте и в Месопотамии было схожим: они занимали особое положение в обществе, они были «служителями» бога, обладали большими знаниями, богатствами и властью. Но в Месопотамии жрецы подчинялись царю и, как все жители, считались «рабами царя», они не оказывали прямого влияния на решения царя. В Египте же жрецы не только обладали огромной властью, но и оказывали влияние на правителей. Иногда жрецы соперничали с фараонами и даже становились правителями Египта.

Какую реформу осуществил фараон Эхнатон?

На рубеже 15-14 веков до н.э. Эхнатон возвеличил культ одного бога Атона. Символом Атона был провозглашён золотой диск солнца. Лучи солнечного диска Атона достигали земли, давали ей жизнь. На изображениях Атона лучи солнца заканчивались ладонями, которые как будто хотели погладить каждого человека.

Фараон сменил своё прежнее имя Аменхотеп IV и в честь бога Атона стал называться Эхнатоном, что означало «Угодный Атону». Он перенёс столицу страны в специально построенный город Ахетатон - «Горизонт Атона».

В результате религиозной реформы фараона Эхнатона в Древнем Египте был установлен культ одного бога.

Как связаны религия и искусство в Древнем Египте?

Практически все искусство в Древнем Египте было связано с религией. Рисунки, находившиеся в гробницах посвящались достижениям человека при жизни, пирамиды строились для спокойной загробной жизни. Храмы и ритуальные приспособления - горшки, чаши, статуи - все украшалось как красками, так и резьбой на религиозную тематику.

Первоначально Сет как и Гор был покровителем царской власти и не имел тех негативных качеств, которыми его наделили после объединения страны. Фараоны Верхнего и Нижнего Египта считались воплощением бога на земле, сочетая в себе функции военного вождя и верховного жреца. Соответственно они носили и имена «своих» богов, так, среди царей Верхнего Египта были Гор Скорпион, Гор Двойник, а все фараоны Нижнего Египта носили имена Сет. Последний фараон II династии единого Египта объединил в своем титуле имена Гор и Сет, после чего иероглиф Гор-Сет стал читаться как «царь». В последующий времена встречались фараоны, именовавшие себя Сетом (Сети), однако с распространением культа Осириса этот бог стал рассматриваться как воплощение злого начала.

В период Древнего царства с возвышением V династии, происходившей из Гелиополя, местный бог Ра стал общегосударственным и был отождествлен с Гором. Однако, Гор и Сет сохраняли свое ведущее положение еще в течении довольно долгого времени.

Бога Ра считались воплощением солнца, создателем земли, людей и других богов, которые возникли из его слез. Согласно мифам, днем Ра плывет по небесному Нилу в барке Манджет и освежает землю. Вечером он пересаживается в барку Месектет и и подземному Нилу спускается в преисподнюю, где каждую ночь сражается со змеем Апопом и побеждает его. Хтоническое чудовище Апоп выпивает все воды Нила и карается за это солнечным богом.


Постепенно в Древнем Египте появились центры систематизации мифов, которыми стали наиболее крупные города страны: Гелиополь, Гермополь, Мемфис и Абидос. В этих городах сформировались мифологические школы, основные различия между которыми заключались в космогонии, т.е творении земли и человека. В Гелиополе считали, что первоначально существовал только океан, из которого поднялся первый остров. На этом острове вырос лотос, из цветка которого появился молодой бог Солнца Ра. Немного позднее здесь разработали более сложную схему происхождения мира и богов, в которой принимала участие так называемая гелиопольская «девятка». Согласно этой схеме, древнейший земляной холм Атум породил первое мужское божество Шу – воздух, и женское божеством Тефнут -- влага. Шу и Тефнут родили мужского бога земли Геба и женскую богиню неба Нут. Брак неба и земли дал жизнь четырем богам: Осирису, Исиде, Сету и Нефтис. Осирис и Исида породили Гора.


В Мемфисе, культовом центре бога мудрости Птаха, считали, что это божество задумало творение в своем сердце и назвало задуманное языком. Так возник Атум, восемь богов-двойников Птаха, земля, люди и животные. Многие ученые справедливо считают, что более поздняя гелиопольская «девятка» восходит к учению мемфиских жрецов. В Гермополе почитали бога Тота, который считался языком Птаха. Тот почитался как создатель времени, языков, письменности и счета. Это божество отождествлялось с Луной и часто изображалось позади Ра-Солнца. Кроме того, Тоту принадлежала ведущая роль в погребальном ритуале.


Мужского бога как создателя мира почитали также в Элефантине. Здешние жрецы считали, что после сотворения земли бог Хнум вылепил человека на гончарном круге.

В эпоху Среднего царства во времена правления фиванских династий начинается возвышение Амона, солнечный бог города Фив. В самом начале Нового царства Амон был отождествлен с Ра и стал главным общегосударственным богом. Теперь его поставили во главе гелиопольской «девятки». С Амоном связано дальнейшее обожествление фараонов. Официально считалось, что фараон рождается от соединения Амона и царицы-матери, которой бог является в образе ее мужа.


В конце Нового царства верховным богом Египта стал Осирис. Вначале он почитался в восточной части дельты Нила как божество плодородия и производительных сил природы. Затем центр его культа переместился в Абидос, место погребения царей, где стал олицетворением умершего фараона, который воскресал подобно богу. В конце III тыс. до н.э. влияние Осириса возросло настолько, что он вытеснил бога мертвых и преисподней Анубуса и сам занял его место. Осирис стал основой мира, который он держал на своих плечах, а из его пота вытекал Нил.


Вскоре Осирис был отождествлен с Амоном-Ра и стал последним верховным божеством фараоновского Египта. Царствуя в Египте, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства. С его помощью люди стали сеять злаки, сажать виноградники, изготовлять пиво и вино, выпекать хлеб. Именно Осирис научил египтян добывать и обрабатывать медную и золотую руду, строить города, врачевать. Но злой бог Сет завидовал брату и сам хотел править Египтом. Поэтому он убил Осириса. Исида нашла труп мужа, оплакала его вместе со своей сестрой Нефтидой и затем похоронила. Спасаясь от преследований Сета, Исида с новорожденным сыном Гором скрывались в болотах дельты Нила. Возмужав, Гор вызвал Сета на поединок и, победив его, потребовал перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса себе, как единственному сыну умершего царя. Гор получил царство и затем воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око, которое Сет вырвал у Гора во время поединка. Однако Осирис не возвратился на землю и остался царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

В этом мифе об Осирисе отразились представления древних египтян о смене времен года. Они считали, что летом дух растительности умирает, а с разливом Нила воскресает вновь. В египетских текстах Осирис упоминается как «владыка виноградной лозы», «ячмень и хлеб», «свежая вода Нила». Цвет кожи Осириса на египетских росписях -- зеленый, его корона сделана из стеблей папируса, он всегда изображался с каким-нибудь растением: лотосом, виноградной лозой, деревом.


С конца Среднего царства не только фараоны, но и каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом. Имелось в виду, что все праведники воскреснут после смерти. Бог Осирис считался также судьей над душами умерших. После смерти египтянин представал перед Осирисом, в присутствии которого на одну чашу весов клали заключенную в сердце душу покойного, а на другую – изображение богини Маат, повелительницы справедливости и порядка. Праведник попадал в рай, а грешника пожирало чудовище Амт – существо с телом льва и головой крокодила.


По представлениям древних египтян, загробная жизнь была прямым продолжением земного существования, поэтому необходимо было сохранить тело усопшего, для чего и применяли бальзамирование. Египтяне верили, что у человека есть две души: ба и ка. Ба – это жизненная сила личности в образе птицы с человеческим лицом, которая днем выходит из могилы на поверхность, поднимается на небо к богам, а ночью странствует по подземному царству. Ка рассматривали как персональную судьбу, сопровождающую человека при жизни и после смерти. Первоначально ба и ка обладали только боги и фараоны, но начиная с эпохи Среднего царства стали считать, что они есть у всех людей независимо от их социального происхождения.

Существовало некоторое подобие единой , которое вместе с тем сочеталось с множественными культами местных богов. Сосредотачиваясь на поклонении одному из кумиров, египтяне все же признавали другие божества. По этой причине религиозный уклад Древнего Египта принято считать политеистическим. Тенденции монотеизма проявились в первую очередь при возникновении культа бога Атона.

Жители Египта в древности были уверены, что миром и жизнью каждого человека всецело управляют боги. Их изображали на стенах , в честь богов создавали величественные скульптуры. Изображения богов можно встретить в захоронениях дворцовой знати и фараонов. Считается, что египетские пирамиды были одним из способов увековечить божественную природу правителей страны.

Легенды гласят, что все живое в мире породил бог Атум, который явился в мир из хаоса и полнейшей темноты. Он сотворил бога Шу и его спутницу богиню Тефнут. Шу был отражением неразрывной связи между небом и землей, а Тефнут олицетворяла собой женское начало, давшее жизнь всему живому. От брачного этих божеств родились другие боги, каждый из которых был ответственным за одну из стихий.

Пожалуй, самый известный религиозный персонаж Египта – бог Осирис. До современности красивая легенда о том, как он появился на свет, как справедливо правил народами, заботясь о нуждах каждого человека. Осирису в его деяниях помогала богиня Исида, отличавшаяся мудростью и верностью своему супругу. В мифе об Осирисе нашли отражение чаяния простых египтян, которые были убеждены, что справедливость в мире целиком зависит от воли богов.

Одним из центральных божеств в системе религиозных верований египтян со временем стал бог Ра. Он олицетворял собой силу и энергию Солнца. Каждый день Ра поднимался в зенит по огромному небу, а к закату снова спускался под землю, где мужественно сражался с силами тьмы, неизменно их побеждая. В ежедневных сражениях со злом ему помогал бог мудрости Тот. Его божественную природу определяла Луна.

Ко времени правления фараона Аменхотепа IV относится расцвет культа бога Атона. Он был воплощением солнечного диска и вобрал в себя черты многих других египетских божеств. Стремясь укрепить свою единоличную власть, Аменхотеп IV объявил Атона единственным богом для всех египтян. На протяжении всего времени правления этого фараона поклонение другим богам было запрещено.

Это лишь малая часть из огромного пантеона богов, которым в разное время поклонялись египтяне. Жители Египта также с большим почтением и священным трепетом относились к реке Нил, от которой во многом зависела жизнь населения страны. Полноводному Нилу поклонялись, считая его божеством, в честь него складывали молитвы и гимны.

Сегодня мы продолжаем историческую рубрику и снова поговорим о египетском фараоне-солнцепоклоннике Эхнатоне. Эхнатон вошел в историю как фараон-реформатор, который полностью изменил религиозные взгляды в Египте. Эхнатон и его жена Нефертити ввели в Египте культ поклонения единому Богу Атону - животворящему солнечному диску .

Свержению подверглась вся религиозная иерархия Египта, возглавляемая жречеством. На протяжении пятнадцати веков древние египтяне поклонялись семьям богов и богинь, каждая из которых имела свою сложную систему жрецов, храмов, святынь и обрядов. Главной особенностью этих культов было почитание изображений и статуй богов, которым поклонялись в затеннёных помещениях храмов.

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180221_sop.mp3

Но для Эхнатона Бог был нематериальным вездесущим и вечным Отцом человечества, проявлявшим себя через солнечный свет. Подобная концепция не имела аналогов во всей предшествующей истории человеческой мысли. Фараон заявил, что Бог – это бесформенная субстанция, сила любви, наполняющая время и пространство.
Бог был той силой, которая порождала само Солнце, энергией, проникавшей на землю в виде света и солнечного тепла, пробуждая к жизни все живое.

Эхнатон старался разрушить устоявшиеся традиции и неустанно побуждал свой народ поклоняться «праведно», не придавая особого значения религиозной обрядности. Эхнатон не позволял, чтобы Атона изображали в каком-либо конкретном образе, считая, что истинный Бог не имеет осязаемой формы. Символом его культа стал солнечный диск, из которого исходили многочисленные лучи, заканчивавшиеся изображением руки, но этому символу не поклонялись.
Атона стали называть «Тепло, которое есть Атон» и фараон выдвигал на первый план именно этот аспект, он обратил взоры своих последователей к силе гораздо менее вещественной и конкретной, чем солнечный диск.

Амон-Ра и все старые боги Египта являлись ни кем иным, как обожествленными смертными, наделенными необычайной, хотя и ограниченной властью, и сохраняли во многом человеческие привычки и черты характера. Другие боги были олицетворением природных объектов и явлений: ветер, Нил, звездное небо и тому подобное. Все эти божества были ужасны и мстительны; их поступки диктовались вполне человеческими чувствами.
Атон был сострадательным, милосердным, благородным нежным богом, он не ведал злобы и гнева. Любовь, переполнявшая его, изливалась на всех, начиная с людей и кончая скромным полевым цветком.
Для поклонения Атону строились многочисленные храмы, представлявшие собой большие дворы - отныне молитвы человека возносились к самому богу, между ними не существовало ни «посредников», ни преград. Молились Атону не в темных храмах, а на открытых пространствах. Атон был представлен как универсальный дух, присутствующий повсюду, а не физическое существо или предмет.

Похоже, что ритуалы культа Атона не отличалась особой сложностью. Священнослужителей было немного, они приносили Атону дары, состоявшие в основном из плодов и цветов; на всех этих церемониях нередко присутствовал сам фараон со своей семьей. Они молились и пели гимны, отдавая дань великому отцу радости и любви.

Религиозная реформа фараона Эхнатона была удивительна тем, что он отменил религиозность, как сложную систему обрядов. Упразднил посредников между Богом и людьми - жрецов. И учил людей тому, что Солнце - это естественный природный Бог для всего живого на Земле. Это Бог, который дает свет, тепло, любовь, жизненные силы, а не карает и не наказывает. И, согласитесь, такое мировоззрение — очень просто и естественно для любого человека!

На вопрос Каким богам поклонялись египтяне? заданный автором Orange FOX™...® лучший ответ это Высший бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис. и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх - это бог зла.
Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.
Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.
Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.
Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.
Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Амон считался также духом оживляющим, был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет.
Бог Себек изображался часто в образе крокодил. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.
Но все эти боги - это только малая часть египетского пантеона.
Источник:

Ответ от Правоспособный [эксперт]
Египтяне поклонялись многим богам. Из всех, сразу могу вспомнить Бог Ра, Оссирис, Сетб, Иссида, Немезида, Пта....


Ответ от Dana_Killer [активный]
ссылка


Ответ от ростепель [гуру]
Египтяне поклонялись многим богам. Из всех, сразу могу вспомнить-Ра, Оссирис, Сетб, Иссида, Немезида, Пта, и др...


Ответ от Вровень [новичек]
там весь список египетских богов


Ответ от Игорь [гуру]
Все известные нам египетские божества важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут - богиня неба, Нун - бог первозданного океана, Хапи - бог Нила, божества, олицетворяющие абстрактные понятия, например Маат - богиня мирового порядка, Сиа - бог разума и познания, Ху - бог творческого слова.

Читайте также: