Конспект на тему водоросли. «Низшие растения. Водоросли План конспект на тему водоросли

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 5. Низшие растения. Водоросли

Общая характеристика низших растений

1. Тело не дифференцировано на органы и ткани (таллом, или слоевище); у сложно организованных водорослей может наблюдаться элементарная дифференцировка тела, имитирующая органы высших растений;
2. Клетки большинства водорослей имеют клеточную стенку, образованную целлюлозой, клеточная стенка всегда или иногда покрыта слизью;
3. Протопласт клеток состоит из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и хроматофоров (пластид), содержащих хлорофилл и другие пигменты; в хроматофорах имеются особые образования – пиреноиды (тельца белковой природы, вокруг которых откладываются запасные питательные вещества).
4. Большинство подвижных водорослей имеют светочувствительное образование – глазок , или стигму , благодаря которому водоросли обладают фототаксисом (движение по отношению к свету). (см. рис.1)

Рис. 1. Строение клетки водоросли (на примере хламидомонады)

Систематика низших растений

Подцарство низшие растения делится на отделы:
1. Зелёные водоросли
Отличаются наличием зелёного пигмента хлорофилла (a,b). Основная часть является гаплобионтами . Запасающее вещество – крахмал. Отдел включает одноклеточные , колониальные и многоклеточные организмы . Для зеленых водорослей характерно размножение бесполым и половым путями. Половое размножение встречается при наступлении неблагоприятных условий. (см. рис.2)

Рис. 2. Зелёные водоросли. Верхний ряд: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс. Нижний ряд: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора.

2. Диатомовые водоросли
Панцирь из кремнезёма. Способ питания фототрофный . Размножаются вегетативно и половым путем. При делении на два каждая дочерняя клетка получает половинку панциря, другую половинку достраивает сама. Все являются диплобионтами . Отмершие диатомовые вооросли образовали горные породы – диатомит и трепел. Их используют для синтеза взрывчатых веществ, полировки металла, теплоизоляции, изготовления фильтров. (см. рис.3)

Рис. 3. Диатомовые. Верхний ряд: хетоцерос двойной, диатомея тонкая, фрагилярия, талассиосира балтийская, рабдонема уменьшенная. Нижний ряд: мастоглора голубая, мелозира северная, табеллярия, навикула морская, пиннулярия.

3. Красные водоросли
Способны улавливать незначительное количество света и жить на глубинах. Имеют красную или фиолетовую окраску благодаря пигментам фикоэритрину и фикоцианину. Запасающее вещество – багрянковый крахмал . Из них добывают агар-агар, возможно использование в пищу. (см. рис.4)

Рис. 4. Красные водоросли. Верхний ряд: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гелидиум. Нижний ряд: пальмария обманчивая, гигартина, филлофора, полиневра.

4. Бурые водоросли
Наиболее высокоорганизованная группа водорослей. Наблюдается дифференциация тканей. Крепятся к субстрату ризоидами или разросшейся основой слани – базальным диском . Используются в пищу, для добывания йода, производства пищевых добавок, удобрений. (см. рис.5)

Рис.5. Бурые водоросли. Верхний ряд: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум. Нижний ряд: ламинария, аналипус японский, пельвеция пучковатая, цистозейра.

По современной системе растительный мир разделен на два подцарства: низшие и высшие растения. К низшим растениям, которые возникли около 2 млрд лет назад, относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира.

Содержание урока:

1. Водоросли - низшие растения. Общая характеристика.

По современной системе растительный мир разделен на два подцарства: низшие и высшие растения.

К низшим растениям , которые возникли около 2 млрд лет назад, относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира.

Характерной особенностью этой группы организмов является то, что:

  • их тело не расчленено на вегетативные органы (корень, стебель, лист) и представлено талломом, или слоевищем ,
  • у них отсутствуют ткани,
  • органы полового и бесполого размножения, как правило, одноклеточные.

Низшие растения — водоросли и лишайники — широко распространены в природе и играют исключительно важную роль в общем круговороте веществ.

Как и говорит само их название,— это растения, обитающие в воде.

Однако это не совсем так. Водоросли способны жить и размножаться в таких условиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно не пригодными для обитания. Некоторые водоросли вышли на сушу, eсть виды водорослей, обитающие в качестве симбионтов внутри организма некоторых животных и растений.

Не стоит забывать, что существуют и высшие растения, например, кувшинка или лотос, живущие в воде, однако к водорослям они не относятся.

Подводя итог, можно сказать, что термин "водоросль" сам по себе удобен, но его применение в систематике вносит ненужные осложнения.

Места обитания. Пресные, соленые водоемы, кора деревьев, влажные участки почвы.

Основная масса их обитает в морях, океанах, реках, ручьях, болотах - везде, где есть вода. Однако многие виды встречаются и на поверхности почвы, на скалах, в снегу, горячих источниках, соленых водоемов, где концентрация соли достигает 300 граммов на литр воды, и даже… в волосах ленивцев, обитающих во влажных лесах Южной Америки, и внутри волос белых медведей, живущих в зоопарках. У белых медведей волосы внутри полые, и там поселяются хлореллы вульгарис. При массовом развитии водоросли «окрашивают» животных в зеленый цвет. Однако жизнь всех этих растений связана с водой, они могут легко переносить пересыхание, промерзание, но стоит появиться достаточному количеству влаги, как поверхность предметов покрывается зеленым налетом.

Есть виды водорослей, обитающие в качестве симбионтов внутри организма некоторых животных и растений . Всем известный лишайник — пример симбиоза гриба и водоросли.

Наземные, или, как их еще называют, воздушные водоросли, можно встретить на стволах деревьев, скалах, крышах домов, заборах . Эти водоросли обитают везде, где есть хоть малейшее постоянное увлажнение дождем, туманом, брызгами водопадов, росой. В засушливые периоды водоросли высыхают настолько, что легко крошатся. Произрастая на открытых участках, они днем сильно прогреваются на солнце, ночью охлаждаются, а зимой промерзают.

На ледниках, снежниках, льдах нередко поселяются холодолюбивые водоросли . В этих условиях они размножаются иногда настолько интенсивно, что окрашивают поверхность льда и снега в самые разнообразные цвета — красный, малиновый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, бурый и даже… черный — в зависимости от преобладания тех или иных холодолюбивых водорослей.

Водоросли развиваются и в озерах, где соленость настолько велика, что соль выпадает из насыщенного раствора. Очень высокую соленость переносят лишь немногие водоросли.

Значительная часть водорослей обитает в почве . Наибольшее их число встречается на поверхности почвы и в самом верхнем ее слое, куда проникает солнечный свет. Здесь они живут за счет фотосинтеза. С глубиной их численность и видовое разнообразие резко снижаются. Наибольшая глубина, на которой были обнаружены жизнеспособные водоросли, 2 метра. Ученые считают, что туда их заносит вода или почвенные животные. В таких неблагоприятных условиях водоросли способны переходить на питание растворенными органическими веществами.

Количество видов. Известно более 40 тысяч видов водорослей, которые объединяются в два подцарства — Багрянки и Настоящие водоросли.

Подцарство Багрянки

ОТДЕЛЫ:

  • Красные водоросли

Подцарство Настоящие водоросли

Подразделяются на несколько обособленных отделов, которые отличаются друг от друга по ряду таких важнейших признаков, как:

  • структура таллома,
  • набор фотосинтезирующих пигментов и запасных питательных веществ,
  • особенности размножения и циклы развития,
  • местообитание

ОТДЕЛЫ:

  • Харовые водоросли
  • Золотистые водоросли
  • Диатомовые водоросли
  • Бурые водоросли

2. Одноклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности.

Зеленые водоросли — водоросли зеленого цвета. Одноклеточные водоросли(хламидомонада, хлорелла) - одна клетка, покрытая оболочкой, внутри ядро, несущее наследственную информацию, цитоплазма (вязкая полужидкая масса, связывающая все органоиды клетки) и хроматофор с хлорофиллом.

Во время «цветения» мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада . В переводе с греческого «хламидомонада» означает «простейший организм, покрытый одеждой» — оболочкой. Хламидомонада различима только под микроскопом. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки. Дышит кислородом, растворенным в воде. Может поглощать из окружающей среды готовые органические вещества, растворенные в воде. Поэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водорослями используют в очистных сооружениях. Здесь воду очищают от вредных примесей.

Хлорелла — тоже одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах и почвах. Клетки ее мелкие, шаровидные, содержат зеленый хроматофор. Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Хлорелла - еще более мелкая водоросль, чем хламидомонада, без сократительных вакуолей и без глазка.

Строение клетки . Клетки большинства водорослей существенно не отличаются от типичных клеток высших растений, однако у них есть свои особенности.

Клетки водоросли имеют клеточную оболочку, состоящую из целлюлозы и пектиновых веществ . У многих из них в состав клеточной стенки входят добавочные компоненты: известь, железо, альгиновая кислота и др.

Цитоплазма у большинства водорослей расположена тонким слоем вдоль клеточной стенки и окружает большую центральную вакуоль. В цитоплазме хорошо различимы эндоплазматический ретикулум, митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы, одно или несколько ядер.

В клетках водорослей из органелл особенно заметны хроматофоры (хлоропласты) , которые в отличие от хлоропластов высших растений более разнообразны по форме, размерам, числу, строению, местоположению и набору пигментов. Они могут быть чашевидными, лентовидными, пластинчатыми, звездчатыми, дисковидными и др.

В хроматофорах сосредоточены фотосинтезирующие пигменты: хлорофиллы а, b, с, d, каротиноиды (каротины и ксантофиллы), фикобилины (фикоцианин, фикоэритрин). Кроме того, в матриксе хроматофора находятся рибосомы, ДНК, липидные гранулы и особые включения — пиреноиды. Пиреноиды присущи почти всем водорослям и небольшой группе мхов. Они являются не только местом скопления запасных питательных веществ, но и зоной их синтеза.

Веществами запаса у водорослей служат крахмал, масло, гликоген, волютин, водорастворимый полисахарид ламинарии и др.

РАЗМНОЖЕНИЕ: Водоросли размножаются половым и бесполым путем.

Бесполое размножение осуществляется специ-альными клетками — спорами и зооспорами , которые образуются в особых органах или внутри вегетативных клеток. Споры непод-вижны, а зооспоры могут передвигаться с помощью жгутиков. Те и другие покрыты оболочкой и образуются в большом количестве. Зооспоры чаще всего не отличаются от вегетативных клеток, из ко-торых построено тело организма; после непродолжительного движе-ния они теряют жгутики и прорастают в новую водоросль, как и обычные споры.

Как правило, бесполым способом водоросли размножаются, в благоприятных условиях . При ухудшении условий существова-ния (высокая или низкая температура, накопление продуктов обме-на в среде обитания при высокой плотности заселения, загрязнение водоемов) они приступают к половому размножению.

Колониальные водоросли. Вольвокс. Переход к многоклеточности

В прудах и озерах можно найти плавающие в воде зеленые округлые организмы диаметром до 1 мм. Это вольвокс.


Под микроскопом видно, что каждый такой шарик состоит из множества (около 1000) клеток. Основная масса шарика - это полужидкое студенистое вещество. Клетки погружены в него у самой поверхности, так что жгутики торчат наружу. Благодаря движению жгутиков вольвокс перекатывается в воде ("вольвокс" означает "катящийся").

Каждая клетка вольвокса выглядит как самостоятельное простейшее, но все вместе они образуют колонию, так как соединены друг с другом цитоплазматическими мостиками. Этим объясняется согласованная работа жгутиков всей колонии.

При размножении вольвокса некоторые клетки погружаются вглубь колонии. Там они делятся, образуя несколько новых молодых колоний, которые выходят из старого вольвокса наружу.

3. Многоклеточные водоросли. Многообразие многоклеточных водорослей.

Тело - слоевище, или таллом, покрыто клеточной стенкой, из целлюлозы и пектиновых веществ, и слизью. Цитоплазма, вакуоли, заполненные клеточным соком, в клетке находиться одно или несколько ядер, и пластиды, или хроматофоры, содержащие пигменты.

Отдел Зеленые водоросли.

Талломы чисто-зеленого цвета. В хроматофорах клеток содержатся пигменты хлорофилл, каротин и ксантофилл, причем зеленый пигмент количественно преобладает над желтыми. Отдел насчитывает около 6 тысяч видов.

Отдел Представитель Описание Местообитание
Зеленые Улотрикс Нити состоят из ряда коротких клеток. Одно ядро. Хроматофор в виде незамкнутого кольца. Обитает в морских и проточных пресных водах
Клетки вытянутые, цилиндрические, покрыты слизью. Хроматофоры в виде спирально закрученных лент. Образует большие ватообразные скопления на поверхности воды. Распространена в пресных стоячих и медленно текущих водах.
Ульва или морской салат Слоевище пластинчатое, цельное, рассеченное или разветвленное, длина 30—150 см, состоит из 2 плотно сомкнутых слоев клеток. Наиболее широко распространена в морях субтропических и умеренных поясов
Нителла (блестянка гибкая)

Растение образует густые заросли в толще воды, представляет собой заросль перепутанных темно-зеленых стекловидных нитей, последние образованы длинными цилиндрическими клетками.

По внешнему виду похожа на хвощ. Часто выращивают в аквариумах.

Харовые водоросли имеют образования, которые по форме и выполняемым функциям напоминают органы высших растений.

Распространена в пресных водоемах Европы, Азии, Северной Америки.

1. Улотрикс. 2. Нить улотрикса под микроскопом.

3. Кодиум. 4. Ульва (морской салат).

5. Спирогира под микроскопом.

Отдел Бурые водоросли

Включает в себя 1500 видов (3 класса), большинство из которых - морские организмы . Отдельные экземпляры бурых водорослей могут достигать в длину 100 м.

Они образуют настоящие заросли, например, в Саргассовом море.

У некоторых бурых водорослей, например, ламинариевых, наблюдается дифференциация тканей и появление проводящих элементов .

Многоклеточные слоевища своей характерной бурой окраской (от оливково-зелёной до тёмно-бурой) обязаны пигменту фукоксантину , который поглощает большое количество синих лучей, проникающих на большую глубину.

Таллом выделяет много слизи, заполняющей внутренние полости; это препятствует потере воды.

Ризоиды либо базальный диск настолько плотно прикрепляют водоросль к грунту, что оторвать её от субстрата чрезвычайно сложно.

У многих представителей бурых водорослей имеются специальные воздушные пузыри , позволяющие плавающим формам удерживать слоевище на поверхности, а прикреплённым (например, фукусу) - занимать вертикальное положение в толще воды.

В отличие от зелёных водорослей, многие из которых растут по всей длине, у бурых водорослей есть верхушечная точка роста .

Представитель - ламинария.

(морская капуста) — съедобная водоросль, относящаяся к классу бурых морских водорослей.

С незапамятных времён она используется в питании тех людей, кто живет рядом с морем. Также её использовали и как удобрение, поскольку ламинария содержит очень большой набор макро- и микроэлементов. Ламинария особенно богата йодом, который содержит в органической форме, что влияет на её усвоение организмом человека. Поэтому ламинария способна регулировать работу щитовидной железы.{/spoiler}


Отдел Красные водоросли или Багрянки

Красные водоросли, или багрянки (Rhodophyta) обладают характерной красной окраской, обусловленной наличием пигмента фикоэритрина . У некоторых форм окраска тёмно-красная (почти чёрная), у других розоватая.

Морские (реже пресноводные) нитевидные, листовидные, кустистые или корковые водоросли с очень сложным половым процессом. Багрянки обитают преимущественно в морях, иногда на большой глубине, что связано со способностью фикоэритрина использовать для фотосинтеза зелёные и синие лучи, глубже других проникающие в толщу воды (максимальная глубина 285 м, на которой обнаружены красные водоросли, - рекорд для фотосинтезирующих растений).

Некоторые красные водоросли обитают в пресной воде и почве.

Около 4000 видов делятся на два класса. Из некоторых багрянок добывают агар-агар и другие химические вещества, порфира используется в пищу.

Красные водоросли. Порфира (Porphyra).

Красные водоросли. Родимения (Rhodymenia).

4. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Повсеместное распространение водорослей определяет их огромное значение в биосфере и хозяйственной деятельности человека. Благодаря способности к фотосинтезу они являются основными продуцентами громадного количества органических веществ в водоемах, которые широко используются животными и человеком.

Поглощая из воды углекислый газ, водоросли насыщают ее кислородом, необходимым для всех живых организмов водоемов. Велика их роль в биологическом круговороте веществ, в циклическом характере которого природой решена проблема длительного существования и развития жизни на Земле.

В историческом и геологическом прошлом водоросли принимали участие в образовании горных и меловых пород, известняков, рифов, особых разновидностей угля, ряда горючих сланцев, явились родоначальниками растений, заселивших сушу.

Водоросли чрезвычайно широко используются в различных отраслях хозяйственной деятельности человека, в том числе пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленности. В восточной юго-восточной Азии давно уже используют морские водоросли для приготовления супов. Их выращивают в лиманах на воткнутых в ил бамбуковых палках или на деревянных рамах, опущенных в воду узких заливов.

Морская и водяная культуры начали давать во многих странах обнадеживающие результаты. Японская кухня использует водоросли при выпечке хлеба, добавляет их в пирожные, пудинги и мороженое. Даже консервирование грибов производится с помощью водорослей. В кадки укладывают один ряд грибов, затем один ряд морских водорослей и т.д. Во многих городах мира открыты специализированные кафе, где можно попробовать самые различные блюда из водорослей. Кроме того в морских водорослях установлено наличие витаминов А, В1, В2, В12, С и D, йода, брома, мышьяка и других веществ.

Водоросли проникли в сельское хозяйство и в животноводство. Помидоры, перец и арбузы быстрее созревают и дают больший урожай, если их опрыскать мукой из водорослей. Коровы и куры становятся более продуктивными, если вводить им в пищу концентраты из водорослей.

Одноклеточная зеленая хлорелла вырабатывает большое количество кислорода, аккумулирует органические вещества, используя меньший объем суспензии, имеет более короткий период вегетации, очень быстро размножается, а вся биомасса водоросли может быть использована в качестве пищи. Ее питательные качества - самые высокие в растительном мире. Содержание белка составляет 50% от сухой массы, содержатся также все 8 аминокислот, необходимых для жизнедеятельности человека, и все витамины. Эти способности хлореллы позволяют использовать эти микроводоросли для регенерации воздуха в замкнутых биологических системах жизнеобеспечения человека при длительных космических полетах и подводном плавании.

У нас в стране и за рубежом культивируются микроводоросли на коммунально-бытовых и промышленных сточных водах с целью биологической очистки и дальнейшего использования их биомассы для получения метана или применения в промышленности и сельскохозяйственном производстве.

ЗНАЧЕНИЕ:

В природе:

  • обогащают кислородом атмосферу и гидросферу;
  • основной ис-точник органи-ческого веще-ства в водоемах;
  • участвуют в самоочище-нии естест-венных и сточных вод;
  • индикаторы за-грязнения и засоления;
  • участвуют в круговороте кальция и кремния в поч-вообразовании;

В жизни человека:

Важнейшие компоненты экосистем: пищевые, дие-тические про-дукты, источники сы-рья для полу-чения ве-ществ, необхо-димых в отрас-лях промыш-ленности (фармакологической, бумажной, текстильной), применяются в качестве удобрений.

Класс: 7

Тема: «Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые и
Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение».
Оборудование: иллюстрации и фотографии водорослей, таблицы «Многообразие водорослей», влажные препараты водорослей, текст в учебнике «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2012 года, раздаточный материал, таблички с номерами на столы, компьютер, колонки.

Тип урока: Изучение нового материала.

Технология развития критического мышления.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о многообразии водорослей, их значение.

Задачи:
1. Образовательные: конкретизировать особенности строения и многообразие отделов водорослей (зеленые, бурые, красные), места их обитания. Определить значение водорослей в природе и практической жизнедеятельности человека.
2. Развивающие: способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа и рефлексии.
3. Воспитательные: формировать культуру умственного труда, коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.

Ход урока:

Организационный момент.
Учитель: приветствие учащихся, настрой на работу через релаксацию (на фоне музыки). Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит тёплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

II. Стадия «Вызов»:
Кластер – приём систематизации материала в виде схемы, когда выделяются смысловые единицы текста. На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что детям уже известно по данной теме.
Учитель: Напишите в схеме (кластере) всё, что вы знаете о водорослях?

Учащиеся: определяют и записывают признаки водорослей на доске.
Учитель: что ещё нужно изучить, чтобы у вас полностью сформировались знания о водорослях?
Учащиеся: дополняют известные сведения о значении водорослей.
Учащиеся: самостоятельно определяют тему урока (Многообразие
и значение водорослей).

Стадия «Осмысление»:
Приём «Зигзаг», так как учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества.
Для работы учащихся объединяются в три группы по 6 человек. Члену каждой группы присваивается номер 1,2,3. На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола № 2, третьи – вокруг стола № 3. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Каждой группе предлагается для изучения свой блок:
«Зелёные водоросли» (Приложение 1)
«Бурые водоросли» (Приложение 2)
«Красные водоросли» (Приложение 3)

Учащиеся: повторяют правила работы в группе; самостоятельно перерабатывают информацию и представляют её в виде таблицы, кластера или блок-схемы.

Учащиеся: по три участника каждой группы перемещаются в другую группу, где производится обмен полученными сведениями. После обсуждения в других группах, все учащихся возвращаются в свои группы.

Представитель от каждой группы вывешивает свой кластер, таблицу или блок-схему и озвучивает его. Помощниками могут выступать только представители других групп, кто первоначально с этим материалом не работал. В итоге выстраивается весь текст целиком, только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, оформлять свои мысли графическим способом. (Физминутка).

Стадия «Рефлексия»:
Работа в группах – составить «Синквейн»:
5 строк:
1 – понятие (существительное, 1 слово) ;
2 – прилагательные (два слова) ;
3 – глаголы (три слова) ;
4 – предложение (из четырех слов) ;
5 – суть объекта.
Пример синквейна:
1 – Водоросли
2 – Зеленые, подводные
3 – Растут, дышат, размножаются
4 – Выделяют кислород в воду
5 – Живые.

Домашнее задание:
Прочитать текст в учебнике на странице 43-48.
Ответить устно на вопросы на странице 49 № 5-9.
Сделать таблицу «Многообразие водорослей» (отдел, представители, особенности строения).
Сделать сообщение «Ламинария», «Хлорелла» (по выбору).
Сделать кроссворд «Многообразие водорослей» (по выбору).

Приложение 1.
Раздаточный материал
«Зелёные водоросли»

Прочитать текст в учебнике на страницах 43(2,3 абзацы), 45; дополнительные сведения.
Определить отличительные особенности зелёных водорослей.
Назвать представителей.

Зеленые водоросли
Синезеленые водоросли, накапливающиеся в водохранилищах в периоды летнего «цветения» воды - явления, ставшего в годы жаркого лета подлинным бичом наших южных искусственных водоемов. Исследования показали принципиальную возможность использования этой массы как в сельском хозяйстве в качестве органического удобрения под некоторые культуры и кормовой добавки в пищевом рационе домашних животных, так и в промышленности для получения некоторых ценных химических веществ. Однако серьезным препятствием на этом пути служит сезонность «цветения» воды, непостоянство этого явления и его зависимость от погодных условий каждого отдельного лета. Поэтому действительно широкий размах получает сейчас другое направление в практическом использовании микроскопических водорослей, основанное на возможности управлять процессом- искусственное культивирование их в производственных целях. Исходным объектом такого культивирования послужила одноклеточная водоросль хлорелла, но к настоящему времени в круг подобных объектов вовлечены не только другие зеленые, но и сине-зеленые и диатомовые водоросли. Это направление, постепенно становящееся особой отраслью микробиологической промышленности, чрезвычайно интересно и значительно.

Приложение 2

Раздаточный материал
«Бурые водоросли»

Прочитать текст в учебнике на страницах 47-48; дополнительные сведения.
Определить отличительные особенности бурых водорослей.
Назвать представителей.
Указать значение данной группы водорослей в природе и жизнедеятельности человека.

Бурые водоросли
Наибольшей известностью пользуется у нас так называемая морская капуста. Это главным образом ламинария и близкие к ней виды бурых водорослей, например алария и ундария. Продукты, получаемые из ламинариевых, известны в Японии под названием «комбу»; для их приготовления применяют не менее 12 способов. Собранную морскую капусту высушивают на берегу, затем режут на ленты и складывают в пачки. Из морской капусты и комбу приготовляют самые разнообразные кушанья, чаще всего употребляя вместо обыкновенной капусты в супах, с мясом, рыбой, рисом и т. п. Употребляют ее и в кондитерских изделиях - засахаренную, в пастиле, конфетах и т. д.
Приложение 3

Раздаточный материал
«Красные водоросли»

Прочитать текст в учебнике на страницах 44(2 абзац), 46; дополнительные сведения.
Определить отличительные особенности красных водорослей.
Назвать представителей.
Указать значение данной группы водорослей в природе и жизнедеятельности человека.

Красные водоросли
Одним из наиболее известных промышленных продуктов водорослевого происхождения является агар, или кантен, представляющий собой слизистое вещество, извлекаемое из морских водорослей путем их выварки. Все морские водоросли в той или иной мере отличаются слизистым слоевищем. Если их подвергнуть выварке, то слизь переходит в раствор, застывающий при охлаждении в плотный студень белого или желтоватого цвета (в зависимости от очистки). Его высушивают и выпускают в продажу в виде лент, плиток, кубиков и порошка. Сухой агар в кипящей воде снова легко переходит в раствор, и даже 20 г его на литр воды дают довольно плотный студень. Применение агара разнообразно. В больших количествах его используют в пищевой промышленности при изготовлении мармелада, пастилы, мороженого, сыра и других, преимущественно кондитерских, изделий. Агар добавляют в хлеб, это повышает его качество, и он не так быстро черствеет. В бумажной промышленности его применяют для придания бумаге плотности и глянца, с той же целью его используют в текстильной промышленности при аппретуре, т. е. отделке тканей, и в ряде других отраслей. Наконец, в громадных количествах агар используют в научно-исследовательской работе в качестве твердой среды (после пропитывания питательными солями) для культивирования микроорганизмов. При сходной, но более грубой обработке из водорослей получают клей, который находит применение как в текстильном, так и строительном деле. Прибавление клея к цементу, штукатурке и прочим строительным материалам увеличивает их крепость и водонепроницаемость.

Библиографический список.
Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. – М.: ООО «Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2005. – 128.: ил.
Книга для чтения по ботанике. Д.И. Трайтак.- М.: Просвещение, 1978.

Название: Конспект урока по биологии в 7 классе. Тема «Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение»
Номинация: Школа, Биология (класс 5-11), 7 класс

Должность: учитель первой квалификационной категории
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шерагульская средняя общеобразовательная школа»
Месторасположение: село Шерагул, Тулунский район, Иркутская область

Водоросли — это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.

Общая характеристика водорослей:

  • Тело не расчленено на органы (у многоклеточных); отсутствие чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом).
  • Нет специализированных тканей.
  • Клетки содержат хлорофилл. Происходит фотосинтез. Фотоавтотрофного питание.
  • Размножение: бесполое, половое и вегетативное.
  • Распространение в воде: во взвешенном состоянии (планктон); на границе «вода-воздух» (нейстон); на дне или на значительной глубине (бентос); на подводных скалах (перифитон).

К водорослям относят различное число (в зависимости от классификации) отделов эукариот , многие из которых не связаны общим происхождением. Также к водорослям часто относят синезелёные водоросли или цианобактерии , являющиеся прокариотами . Традиционно водоросли причисляются к растениям.

Отдел зеленые водоросли.

Зеленые водоросли делятся на одноклеточные и многоклеточные формы, содержат хлорофилл. У них встречаются все виды бесполого и полового размножения. Зеленые в. встречаются в соленых и пресных водоемах, в почве, на коре деревьев, на камнях и скалах. Этот отдел насчитывает до 20 тыс. видов и включает пять классов:

  • Класс волосковые — наиболее примитивные одноклеточные в. со жгутиками. Некоторые их виды представляют собой колонию.
  • Класс протококковые — одноклеточные и многоклеточные безжгутиковые формы
  • Класс улотриксовые — имеют нитчатое или пластинчатое строение слоевища.
  • Класс жаровые - строением напоминают высшие растения — хвощи.
  • Класс сифоновые - внешне похожи на другие в. или на высшие растения, состоят из одной многоядерной клетки, достигая размеров до 1 м.

Одноклеточная зеленая пресноводная водоросль — хламидомонада. Имеет овальную или круглую форму тела, на вытянутом переднем конце два жгутика. Хроматофор чашевидный, с пиреноидом, содержащим зерна крахмала. В передней части клетки красный глазок — это светочувствительный орган. Ядро одно, с маленьким ядрышком. Две пульсирующие вакуоли смещены к переднему концу клетки. Хламидомонада питается автотрофно, но при отсутствии света может перейти на гетеротрофное питание, если в воде присутствуют органические вещества. Размножается бесполым и половым путем. При бесполом размножении содержимое клетки (спорофит ) делится на 4 части и образуются 4 гаплоидных зооспоры. С наступлением холодов 2 зооспоры сливаются, образуя диплоидную зиготоспору. Весной она делится митозом, вновь образуя гаплоидные в.

Спирогира — пресноводная зеленая многоклеточная нитчатая водоросль. Нити составлены одним рядом одноядерных цилиндрических клеток со спиралевидными хлоропластами и пиреноидами. Рост нити в длину происходит бесполо за счет поперечного деления клеток. Размножается частями нити или половым путем. Половой процесс называется конъюгацией.

Отдел бурые водоросли

Многоклеточные морские водоросли . Насчитывается ок. 1500 видов. Имеют желтовато- бурую окраску, обусловленную большим количеством желтых и бурых пигментов. Размер и форма их различны. Встречаются нитевидные, корковидные, шаровидные, пластинчатые и кустообразные растения. Слоевища (тела) многих видов содержат газовые пузырьки, удерживающие в. в вертикальном положении. Вегетативное тело расчленено на подошву или ризоиды, служащие органами прикрепления, и на простую или рассеченную пластину, соединяющуюся с подошвой черешком. Пигменты, придающие им бурый цвет, сосредоточены только в поверхностных слоях клеток, внутренние клетки талома бесцветны. Это свидетельствует о дифференциации клеток по функциям: фотосимтетической и загасающей. У бурых водорослей нет настоящей проводящей системы, однако, в центре слоевища имеются ткани, по которым передвигаются продукты ассимиляции. Всасывание минеральных веществ осуществляется всей поверхностью слоевища.

У бурых водорослей встречаются все формы размножения: вегетативное (при случайных отделениях частей слоевища), споровое, половое (три формы: изогамная, гетерогамная и моногамная).

Отдел красные водоросли (багрянки)

Встречаются обычно на больших глубинах теплых морей. Насчитывают ок. 4000 видов. Имеют расчлененное слоевище, ризоидом или подошвой крепятся к субстрату. Помимо обычных хлорофиллов и каротиноидов, в пластидах багрянок содержатся фикобилины. Другая их особенность — сложный половой процесс. Гаметы и споры красных водорослей лишены жгутиков и неподвижны. Оплодотворение происходит при пассивном переносе мужских половых клеток к женскому половому органу.

Значение водорослей

Водоросли — первичные продуценты с высокой продуктивностью. С них начинаются большинство пищевых цепей морей, океанов и пресных водоемов Одноклеточные в. являются главным компонентом фитопланктона, который служит кормом многим видам водных животных. В. обогащают атмосферу кислородом.

Из водорослей получают много ценных продуктов. Например, из красных водорослей получают полисахариды агар-агар и карраген (используются для получения желе, в косметике и как пищевые добавки); из бурых водорослей получают альгиновые кислоты (применяют в качестве отвердителей, желеобразующих веществ в пищевой, косметической промышленности, для изготовления красок и паков).

Таблица «Водоросли»

Конспект урока «Водоросли». Следующая тема:

Это конспект по теме «Низшие растения. Водоросли» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Методическая разработка открытого урока.

Тема: « Водоросли. Общая характеристика ».

Тип урока: изучение нового материала.

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Предметные результаты: – формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) .

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно .

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

    Показать особеннос ти клеточного строения водорослей;

    Формировать умение вести научный диалог;

    Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация « Водоросли. Общая характеристика».

Дидактический и раздаточный материал: учебник, микроскопы, инструктивные карточки, живые представители высших и низших водных растений, таблицы «одноклеточные водоросли», «многоклеточные красные и бурые водоросли», раздаточный материал.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, научный, исследовательский, репродуктивный.

Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока, самоконтроль, взаимоконтроль

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.

II. Этап мотивации (2-3 минуты)

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная работа.

Учитель:

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

Учащиеся: 6

Учитель на доске начинает составлять графическую схему.

Учитель: Какое царство живой природы мы изучаем в этом году?

Учащиеся : Растения.

Р.

Учитель: Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите???

Учащиеся: царство «растения» зеленым цветом.

Учитель: Почему???

Учащиеся: они имеют хлоропласты, для них характерен процесс фотосинтез.

Хорошо.

Р.

фотосинтез

хлоропласты

Работа учителя со схемой.

Учитель: Это главный признак, который отличает все растения от других царств живой природы. Царства растения объединяет более 500 видов, которые объединяются в 5 отделов. Какие отделы вы знаете? ( покрытосеменные, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли ).

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами, работая в группах.

3. Формулирование темы урока. Постановка целей урока .(15 мин)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с внешним и внутренним строением растений, а также классифицировали их на низшие и высшие. Сегодня мы с вами переходим к изучению непосредственно отделов растений. А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке вы попробуйте ответить мне сами после выполнения следующего задания.

Учащимся, необходимо решить несложные примеры, заменить числовые ответы на буквы, самостоятельно узнать тему урока.

24, 29, 56, 29, 100, 29, 44, 82 , 123

В О Д О Р О С Л И

54-25=О 134-34=Р 26+56 =Л 12+12=В, 24+32=Д 56-12=С 165-42=И

Учитель: Какой отдел мы сегодня на уроке будет изучать?

Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся формулируют варианты тем.

Работа учителя со схемой.

Р.

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Тема урока: Путешествие в мир водорослей.

Учитель: Ребята, добро пожаловать к самым древним растениям на Земле. А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня с вами узнать?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, целью нашего урока: Познакомиться с внешними признаками отдела водоросли. Сегодня на уроке вы познакомитесь с признаками, по которым все водоросли объединили в один отдел. Наша задача в течение урока дать общую характеристику водорослям и составить графическую схему на доске.

4. Изучение нового материала (беседа учителя с учащимися)

Учитель: Первое путешествие мы совершим с вами туда, где обитают водоросли. Но у меня к вам вопрос. Почему не все водоросли зеленые? Посмотрите на таблицу. Эти водоросли, почему то красные и бурые. Может кто-то мне объяснит?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с научной статьей, и после мы определим, кто же из вас был прав.

Индивидуальная работа учащихся с научной статьей (приложение 2 ).

Учитель организует диалог с учащимися по проблеме.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. В какой среде обитания живут водоросли?

2. А каких представителей водорослей вы знаете?

3. На какие группы мы можем с вами классифицировать все водоросли? (одноклеточные и многоклеточные)

4. На каких глубинах обитают зеленые водоросли? (небольшие)

6. На каких глубинах обитают красные и бурые водоросли? (более 200 м )

7. Какие лучи они поглощают? (остатки радуги )

8. Идет ли фотосинтез у красных и бурых водорослей? (да )

Учитель: Таким образом, зеленый пигмент усваивает только красные и синие лучи, которые не доходят на большие глубины. Это приспособление, связанное с процессом фотосинтеза. Итак, подтвердилась ли ваша гипотеза?

Учащиеся: да (нет)

1. пигмент

водоросли

хлоропласты

фотосинтез

Окраска

Минутки релаксации «Мир в капле росы». (2мин) На уроке в средней школе дети быстро утомляются, поэтому им так необходима минутка отдыха. Удивительная музыка и яркие картинки помогут не только снять напряжение на уроке, но и увидеть необыкновенную красоту окружающего мира. Дети смогут понять и почувствовать, что такой хрупкий мир нужно беречь.

А чем же отличаются водоросли от других отделов растений? Чтобы ответить нам на этот вопрос, давайте выполним следующее задание:

Индивидуальная работа и в парах.

Задание.

1. Рассмотрите в стаканчиках под номерами 1 и 2 водные растения.

2. Сравните эти растения по внешнему виду и определите, в каком из стаканчиков находится водоросль, а в каком нет.

3. Заполните сравнительную таблицу в тетради.

3. Докажите почему.

Учащиеся определяют, в каком стаканчике водоросли и доказывают: так как у них нет органов, следовательно, водоросли относятся к низшим растениям (материал по высшим и низшим изучался на прошлом уроке).

Учитель продолжает заполнять схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

Учитель: И у нас с вами остался последний вопрос: Для чего же необходимы водоросли в природе и окружающем мире? Посмотрите пожалуйста на слайд и попытайтесь сформулировать для чего нужны водоросли?.

Учитель дополняет схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

Р.

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

3. Роль в природе

Учитель предлагает учащимся по желанию дать общую характеристику отделу водоросли по схеме у доски. Затем обобщает материал по схеме на доске.

I V . Закрепление.(10 мин).

А сейчас я предлагаю вам выполнить ряд заданий в качестве закрепления и проверки полученных знаний: ……ребусы, убрать лишнее, вставить пропущенные слова.

На этом наше путешествие в мир водорослей закончено.

V .Подведение итогов. (2-3 минуты) Учитель предлагает оценить учащимся свою работу по листу самооценки (приложение 4). Учащиеся высказывают свое мнение, анализируя свою работу на уроке.

VI . Домашнее задание:

Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.

По выбору

1. Учебник стр.93(прочитать).

2. Общая характеристика водорослей (пересказ по схеме).

3. C оставить кроссворд на данную тему.

Читайте также: