Бенефициар определение по закону. Кто такой бенефициарный владелец юридического лица. Бухгалтерские сведения о бенефициарном владельце

Управляющий партнер, адвокат

24.01.2018

Слово «бенефициар» прочно вошло в лексикон всех, кто так или иначе связан с бизнесом, а также с банковским, налоговым, корпоративным и трастовым правом. Концепция «бенефициарного владельца» влияет на многие аспекты деятельности юридических лиц, а для самих бенефициаров - предопределяет ряд правовых последствий.

Обычно под бенефициаром (бенефициарным собственником, бенефициарным владельцем) понимается реальный собственник компании, то есть тот, кому компания принадлежит не юридически, а фактически и в конечном счёте, и тот, кто оказывает существенное влияние на принятие такой компанией решений. Бенефициаром в этом смысле может быть только физическое лицо , конкретный человек.

Однако, понятие «бенефициар» может иметь различное содержание в зависимости от того, в какой сфере оно применяется:

  • Прежде всего, понятие «бенефициарный владелец» употребляется в законодательстве о противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (далее – AML/CFT) и банковском законодательстве, а также в документах международных организаций в данной области (ФАТФ, ОЭСР, ЕС).
  • Далее, слово «бенефициар» употребляется в корпоративном и трастовом праве стран англосаксонской правовой семьи. Бенефициаром компании может быть либо её титульный акционер, либо лицо, в чью пользу держит акции номинальный акционер. Бенефициаром траста является лицо, в пользу (к выгоде) которого доверительный собственник владеет и управляет переданным в траст имуществом.
  • Также мы говорим о «бенефициарном собственнике» как о лице, которое имеет фактическое право на доход (фактическом получателе дохода), для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения .
  • Наконец, понятие «бенефициар» частично пересекается с понятием «контролирующего лица» , которое используется для целей налогообложения контролируемых иностранных компаний в России.

Бенефициарный владелец для целей AML/CFT в России

В России понятие «бенефициарный владелец» используется в основном в контексте «антиотмывочного» законодательстве. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) даёт следующее определение:

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Пример. Единственным участником российского ООО является компания, зарегистрированная на Кипре. 100-процентным акционером указанной кипрской компании является компания, зарегистрированная на Британских Виргинских Островах, 100-процентным акционером которой является гражданин N. В рассматриваемом случае гражданин N. является бенефициарным владельцем российского ООО.

В каких же случаях требуются данные о бенефициарах?

1. Во-первых, статья 6.1 Закона № 115-ФЗ обязывает юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать меры по установлению сведений о них, а также регулярно обновлять, документально фиксировать и хранить такую информацию не менее 5 лет. Данное требование вступило в силу с 21 декабря 2016 года.

Cведения, которые юридическое лицо должно установить в отношении бенефициара, включают:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • гражданство;
  • дату рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений о них по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторнга) или налоговых органов .

Неисполнение юридическим лицом указанных обязанностей влечет ответственность (статья 14.25.1 КоАП РФ) в виде административного штрафа на должностных лиц от 30 000 до 40 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

2. Во-вторых, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (а именно – банки , брокеры, страховые компании, управляющие компании инвестиционных фондов, риелторы, ломбарды и ряд других), обязаны принимать обоснованные и доступные им меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов.

В случае, если в результате принятия указанных мер бенефициарный владелец не был выявлен, таковым может быть признан единоличный исполнительный орган (напр., генеральный директор) клиента.

Кроме того, банки (и прочие организации, работающие с денежными средствами) обязаны обновлять информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 рабочих дней, следующих за днём возникновения таких сомнений.

Наконец, банки обязаны предоставлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по его запросу имеющуюся у организации информацию о бенефициарных владельцах клиентов в порядке, предусмотренном Положением ЦБ РФ от 20.09.2017 № 600-П.

Бенефициарный владелец для целей AML/CFT в Евросоюзе

В государствах-членах Европейского Союза «бенефициарный владелец» определяется на основании Директивы 2015/849 от 20 мая 2015 г. «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денежных средств и финансирования терроризма» (т.н. 4-я Директива).

Согласно пункту 6 статьи 3 указанной Директивы, «бенефициарный владелец» - это любое физическое лицо (лица), которое в конечном счете владеет или контролирует клиента и/или физическое лицо (лица), в чьих интересах совершается сделка или осуществляется деятельность.

В случае корпоративных юридических лиц бенефициарным владельцем признается физическое лицо, которое в конечном счете владеет юридическим лицом или контролирует его посредством прямого или косвенного владения через достаточную долю акций, прав голоса или долей участия в таком юридическом лице, в том числе через акции на предъявителя, либо через контроль иными средствами .

Под «прямым владением» понимается владение физическим лицом акциями в объеме 25% плюс одна акция или долей участия в компании более 25%. «Косвенное владение» имеет место в случае, когда 25 процентами акций плюс одна акция, либо долей участия более 25% в юридическом лице-клиенте владеет другое юридическое лицо (или несколько юридических лиц), которые находятся под контролем физического лица. Государства-члены ЕС имеют право устанавливать меньшую процентную долю для определения владения или контроля.

В случае трастов бенефициарным владельцем может быть признан:

  1. учредитель траста;
  2. доверительный собственник;
  3. протектор (при наличии);
  4. собственно бенефициары траста, либо, в случае, если такие лица ещё не определены, то – класс лиц, в интересах которых учрежден траст;
  5. любые иные физические лица, осуществляющие конечный контроль над трастом.

Обратим внимание, что бенефициарами траста для целей AML/CFT в ЕС могут быть признаны не только непосредственно выгодополучатель («бенефициар» в терминологии условий траста), но и иные участники трастовых отношений – учредитель траста, доверительный собственник и др.

В случае фондов (являющихся юридическими лицами) или правоотношений, схожих с трастами, бенефициарными владельцами признаются физические лица, занимающие эквивалентные или схожие позиции с вышеуказанными лицами для трастов.

В странах ЕС идентификация бенефициарного владельца клиента банков и прочих финансовых организаций является обязательным предварительным условием установления с ним отношений или заключения сделки.

Корпоративные и иные юридические лица стран ЕС обязаны получать и хранить полную, точную и актуальную информацию о своих бенефициарных владельцах, в том числе о характеристиках их бенефициарного интереса. Компетентные органы (напр., органы финансовой разведки) вправе получать доступ к такой информации.

Далее, страны ЕС должны будут создать централизованные реестры сведений о бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в этих странах и определить условия, порядок и объём публичного доступа к таким данным.

Бенефициар в корпоративном и трастовом праве

В компании бенефициаром может являться:

  • титульный акционер (лицо, чьи данные указаны в сертификате акций), либо
  • иное лицо, по поручению и в интересах которого акциями владеет номинальный акционер (в странах, право которых допускает номинальное владение акциями/долями в компаниях).

На практике отношения между номинальным и бенефициарным владельцем фиксируются в трастовой декларации или соглашении (не путать с «трастом» - см. ниже), по которому номинальный владелец обязуется воздерживаться от каких-либо действий (напр., отчуждения, распоряжения) с вверенными ему акциями, безоговорочно уступает бенефициарному владельцу все права на получение дивидендов и иных распределений прибыли компании, а также обязуется осуществлять права голоса в отношении принадлежащих ему акций только в соответствии с указаниями бенефициарного владельца.

Таким образом, бенефициар компании – это не только тот, кто в конечном счете владеет акциями/долями в ней, но и тот, кто даёт указания , обязательные для исполнения номинальным лицом, и определяет экономическую судьбу доходов компании.

При открытии банковского счёта компании в любом банке потребуется указание (и идентификация) именно бенефициара, а не только номинального владельца компании. Тогда как роль номинального владельца ограничивается держанием акций и формальным нахождением в реестре акционеров компании. Юридическую ответственность за любые действия компании (включая ситуации, приведшие к судебным разбирательствам) несет её бенефициар .

В трасте (речь идёт именно о полноценном трасте как фидуциарном правоотношении, а не о трастовой декларации в рамках компании, как описано выше) бенефициаром является лицо, в пользу и в интересах которого доверительный собственник (trustee) выполняет свои обязанности по управлению переданным в траст имуществом. Бенефициар имеет определённый условиями траста интерес в имуществе и/или доходах траста, однако не имеет права на управление имуществом траста и контроль над действиями доверительного собственника.

Конструкция траста характерна для стран англо-саксонской правовой семьи (в том числе ряда офшорных юрисдикций) и не предусмотрена в большинстве стран континентальной Европы, включая Россию.

Бенефициар для целей применения СИДН

В международном налоговом праве (а именно – для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)) слово «бенефициар» имеет иное значение. Под ним понимается лицо, имеющее фактическое право на доход. Причём, такими лицами могут быть и физические лица, и юридические лица, и иные структуры.

Дело в том, что льготные положения СИДН (пониженные ставки или освобождения от налога) могут правомерно применяться при условии, что получатель дохода (резидент государства-стороны СИДН) является лицом, имеющим фактическое право на такой доход . Данная формулировка используется в большинстве русских текстов СИДН. В равно аутентичных англоязычных текстах тех же СИДН она звучит как “beneficial owner” («бенефициарный собственник»).

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ лицом, имеющим фактическое право на доходы , признается лицо (или иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (структурой) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом , полученным этой организацией (структурой).

Иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на доходы, если оно:

Обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами,
- осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков,
- прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение соответствующих положений СИДН.

Указанный подход призван предотвращать злоупотребление льготными положениями СИДН в случаях, когда при выплате дохода из России в адрес лица – резидента страны-участника СИДН, бенефициарным собственником дохода оказывается третье лицо из иной, например, офшорной, юрисдикции с нулевым налогообложением. На практике также возможны ситуации, когда фактическим (конечным) получателем выплачиваемого за рубеж дохода оказывается налоговый резидент РФ (для таких случаев НК РФ предусматривает специальные правила – статьи 7, 312 НК РФ).

Иностранная организация, получающая доход из России без удержания в России налога у источника (или с применением пониженных ставок) согласно СИДН, должна предоставлять налоговому агенту в России документальное подтверждение наличия у неё фактического права на доход (пункт 1 статьи 312 НК РФ). Данное требование действует с 1 января 2017 года.

«Бенефициарный владелец» и «контролирующее лицо» КИК

Установленные российским законодательством определения «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT и «контролирующего лица» для целей налогообложения контролируемых иностранных компаниях (КИК) не совпадают, однако часто употребляются как синонимы, когда речь идёт о налоговых обязанностях российских бенефициаров офшорных компаний. Различия состоят в следующем:

Во-первых, такая характеристика, как «контролирующее лицо» используется в РФ только в отношении иностранных компаний и структур для целей налогообложения по правилам КИК. Тогда как понятие «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT применимо к любым – и российским, и иностранным компаниям.

Во-вторых, основание для признания иностранной компании «контролируемой» привязано к стране налогового резидентства контролирующего лица (то есть, если такое лицо – налоговый резидент РФ, то данная иностранная компания – «контролируемая»). Для целей AML/CFT фактор налогового резидентства значения не имеет.

В-третьих, согласно НК РФ «контролирующим лицом» может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Это, впрочем, не освобождает физических лиц – налоговых резидентов РФ, которые косвенно (т.е. через российских юридических лиц) контролируют иностранные компании, декларировать своё участие и контроль над ними в налоговые органы РФ.

В-четвертых, в случае, если более половины участников иностранной компании являются налоговыми резидентами РФ, процентная «планка» участия лица в капитале компании, превышение которой влечёт признание лица «контролирующим», становится ниже – и составляет уже не 25%, а всего 10% (подпункт 2 пункта 3 статьи 25.13 НК РФ).

На практике (с поправкой на вышеуказанные особенности) «контролирующее лицо» и «бенефициарный владелец» иностранной компании часто совпадают в одном лице. Поэтому в публикациях СМИ, посвящённых деофшоризации и налогообложению КИК, о «бенефициарах» говорят, имея в виду именно «контролирующих лиц».

Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались. Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь». Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам.

Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д.

Однако этот термин можно определить и в общих чертах. Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами, выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

Совершенствование законодательной базы было вызвано необходимостью повышения прозрачности деятельности организаций, уменьшения рисков вовлечения их в сомнительные виды деятельности, в том числе связанные с «отмыванием» доходов и финансированием террористической деятельности.

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию«преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Если с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента. Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и принимают решения о противоправных действиях.

Особенности установления бенефициара

Следует разделять подходы в определении бенефициара для физических и юридических лиц.

Для юридического лица

Бенефициаром юридического лица выступает либо один, либо несколько фактических собственников организации, которые имеют право оказывать прямое или косвенное воздействие на компанию. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

Сложность выявления бенефициаров утяжеляется тем, что сведения о них могут быть не указаны в документах компании. Или же может быть занижено их официальное участие в ее деятельности. Их личность устанавливается сотрудниками банка и может быть известна только им и коммерческим агентам.

Некоторые компании стараются не разглашать информацию о своих бенефициарах, к примеру, в следующих случаях:

  • при использовании оффшоров;
  • при оптимизации налогообложения и уклонении от уплаты налогов;
  • при легализации средств, которые были получены криминальным путем.

Голос бенефициара юридического лица является доминирующим в решении ряда ключевых вопросов деятельности организации, таких, как: распределение прибыли, участие в инвестиционных проектах. В этих целях бенефициар имеет право участвовать в собрании акционеров компании.

Для того, чтобы обеспечить участие бенефициара в управлении компанией и максимально сокрыть сведения о его личности, применяются всевозможные схемы оформления собственности и правоустанавливающей документации.

В качестве примера приведем следующую ситуацию – получение бенефициаром доступа к счетам организации по доверенности, которая выдается «подставным» директором. Бенефициар обладает собственностью посредством акций на предъявителя. Это может также осуществляться с помощью лиц, которые выполняют функции номинальных владельцев акций.

Пример

Приведем пример определения конечного бенефициара юридического лица.

Так, недавно была обнародована информация о конечном бенефициаре концерна «Русал» и УК «Базовый элемент» – Олеге Дерипаске. Он был вынужден раскрыть сведения о структуре собственности данных компаний, испытывая давление международных инвесторов. Для этого Дерипаска был вынужден признать, что он является единственным владельцем указанных компаний.

В данном примере под «конечным бенефициаром» понимается единоличный собственник компании, т.е. Олег Дерипаска. Он может владеть активами компаний напрямую, или косвенным образом, т.е. через какие-то сторонние структуры.

Для физического лица

Установление сведений о бенефициарах физических лиц затруднено по многим причинам. Это, помимо прочего, объясняется тем, что клиенты не раскрывают данную информацию умышленно, либо неумышленно.

При этом выявление бенефициаров юридических лиц является более простым благодаря наличию в арсенале кредитных учреждений таких информационных порталов, как СПАРК или «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», в которых можно найти данные сведения.

Для информации: необходимость установления бенефициара физического лица предусмотрена стандартами международных организаций. Это не только «прихоть» российского уполномоченного органа.

Выделим возможных бенефициаров физического лица:

  • законный представитель данного субъекта;
  • попечитель.

Это, если не рассматривать варианты, носящие криминальный подтекст. Здесь в качестве примера можно привести участие безработных, студентов или просто малообеспеченных людей в схемах по обналичиванию денег, которые участились в нашей стране.

С формальной точки зрения лица, которые их наняли, и будут являться бенефициарами данных клиентов — физических лиц. При этом данные бенефициары могут быть не выявлены банком.

Кто запрашивает такие сведения

В получении достоверной информации о бенефициарных владельцах нуждаются, прежде всего, проверяющие органы. Эти сведения представляются настолько важными по нескольким причинам. Они нужны для организации противодействия:

  • «отмыванию» преступных доходов;
  • финансированию террористической деятельности;
  • махинациям с уплатой налогов;
  • незаконным выводам средств за рубеж и т.д.

Помимо проверяющих органов, эта информация нужна и кредиторам при принятии ими обоснованного решения о возможности предоставления средств.

Информацию о бенефициарных владельцах обязаны выявлять кредитные организации, в которых клиенты открывают счета. В анкетах они обязаны указать, действуют ли они в собственных интересах или к выгоде сторонних лиц. Сами же кредитные учреждения передают эти сведения в Росфинмониторинг.

Для оказания противодействия отмыванию преступных доходов кредитные организации должны устанавливать следующие данные о бенефициаре своего клиента: ФИО, подданство, дата рождения, адрес проживания, ИНН, данные паспорта или миграционной карты.

Образец заполнения данных сведений приведен в 115-ФЗ.

Права и ответственность бенефициаров

Бенефициар обладает следующими правами:

  • распоряжение собственной долей;
  • контроль над соблюдением своих обязанностей руководством организации;
  • участие в собраниях, проводимых руководством компании, и принятие решений в соответствии с собственной долей в ней;
  • получение дохода от результатов функционирования организации.

Бенефициар может защитить свое имущество, заключив договор на трастовое управление. Однако при нарушении его условий, сам бенефициар будет нести ответственность.

Некоторые нюансы

Не все организации имеют конечных собственников. Так, у некоммерческих организаций они отсутствуют. Это объясняется тем, что целью их деятельности не является извлечение прибыли.

Однако получить сведения о бенефициарах у коммерческой организации не всегда представляется возможным. Поэтому, несмотря на то, что в арсенале кредитных учреждений имеется множество методов выявления конечных бенефициаров, их личность в некоторых случаях может оставаться тайной.

Это объясняется наличием проработанных схем сокрытия конечного бенефициара. Особенно такие случаи характерны для трастовых операций.

Несмотря на всю важность определения бенефициаров, российская законодательная база еще не до конца сформирована и имеет много недоработок.ЗДЕСЬ >>>

Бенефициар — это получатель денежных платежей (дохода) согласно составленному договору или долговому документу. В качестве такого получателя может выступать не только физическое лицо, но и юридическое, которое является владельцем всех или основной части акций компании, и получает все доходы от деятельности компании.

Иногда понятия бенефициар может транспортироваться в бенефициарий. При этом его значение абсолютно не изменится.

Описание бенефициара простыми словами

Бенефициар — это человек, который владеет докумендами на собственность (фирму, бизнес, недвижимость) и с этого всего получает основную прибыль.

Бенефициар — информация из Википедии

Другие значения термина «бенефициар»

Однако, понятие бенефициар может быть рассмотрено и с других неидентичных точек зрения.

  • Так могут называться лица, получающие доход от своей собственности, которая находится в пользовании третьих лиц или в доверительном управлении. Речь идёт об аренде движимого и недвижимого имущества или факт передачи ценных бумаг в пользование брокерам.
  • Есть ещё одна трактовка понятия бенефициар. В этом случае им будет представлено лицо, выступающее в качестве страховых выплат, которое было назначено страхователем. При этом бенефициар указывается в страховом полисе. В случае, если выгодоприобретатель по определённым обстоятельствам не может получить оговоренный долг, все права на владение выплачиваемыми средствами будут переданы лицу, являющемуся наследником бенефициара.
  • Также этим термином называют непосредственных получателей банковского сертификата, денежных средств в инкассо или получателей финансовой выгоды от траста. Бенефициаром ещё могут называть лиц, которые были указаны банком-эмитентом как потенциальные владельцы документарного аккредитива.
  • Если говорить о сфере бизнеса, то здесь в качестве бенефициара может выступать фактический владелец компании, который получает прибыль. Это физическое лицо, способное пользоваться всеми правами владельца и позиционироваться в качестве собственника фирмы. Осуществляться данный процесс может напрямую или посредством участия в других организациях. При этом с юридической точки зрения право собственности полностью принадлежит другому лицу. Чаще всего это же лицо выступает также и в качестве распорядителя по счету компании в банке. Бенефициар может быть раскрыт исключительно финансовому учреждению и агенту компании, который был зарегистрирован.

Бенефициар, который позиционируется в качестве собственника ценных бумаг, имеет полное право на передачу прав владения. Кроме этого, у него есть опосредованное право голосования на собрании акционерного общества, а также право принимать непосредственное участие в процессе выбора нового руководства и разрешать вопросы, касающиеся процедуры смены уставного капитала или смены профиля деятельности акционерного общества.

Для скрытия личности конечного бенефициара довольно часто используется номинальный сервис, разрешённый во многих оффшорных компаниях. Выбор уровня защиты подходящей компании и сопутствующих требований по документам может быть осуществлён в зависимости от личностных пожеланий клиента.

Предоставление информации о бенефициаре является обязательной процедурой. Исключение могут составлять компании, котировка которых осуществляется публично. В этот же перечень попадают благотворительные и общественные организации, учреждения государственного типа, которые не могут иметь собственников или если они являются заведомо известными.

В качестве бенефициара может выступать исключительно физическое лицо. Трастовый договор может быть оформлен на юридическое лицо, однако предварительно необходимо предоставить всю информацию о физическом лице, являющимся фактическим владельцем данной организацией.

В декабре 2016 года Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) был дополнен статьей 6.1. «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах» . Несмотря на то что с момента вступления новшеств в силу прошел год, многие компании до сих пор не наладили работу по выполнению данных обязанностей. А между тем игнорирование требований «антиотмывочного» закона может привести к серьезным последствиям. Штрафы за нарушения установлены драконовские. За отсутствие информации о бенефициарах организации может грозить штраф до полумиллиона рублей. В статье мы опишем базовые алгоритмы работы и дадим советы, которые могут помочь избежать негативных последствий.

Кто такой бенефициарный владелец?

В абз. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ дано четкое определение бенефициара. Когда речь идет о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие) более 25% в капитале организации либо имеет возможность контролировать действия клиента другими способами.

К сведению

Свернуть Показать

Физические лица с точки зрения Закона № 115-ФЗ «владеют» сами собой, если не доказано иное. Конечно, фраза: «бенефициарным владельцем… физического лица считается это лицо» вызывает улыбку, но именно таким оригинальным образом сформулирован закон.

Как видно, законодатель оставил для правоприменителей очень широкое поле деятельности. «Физика» можно признать бенефициаром как по одному четкому критерию (владение более 25% в уставном капитале), так и по абстрактной «возможности контролировать действия клиента».

Контроль над капиталом

Бенефициарное владение может быть прямым или косвенным.

С прямым владением все относительно понятно: если «физик» владеет 25% акций (долей в уставном капитале), он признается бенефициаром.

Пример 1

Свернуть Показать

Долями в ООО «Ромашка» владеют два физических лица по 50% каждый. Оба они будут признаны бенефициарными владельцами.

С косвенным контролем дела обстоят несколько сложнее. Здесь вариантов может быть гораздо больше.

Пример 2

Свернуть Показать

Среди участников ООО «Ромашка» одно физическое лицо (доля 50%) и два юридических лица, у каждого из которых по 25%. Однако 100% долей в обоих юридических лицах находятся в собственности одного физического лица. Соответственно, оба «физика» по-прежнему являются бенефициарными владельцами.


Пример 3

Свернуть Показать

Возможны и более сложные вариации опосредованного владения, например, родителей или опекунов через несовершеннолетнего или недееспособного опекаемого.


Пример 4

Свернуть Показать

Бенефициарами может быть признана группа родственников, притом что доля каждого из них может быть меньше контрольной величины. Логика в этом случае достаточно проста - родственники имеют влияние друг на друга, а значит, могут совместно реализовывать свои права.


Братья Сидоровы совместно контролируют 40% долей в уставном капитале ООО «Ромашка». Так же совместно они могут быть признаны бенефициарами.

В целом процедура определения бенефициарных владельцев через прямое или косвенное владение «долей в бизнесе» интуитивно понятна. Куда больше вопросов обычно вызывает «возможность контролировать действия клиента».

Другие способы контроля

Закон № 115-ФЗ не дает критериев, по которым можно было бы установить возможность контроля. Пролить свет на этот вопрос попытался Росфинмониторинг в информационном сообщении «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"» (без номера и даты).

По мнению Росфинмониторинга, к бенефициарным владельцам можно отнести, во-первых, лиц, занимающих руководящие должности, например генерального директора, членов совета директоров и правления (дирекции). Эти лица заключают и одобряют сделки, то есть «имеют возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения». В эту же категорию входят физические лица, руководящие управляющей компанией организации.

Пример 5

Свернуть Показать

Кстати, именно по этому пути пошел и законодатель. Если организация по какой-то причине не может выявить бенефициара, им может быть признан ее генеральный директор (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Во-вторых, бенефициаром можно признать лицо, которое может использовать свои полномочия для давления на формальных владельцев компании. Например, бенефициаром может быть признан руководитель организации, в которой работают лица, на бумаге являющиеся владельцами компании. Многие предприниматели считают, что если оформить бизнес на водителя или охранника, это поможет оставаться в тени. На самом деле такой подход - далеко не панацея.

В-третьих, бенефициарным владельцем может быть лицо, которое способно влиять на принятие решений в силу родственных либо дружеских отношений с формальными руководителями либо владельцами долей в уставном капитале организации.

Вообще, с практической точки зрения понятие «бенефициар» очень близко к налоговому «фактический получатель дохода» (п. 2 ст. 7 НК РФ). В конечном итоге, именно через классический вопрос «кто получает итоговый доход?» и определяется бенефициар.

Кто обязан устанавливать бенефициаров?

Требование об установлении бенефициарных владельцев распространяется почти на все компании, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Более того, закон в этом случае не различает коммерческие и некоммерческие организации. Что само по себе странно. Ведь по определению бенефициар - это выгодополучатель. То есть тот, кому бизнес приносит доход. Поэтому в отношении некоммерческих организаций подобный подход представляется странным. Так, учредители благотворительных организаций в силу целей их создания теоретически не должны получать выгоду от их деятельности. Однако закон в данном случае различий не делает. Информацию должны собирать все юридические лица, за некоторыми незначительными исключениями.

Не нужно устанавливать бенефициарных владельцев (абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ):

  • учреждениям, находящимся в ведении органов государственной и муниципальной власти;
  • государственным корпорациям или организациям, в которых Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале. В данном случае бенефициар и так очевиден;
  • эмитентам ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию о ценных бумагах. Данные организации исключены из перечня, поскольку они раскрывают эти данные по требованию других нормативных актов (в первую очередь Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • иностранным организациям, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России. Так же как и в предыдущем пункте, требование об установлении бенефициарных владельцев исключено как дублирующее более подробные требования других законов.

Кому сообщать?

Информацию о бенефициарах могут запросить:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Правила представления информации утверждены постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913 (далее - Правила).

Запрос может поступить в организацию на бумаге либо электронно. При этом Росфинмониторинг для направления запросов в электронной форме использует ресурсы налоговой службы. На практике запросы обычно направляются в электронной форме по каналам обмена информацией с налоговыми органами.

Компания должна представить сведения о бенефициарных владельцах в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Информация представляется по состоянию на дату, указанную в запросе. Ответ должен направляться по тем же каналам, по которым был получен запрос. При получении электронного запроса ответ может быть не только по каналам взаимодействия с налоговыми органами, но и на материальном носителе (флешка или диск). В последнем случае понадобится сопроводительное письмо с подписью генерального директора. Такое письмо надо приложить к носителю информации и представить нарочным либо переслать по почте заказным письмом.

Ответ не будет принят, если:

  • электронное сообщение не соответствует установленным структуре и формату;
  • отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись уполномоченного лица (или стоит подпись неуполномоченного лица);
  • на сопроводительном письме нет подписи уполномоченного лица;
  • оптический или цифровой носитель поврежден, из-за чего невозможно прочесть его содержимое (при ответе на запрос на бумажном носителе).

Если сообщение не принято, то после получения от налогового органа соответствующего уведомления у компании будет ровно три рабочих дня на внесение исправлений и повторную отправку сообщения.

Что сообщать?

Новая ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ называется «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах». В соответствии с ней компании обязаны:

  • располагать информацией о своих бенефициарах;
  • регулярно (не реже одного раза в год) обновлять эту информацию;
  • хранить информацию о бенефициарах не менее пяти лет со дня ее получения;
  • раскрывать информацию о бенефициарах в отчетности (когда это необходимо по закону).

Перечень сведений о бенефициарах, которыми должна располагать компания, приведен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Как минимум должны быть установлены следующие данные о бенефициаре:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство, ИНН;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты;
  • данные документа, подтверждающего право иностранца или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

Порядок хранения и порядок направления запросов бенефициарам законодательство не регламентирует. Поэтому его можно утвердить внутренними документами компании. Так же необходимо определить ответственных за эту работу.

Поиск бенефициара

Итак, организация обязана принять все меры для установления своего бенефициара, а после установления - хранить информацию о нем и регулярно обновлять данные. Рассмотрим, как это сделать, на примере хозяйственных обществ.

По сути, единственный способ получить данные - направить письменные запросы лицам, которые могут являться бенефициарными владельцами. Разумеется, факты направления и получения запроса адресатом должны быть зафиксированы документально. Поэтому запрос лучше направить заказным письмом с описью вложения или курьерской службой.

Бенефициар контролирует капитал

На первом этапе работы необходимо выявить тех лиц, кто потенциально может быть бенефициаром. Росфинмониторинг предлагает использовать для этого любые законные источники информации (п. 2.1 информационного письма Росфинмониторинга от 18.03.2009 № 2 «О порядке применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ»). Для хозяйственных обществ основными источниками выступают ЕГРЮЛ (для ООО) и реестр акционеров (для АО).

Компания должна выявить:

  • физических лиц, которые прямо владеют более 25% долей (акций);
  • всех(!) юридических лиц, являющихся ее участниками (акционерами).

Первая категория лиц автоматически (в силу закона) заносится в список бенефициаров. В их адрес необходимо направить запрос для подтверждения данного статуса, поскольку они могут владеть долями (акциями) в интересах кого-то другого. В адрес физических лиц, которые владеют менее 25% долей (акций), мы также рекомендуем направить запросы, ведь они могут состоять в родственных отношениях, а значит, их доли (акции) можно суммировать.

В адрес второй категории лиц необходимо направить запрос для уточнения того, кто владеет их уставным капиталом (Пример 6). Это нужно для установления опосредованного владения 25% пакетом долей (акций). Причем запросы, на наш взгляд, необходимо отправлять вне зависимости от доли владения данных юридических лиц. Ведь возможно, что пакет владения «сложится» из нескольких частей.

Пример 6

Свернуть Показать

Второй этап - это обработка полученных ответов. По ее результатам компания должна понять, есть ли необходимость в направлении дальнейших запросов. Возможно, организация получит информацию о том, что долями в уставном капитале ее участника - юридического лица владеют другие фирмы. А по закону для выявления бенефициара нужно дойти до конца цепочки - до физического лица.

Конечно, законодатель предполагает, что вышестоящие в цепочке организации сообщают нижестоящим о всех звеньях, которые находятся над ними. Вот только это предположение не всегда соответствует действительности. Поэтому, получив в ответ сообщение без прямого указания на бенефициара, стоит направить запросы в адрес организаций, стоящих дальше по цепочке владения. И такие запросы необходимо отправлять до тех пор, пока не будут выявлены все «физики» (или пока не перестанут приходить ответы).

Пример 7

Свернуть Показать

Стоит отметить, что обязанность представлять информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, лежит только на компаниях первого звена. То есть на юридических лицах - участниках данной компании, а также на лицах, иным образом контролирующих ее (п. 5 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ). А значит, участник участника может с чистой совестью проигнорировать запрос, если он не является лицом, контролирующим компанию.

Бенефициар использует другие способы контроля

Если бенефициар контролирует компанию не через владение ее долями (акциями), то механизмов для его установления не очень много. Точно так же, как и в случае с контролем капитала, необходимо направить запросы возможным бенефициарным владельцам. Но очертить круг «кандидатов» в бенефициары гораздо сложнее. Во-первых, для установления таких лиц нет единых критериев. Во-вторых, сам факт того, что их необходимо выявлять, указывает на их стремление оставаться в тени.

А теперь зададим себе вопрос - какой генеральный директор (наемный работник) будет идти против воли лица, фактически контролирующего компанию? То есть против воли того, кто платит ему зарплату?

Получается, что в данной ситуации компания может выявить своих бенефициаров только в одном случае - если сам бенефициар о себе заявит и объяснит механизм своего контроля. На самом деле, такие ситуации бывают достаточно часто. Обычно «выход из тени» происходит после общения с банком, например, при оформлении кредита. Соответственно, точно так же принимается и решение о внесении бенефициарного лица в реестр самой организации.

Нашли. Что дальше?

Информацию необходимо не только выявлять, но и хранить. Делать это проще всего в реестре выявленных бенефициаров (Пример 8). Форму такого реестра диктует сам перечень данных о бенефициаре, которыми должна располагать компания (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Пример 8

Свернуть Показать

При этом документы, на основании которых было установлено бенефициарное владение, также нужно формировать в архивное дело. Хранить их необходимо в течение пяти лет (подп. 2 п. 3 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Не нашли. Накажут?

К тем, кто не владеет информацией о своих бенефициарных владельцах, закон суров. Штрафы достаточно весомы даже для крупных компаний. Заплатить полмиллиона просто за то, что реестр бенефициарных владельцев компании не был своевременно заполнен, - «удовольствие» сомнительное.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 14.25.1. КоАП РФ

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Избежать ответственности просто. Надо лишь в срок предоставить ответ на запрос Росфинмониторинга или ФНС России. Но что делать, если компания не смогла получить информацию о собственных бенефициарах? Как быть в этом случае?

Главное - показать контролирующим органам, что компания старалась собрать необходимые сведения. Действительно, закон устанавливает обязанность собирать и хранить такие сведения, но при этом не устанавливает ответственность за отказ других лиц их предоставить. Более того, даже теоретическая обязанность (п. 5 ст. 6.1 ФЗ Закона № 115-ФЗ) распространяется только на собственных участников организации и лиц, ее прямо контролирующих, но совершенно не касается учредителей ваших учредителей.

Поэтому, как бы ни старалась организация, вполне вероятно, что она не сможет выявить своих бенефициаров (либо выявит не всех). Самая простая ситуация, когда у ООО все участники - юридические лица, однако цепочка на этом не заканчивается, т. к. и учредители учредителей - тоже юридические лица. Даже если компании «первой линии» (ваши участники) вам ответили, то уже «вторая линия» может проигнорировать запрос. Тем более если в цепочке появляются компании, зарегистрированные за границей. Грозит ли вам штраф? Росфинмониторинг считает, что нет.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Информационное сообщение Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"»

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.

Таким образом, если организация не смогла собрать данные о своих бенефициарах не по своей вине, штрафа можно не бояться. Однако нужно будет подтвердить, что компания сделала все от нее зависящее. Как указал Росфинмониторинг, по сути, единственный способ это сделать - приложить почтовые квитанции и описи вложений, подтверждающих, что запросы в адрес возможных бенефициаров были направлены.

Заключение

Практику привлечения к ответственности за отсутствие данных о бенефициаре пока нельзя назвать массовой. И это не удивительно, ведь подзаконные акты, определяющие порядок взаимодействия контролирующих органов с юридическими лицами, вступили в силу только 18 августа 2017 г. (дата вступления в силу Правил). Поэтому, вероятно, с массовыми запросами бизнес столкнется уже в следующем году. И к этому необходимо готовиться заранее, ведь после получения запроса оперативно (за пять рабочих дней) собрать информацию о бенефициарах организация просто не успеет.

Читайте также: