Что значит чья страна того и вера. Аугсбургский религиозный мир. Задания к параграфу

Юдовская◄

Вопрос в начале параграфа

Какие изменения произошли в сознании людей в начале Нового времени? Что повлияло на изменение их сознания?

В начале Нового времени в сознании людей произошли значительные изменения в представлениях о мире, человеке, вселенной. Этому способствовали географическое открытия, научные открытия, размышления гуманистов.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Автор высмеивает иерархов католической церкви, которых изображает с головами животных. Так папа римский изображен с головой льва, что символизирует его претензии на власть в Италии. Богословы изображены с головами животных, что призвано показать их лживость, жадность, хитрость, невежество и иные пороки.

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Выпишите термины, характеризующие процесс Реформации.

Лютеране, протестанты, спасение верой.

Вопрос 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии».
  1. Кризис католической церкви в XV в.
  2. Недовольство церковью в обществе.
  3. Раздробленность Германии и политическая власть церкви.
  4. Появление религиозных движений.
Вопрос 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне.

В движении за реформы церкви разные группы населения преследовали свои цели:

Князья – освободится от политического вмешательства Папы Римского в германские дела, ограничить в правах императора, который свою власть опирал на авторитет церкви.

Феодалы – разделить церковные земли и богатства

Горожане – избавиться от церковных поборов, получить более дешевую церковь (многим горожанам не нравилась излишняя пышность и богатство церковных служб на латинском языке), отвечающую новому мировоззрению.

Крестьяне – избавиться от десятины и других повинностей в пользу монастырей, которые также обладали крупными феодальными владениями.

Вопрос 4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой (поэтому нет нужды в самой церкви и духовенстве в качестве посредника); вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека (поэтому Лютер отрицал значимость многих церковных служб и таинств, а также роль монастырей); только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры (поэтому он выступал за перевод Библии на немецкий язык).

Вопрос 5. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера…». Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?

Высказывание «Чья страна, того и вера…» означало признание право князей на выбор вероисповедания для своего княжества. Те княжества, где князь был католик, оставалось католическим, в тех же княжествах, где князья стали протестантами, утвердилась протестантская вера (лютеранство). Подданные должны были принять веру своих правителей.

Аугсбургский религиозный мир имел огромное значение, т.к. он признал лютеранство официальной религией княжеств и установил право князей на выбор вероисповедания, что приостановило конфликт католиков и протестантов и позволило восстановить стабильность Священной Римской империи.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

Гуманизм и Реформация связаны с тем, что гуманисты поставили под сомнения церковный авторитет и церковную схоластику. Под влиянием идей гуманистов шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире - его мысли обратились и к земной, мирской жизни.

В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Строгое соблюдение прежних церковных обрядов и таинств, посещение служб на незнакомом большинству латинском языке не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней, которая больше отвечала потребностям человека Нового времени.

Вопрос 2. Обсудите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии.

Идея лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоев населения, т.к. ее идеи отвечали их желаниям. Феодалы, горожане и крестьяне в призывах Лютера закрыть церкви и упразднить духовенство видели реализацию своих желаний:

  • усилить свою власть (князья и император),
  • заполучить церковные и монастырские земли, избавиться от власти духовенства (феодалы),
  • избавиться от пышных и дорогих церковных обрядов в пользу более дешевого богослужения (буржуазия),
  • избавиться от церковных поборов, уничтожить имущественное неравенство (горожане и крестьяне)
Вопрос 3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии.

От Реформации князья увеличили свою власть, получив контроль над лютеранской церковью и заставив императора признать их самостоятельность, феодалы разделили церковные земли, горожане получили дешевую церковь и менее дорогостоящие церковные обряды, крестьяне потерпели поражение в борьбе против феодального угнетения.

Вопрос 4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Создание лютеранской церкви имело большое значение для европейцев, т.к. новое церковное учение более соответствовало мировоззрению человека Нового времени, способствовала складыванию национальных государств.

Причина долгого существования лютеранской церкви в том, что она требует не слепой веры служителям церкви и исполнение обрядов, но более индивидуального постижения Библии общения с Богом, а значит со своим внутренним миром.

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие изменения произошли в сознании людей в начале Нового времени? Что повлияло на изменение их сознания?

В начале Нового времени в сознании людей произошли значительные изменения в представлениях о мире, человеке, вселенной. Этому способствовали географическое открытия, научные открытия, размышления гуманистов.

Вопросы в параграфе

Автор высмеивает иерархов католической церкви, которых изображает с головами животных. Так папа римский изображен с головой льва, что символизирует его претензии на власть в Италии. Богословы изображены с головами животных, что призвано показать их лживость, жадность, хитрость, невежество и иные пороки.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Выпишите термины, характеризующие процесс Реформации.

Лютеране, протестанты, спасение верой.

Вопрос 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии».

Кризис католической церкви в XV в. Недовольство церковью в обществе. Раздробленность Германии и политическая власть церкви. Появление религиозных движений.

Вопрос 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне.

В движении за реформы церкви разные группы населения преследовали свои цели:

Князья – освободится от политического вмешательства Папы Римского в германские дела, ограничить в правах императора, который свою власть опирал на авторитет церкви.

Феодалы – разделить церковные земли и богатства

Горожане – избавиться от церковных поборов, получить более дешевую церковь (многим горожанам не нравилась излишняя пышность и богатство церковных служб на латинском языке), отвечающую новому мировоззрению.

Крестьяне – избавиться от десятины и других повинностей в пользу монастырей, которые также обладали крупными феодальными владениями.

Вопрос 4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой (поэтому нет нужды в самой церкви и духовенстве в качестве посредника); вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека (поэтому Лютер отрицал значимость многих церковных служб и таинств, а также роль монастырей); только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры (поэтому он выступал за перевод Библии на немецкий язык).

Вопрос 5. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера...». Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?

Высказывание «Чья страна, того и вера...» означало признание право князей на выбор вероисповедания для своего княжества. Те княжества, где князь был католик, оставалось католическим, в тех же княжествах, где князья стали протестантами, утвердилась протестантская вера (лютеранство). Подданные должны были принять веру своих правителей.

Аугсбургский религиозный мир имел огромное значение, т.к. он признал лютеранство официальной религией княжеств и установил право князей на выбор вероисповедания, что приостановило конфликт католиков и протестантов и позволило восстановить стабильность Священной Римской империи.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

Гуманизм и Реформация связаны с тем, что гуманисты поставили под сомнения церковный авторитет и церковную схоластику. Под влиянием идей гуманистов шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире - его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Строгое соблюдение прежних церковных обрядов и таинств, посещение служб на незнакомом большинству латинском языке не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней, которая больше отвечала потребностям человека Нового времени.

Вопрос 2. Обсудите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии.

Идея лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоев населения, т.к. ее идеи отвечали их желаниям. Феодалы, горожане и крестьяне в призывах Лютера закрыть церкви и упразднить духовенство видели реализацию своих желаний:

Усилить свою власть (князья и император),

Заполучить церковные и монастырские земли, избавиться от власти духовенства (феодалы),

Избавиться от пышных и дорогих церковных обрядов в пользу более дешевого богослужения (буржуазия),

Избавиться от церковных поборов, уничтожить имущественное неравенство (горожане и крестьяне)

Вопрос 3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии.

От Реформации князья увеличили свою власть, получив контроль над лютеранской церковью и заставив императора признать их самостоятельность, феодалы разделили церковные земли, горожане получили дешевую церковь и менее дорогостоящие церковные обряды, крестьяне потерпели поражение в борьбе против феодального угнетения.

Вопрос 4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Создание лютеранской церкви имело большое значение для европейцев, т.к. новое церковное учение более соответствовало мировоззрению человека Нового времени, способствовала складыванию национальных государств.

Причина долгого существования лютеранской церкви в том, что она требует не слепой веры служителям церкви и исполнение обрядов, но более индивидуального постижения Библии общения с Богом, а значит со своим внутренним миром.

На протяжении столетий многие военные конфликты, как межнациональные, так и междоусобные, имели религиозную подоплеку. Шмалькальденские войны в Германии (XVI в.) - один из ярких примеров того, к чему может привести нетерпимость к представителям другого вероисповедания. Тогда Аугсбургский мир положил конец военному конфликту, правда, ненадолго.

Неслучайная Реформация

Истории протестантизма в Западной Европе посвящены сотни монографий. В одной из них католическая церковь на рубеже XV-XVI веков характеризуется как реакционная, упадническая, растленная, не способная давать прихожанам духовное руководство.

Ее представители, начиная с римских пап и заканчивая приходскими священниками, погрязли в разврате и роскоши. Кроме того, во многих странах церковь обладала огромной земельной собственностью. Например, в Германии ей принадлежала половина угодий.

Духовенство взимало плату буквально за все, особенно хороший доход приносило отпущение грехов за деньги. Торговлю индульгенциями порицали не только гуманисты, но и некоторые священнослужители.

Одним из них был Мартин Лютер, с чьим именем связано движение за обновление церкви, всколыхнувшее всю Германию. Только Аугсбургский мир 1555 года восстановил относительную политическую стабильность в немецких княжествах.

Германия после тезисов Лютера

31 октября 1517 г. традиционно считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер обнародовал тезисы, направленные против торговли индульгенциями. Вряд ли этим поступком он собирался бросить вызов католической церкви. Тем не менее его идеи вскоре облетели всю Германию, приведя к дебатам о природе веры и правомерности папской власти.

Спор Лютера с католической церковью закончился его отлучением в 1521 г. Тогда же он был вызван на заседание парламента (рейхстага) в город Вормс, на котором председательствовал Карл V. Император Священной Римской империи слыл ревностным католиком и доводы Лютера его не убедили.

Однако обеспокоенный нараставшими волнениями Карл V в 1526 г. даровал право германским княжествам выбирать между католичеством и лютеранством. Правда, спустя три года он аннулировал свое решение, на что некоторые князья выразили протест. С тех пор сторонников Реформации стали называть протестантами.

Летом 1530 г. Карл V созвал новый рейхстаг, на этот раз в Аугсбурге, с целью примирить лютеран и католиков. Реформаторы представили 28 основных вероучений, ставших впоследствии богословской нормой нового религиозного течения. Рейхстаг не достиг цели: католики отвергли исповедание протестантов, что привело к началу религиозной войны. Аугсбургский мир был отсрочен почти на 25 лет.

Шмалькальденская лига

После закрытия рейхстага князья-протестанты заключили военный союз в городе Шмалькальден. Первоначально его целью было оказание взаимной помощи в случае нападения императорской армии. Со временем к лиге присоединились протестантские города юга и герцог Вюртембергский. Таким образом, Шмалькальденский союз стал обладать значительной военной силой.

Император Карл V, занятый войнами в Италии, пошел на временные уступки. По сути, князья-протестанты получили право продолжать религиозную реформацию в своих владениях. Тем не менее к началу 40-х годов внутренние противоречия стали разъедать Шмалькальденский союз изнутри.

Одни князья предпочитали занимать оборонительную позицию в отношении имперской власти, в то время как другие призывали к решительным действиям против католиков. Позже Аугсбургский религиозный мир положил конец противостоянию двух конфессий, а пока император искал возможности углубить раскол внутри Союза.

Первая Шмалькальденская война

Наконец Карл V, заключив мир с Турцией и Францией, вплотную занялся религиозными делами в Германии. Ему удалось склонить на свою сторону Морица Саксонского и Иохима Бранденбургского, покинувших ряды протестантов.

Первая Шмалькальденская война 1546-1547 гг. закончилась победой императорской армии под командованием герцога Альбы. В следующем году в Аугсбурге рейхстаг принял интерим - временное постановление, с целью объединения католиков и протестантов. Император пошел на некоторые уступки, например отменил целибат, однако требовал признания власти римского папы.

Хотя компромиссный характер интерима не удовлетворил ни католиков, ни протестантов, он просуществовал до того времени, как рейхстаг принял Аугсбургский религиозный мир. Это произошло после окончания второй Шмалькальденской войны, разгоревшейся в 1552 г. В ней, кроме немецких протестантских княжеств, принял участие французский король Генрих II.

Вторая Шмалькальденская война

Получив от императора титул курфюрста, Мориц Саксонский решил вновь вернуться в ряды князей-реформаторов. Более того, он возглавил армию протестантов во время второй Шмалькальденской войны и едва не захватил в плен Карла V - своего недавнего союзника.

В Пассау император подписал мир, согласно которому Франция получала три епископства в Лотарингии, а спорные религиозные вопросы в Германии должен был решить очередной рейхстаг.

Тем не менее Карл V не торопился созывать парламент, не желая идти на уступки. В конце концов он передал бразды правления своему брату, Римскому королю Фердинанду I, который готов был признать право немецких княжеств на исповедование лютеранства. Собственно, именно он, обладая полномочиями, подписал Аугсбургский мир.

Соглашение с оговорками

В феврале 1555 г. открылось заседание рейхстага. После ожесточенных дебатов в сентябре текст соглашения был готов. Аугсбургский мир был направлен на поддержание политической стабильности в обширной империи Габсбургов, поэтому был ничем иным как компромиссом.

Тем не менее князья-протестанты добились главного: права выбирать религию в своих владениях. На их подданных, впрочем, такое право не распространялось, они полностью зависели от выбора своего государя. Лютеранство признавалось законной религией наравне с католицизмом. Другое протестантское течение - кальвинизм - оставалось вне закона.

Из этих основных положений видно, что условия Аугсбургского мира носили половинчатый характер. Новые военные конфликты на почве религии были всего лишь делом времени, что и подтвердилось спустя несколько десятилетий, когда в Европе разгорелась Тридцатилетняя война.

Несмотря на явные недостатки, соглашение 1555 г. имело также положительные стороны. Во-первых, был выработан законодательный механизм, регулировавший мирное существование двух религий на территории одного государства.

Во-вторых, соглашение положило конец религиозным войнам, вернуло мир, дало возможность государственным учреждениям, включая рейхстаг, выполнять свои прямые обязанности.

Аугсбургский религиозный мир в Германии справедливо считается одной из важных вех в истории страны, ведь с ним связан пример того, как государство может решать религиозные конфликты, содействуя веротерпимости.

Знаменитый Аугсбургский мир был подписан после того, как в Европе началось распространение нового христианского учения. Система, установленная в 1555 году, просуществовала 60 лет, вплоть до начала

Реформация

В 1517 году в немецком городе Виттенберге произошло знаменательное событие. Монах из ордена августинианцев Мартин Лютер вывесил на двери местной церкви бумагу с 95 тезисами. В них он осуждал порядки, царившие в Римской католической церкви. Незадолго до этого появилась возможность покупать индульгенции (отпущение грехов) за деньги.

Коррупция и отход от принципов Евангелия сильно ударили по престижу Католической церкви. стал основоположником Реформации - процесса борьбы за реформы в христианском мире. Его последователей стали называть протестантами или лютеранами (это более узкий термин, помимо лютеран среди протестантов, например, были еще и кальвинисты).

Обстановка в Германии

Центром Реформации стала Германия. Эта страна не была единым государством. Ее территория была поделена между множеством князей, которые подчинялись императору Священной Римской Империи. Власть этого верховного монарха никогда не была монолитной. Князья зачастую вели самостоятельную внутреннюю политику.

Многие из них поддержали Реформацию и стали протестантами. Новое движение стало популярным и среди простых жителей Германии - горожан и крестьян. Это привело к конфликту с Римом, а в итоге и с императорской властью (императоры оставались католиками). В 1546-1547 гг. разразилась Шмалькальденская война. Она разорила страну и показала неэффективность старых порядков. Появилась необходимость найти компромисс между противоборствующими сторонами.

Длительные предварительные переговоры

Прежде чем стороны подписали Аугсбургский мир, прошло множество переговоров, которые растянулись на несколько лет. Первым их успехом стало то, что среди князей и курфюрстов нашлись те, кто согласились быть посредниками между католиками и протестантами. Император Карл V Габсбург в это время поссорился с Папой Римским, что дало еще больше шансов на удачный исход предприятия.

Аугсбургский мир стал возможным еще и потому, что интересы католиков стал представлять германский король Фердинанд I. Этот титул во многом считался формальным, но его носил брат императора Карла, который являлся его правой рукой. Главой протестантов на переговорах выступил курфюрст Мориц Саксонский.

Нейтральными князьями стали правители и той, и другой ветви христианства. Среди них были государи Баварии, Трира, Майнца (католики), а также Вюртемберга и Пфальца (лютеране). Перед основными переговорами, на которых был подписан Аугсбургский мир, также произошла встреча правителей Гессена, Саксонии и Бранденбурга. На ней были согласованы позиции, которые также устраивали императора. При этом отказывался участвовать в переговорах. Он не хотел идти на уступки протестантам и оппозиционным князьям. Поэтому император делегировал свои полномочия брату Фердинанду. В это время Карл находился в своих испанских владениях (Габсбурги контролировали огромные территории по всей Европе).

Заседание рейхстага

Наконец, 1555 Аугсбург принял у себя рейхстаг Империи, где встретились все стороны и участники конфликта. Фердинанд I был на нем председателем. Переговоры проходили в нескольких куриях в параллельном режиме. Между собой отдельно договаривались курфюрсты, свободные города и князья. Наконец, в сентябре Аугсбургский мир был подписан Фердинандом на условиях, в которых было много уступок протестантам. Это не понравилось императору Карлу. Но поскольку он не мог саботировать процесс, чтобы не начать войны, то решил отречься от престола за несколько дней до подписания договора. Заключение Аугсбургского мира состоялось 25 сентября 1555 года.

Условия и значение Аугсбургского мира

Несколько месяцев делегаты согласовывали условия, прописанные в документе. Аугсбургский религиозный мир закреплял за лютеранством официальный статус в Империи. Однако и в этой формулировке есть серьезные оговорки.

Устанавливался принцип свободы вероисповедания. Он распространялся на так называемые имперские сословия, в которые входили привилегированные члены общества: князья, курфюрсты, имперские рыцари и жители свободных городов. Однако свобода вероисповедания не затрагивала вассалов князей и жителей их владений. Таким образом, в Империи восторжествовал принцип «чья земля, того и вера». Если князь желал обратиться в лютеранство, он мог сделать это, однако такой возможности не было, например, у крестьян, живших на его земле. Однако Аугсбургский религиозный мир разрешал недовольным выбором правителя эмигрировать в другой регион империи, где была установлена приемлемая вера.

В то же время католики добились уступок со стороны лютеран. Заключение Аугсбургского мира привело к тому, что аббаты и епископы, решившие перейти в протестантизм, лишались своей власти. Так католики смогли сохранить за собой все церковные земли, закрепленные за ними до заседания рейхстага.

Как видим, значение Аугсбургского мира было огромным. Впервые противоборствующим сторонам удалось разрешить конфликт посредством переговоров, а не войны. Также был преодолен политический раскол Священной Римской Империи.

Действовавшим от имени императора Карла V . Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века . В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века , что стало одной из причин Тридцатилетней войны .

Аугсбургский религиозный мир

Титульный лист первого издания текста Аугсбургского религиозного мира. Майнц, 1555
Тип договора уния
Подписание 25 сентября
место
  • Аугсбург
Подписали Фердинанд I
Стороны Шмалькальденский союз ,
император Карл V

Предпосылки

К 21 июля 1555 года был подготовлен проект соглашения, который был направлен на утверждение королю. Затем последовали ещё несколько месяцев двусторонних обсуждений и согласований, в ходе которых лютеранские князья пытались добиться признания свободы вероисповедания для каждого подданного империи, а католики настаивали на предоставлении гарантий неприкосновенности владений Римско-католической церкви . Попытки Фердинанда I устраниться от утверждения проекта соглашения и выдвинутая им идея закрытия или переноса рейхстага были решительно отвергнуты протестантскими курфюрстами и князьями. В результате, осенью 1555 года король был вынужден форсировать переговоры. 21 сентября 1555 года текст соглашения был утверждён рейхстагом, а 25 сентября - подписан Фердинандом I. Незадолго до этого, 19 сентября 1555 года император Карл V подписал отречение от престола, одной из причин которого было несогласие с текстом Аугсбургского соглашения. Поэтому официально Аугсбургский религиозный мир вступил в силу лишь в 1556 году , после завершения процедуры отречения Карла V и передачи престола Фердинанду I.

В текст соглашения не вошли гарантии против принуждения лютеранских подданных католических субъектов империи к переходу в католичество. Они стали предметом отдельной «Декларации Фердинанда » за подписью римского короля, которая, однако, не получила статуса закона империи.

Условия соглашения

Аугсбургский религиозный мир представлял собой компромисс между католическими и протестантскими субъектами Священной Римской империи, направленный на поддержание мира и стабильности в биконфессиональной стране. В этом отношении соглашение являлось очередным шагом в развитии идеи «земского мира », утверждённой ещё в 1495 году в качестве имперского закона. Хотя конфессиональный раскол Германии на католический и протестантский лагеря сохранялся, в государственно-правовой и общественно-политической сфере Аугсбургский мир восстановил единство империи.

Важнейшим положением Аугсбургского религиозного мира стало признание лютеранства в качестве легитимной конфессии. Само соглашение представляло по сути договор между католическими и лютеранскими субъектами империи под главенством объединяющих институтов - имперских учреждений и императора из дома Габсбургов . Однако в тексте Аугсбургского мира не содержались чёткие критерии отнесения исповедуемой конфессии к лютеранству: под лютеранами понимались лица, исповедующие Аугсбургское исповедание 1530 года , и «конфессионально родственные им члены». Эта оговорка позволила в дальнейшем кальвинистам также претендовать на легитимность и полноправное участие в государственной системе империи. Другие протестантские конфессии (цвинглианство , анабаптизм , спиритуализм) не получили признания в империи и оказались вне закона. Утвердив легитимность лютеранства, Аугсбургский мир также провозгласил амнистию для всех лиц, осуждённых из-за своей принадлежности к этому вероисповеданию, и прекращение юрисдикции католических церковных судов над лютеранами.

Cujus regio, ejus religio

Аугсбургское соглашение установило гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Каждый субъект империи мог свободно перейти из католичества в лютеранство или обратно. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию не могла служить причиной ограничения данного субъекта в правах. В свободных имперских городах был введён принцип равных прав представителей обеих конфессий на отправление религиозных культов. Свободу вероисповедания получили также имперские рыцари , находившиеся в непосредственной вассальной зависимости от императора. Однако, несмотря на требования лютеран, Аугсбургский мир не предоставил право выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Позднее это положение трансформировалось в принцип cujus regio, eius religio - лат. чья страна, того и вера . Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества.

Католической партии удалось внести в текст Аугсбургского мира так называемую «духовную оговорку» (

Читайте также: